kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока и презентация по экономике по теме"Избыточный спрос и избыточное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Избыточный спрос и избыточное предложение. Урок экономики в 8-м классе

     

    Тема урока: Избыточный спрос и избыточное предложение.

    Тип урока: комбинированный, т.к. включает в себя повторение ранее изученного и усвоение нового материала.

    Цель: Выяснить ,что происходит на рынке при избыточном спросе и предложении.

    Задачи  урока:

  • Образовательная: усвоение новых экономических категорий по теме «Рыночное равновесие»: избыточный (неудовлетворенный) спрос и избыточное предложение.
  • Развивающая: развитие навыков математического анализа экономических явлений, умение анализировать варианты отклонения от равновесной цены.
  • Воспитательная: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
  • Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

    Материалы к уроку: магнитные  карточки с обозначениями экономических понятий (P, Q, s, D, Qd, Qs, Qe, Pe, E), график, отображающий математическую модель рыночного равновесия, карточки с упражнением «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».

    Презентация

    Этапы урока:

  • Сообщение темы и задач урока.
  • Активизация знаний учащихся
  • Повторение знаний учащихся (задача)
  • Постановка новых условий задачи для подведения к пониманию новых экономических категорий «Избыточное предложение» и «Избыточный спрос»
  • Первичное закрепление материала (упражнение на анализ рынка)
  • Выводы по уроку
  • Оценки, домашнее задание
  •  

                                               ХОД  УРОКА

  • Проверка готовности к уроку (карандаши, линейки, ручки, тетради, дневники)
  • Запись темы урока.
    Знакомство с планом урока.
  • Учитель: «Сначала мы с вами вытащим из тайников нашей памяти кое-что ценное и восхитимся нашими глубокими знаниями. А для этого повторим темы «Спрос», «Предложение», «Рыночное равновесие». Затем ответим на вопрос (и это наша главная задача на сегодня): «Какие ситуации могут сложиться на рынке, если цена отклоняется от равновесной?». Потренируем мозги, а для этого заглянем на рынок помидоров. И, наконец, подведем итоги нашего приятного и плодотворного общения».

    2. Активизация  знаний

    На доске – графическая модель рыночного равновесия, но на ней не все обозначения.

     

    Рисунок 1.

    Учитель показывает карточки, ученики обозначают на графике и отвечают на вопросы:

  • P, Q, S, D – обозначить на графике, сказать, что такое спрос, что такое предложение
  • Qd = Qs – что означает равенство? Что такое рыночное равновесие?
  • Е – что такое точка  равновесия ?
  • Pe – какая цена называется равновесной ценой?
  • Qe – что такое равновесное количество?
  • – Как можно найти равновесное количество и равновесную цену? (Аналитически – решая уравнения  и графически – построив графики спроса и предложения.)
  • 3. Задача

    Спрос  задан уравнением  Q d = 7 – P, предложение  Qs = – 5 + 2P, найти  равновесную цену и равновесное количество.

    1 способ: аналитический:

    Qd = Qs 
    7 – P = – 5 + 2P 
    12 = 3P 
    Pe = 4 руб.
    Qe = 7 – 4 = 3 ед.
    Ответ: Pe = 4 руб; Qe = 3 ед.

    2 способ: графический:

    Qd = 7 – P
    Qe = – 5 + 2P


    P

    1

    3

    Qd

    6

    4

     

    P

    3

    4

    Qs

    1

    3

     

     

     

    Рисунок 2

    Новые условия:

    А если цена на рынке будет равна 5 рублям?
    Р = 5 руб., т.е. Р > Ре
    Спрос Qd = 7 – 5 = 2 - могут купить
    Предложение Qs = - 5 + 25 = 5 - могут предложить
    Сколько будет продано? Qпродаж = 2
    Qs > Qd
    Qsизб.= Qs – Qd = 5 – 2 = 3
    Рассмотреть на графике.

    Если Р > Ре, то Qs > Qd  => избыточное предложение

    Если цена на товар установилась выше равновесной, то величина предложения становится больше величины спроса и это приводит к ситуации избыточного предложения.

    Новое условие:

    Р = 3 руб., т.е. Р < Ре
    Спрос Qd = 7 – 3 = 4 – могут купить
    Предложение Qs = - 5 + 6 = 1 – могут предложить
    Qпродаж = 1
    Qd > Qs
    Qdизб. = Qd – Qs = 4 – 1 = 3
    Рассмотреть ситуацию на графике.

    Если Р < Ре, то Qd > Qs =>неудовлетворенный спрос(дефицит)

     

     

    Рисунок 3

    4. Первичное закрепление материала

    Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».

    Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

    Цена за 1 кг
    (в руб.)

    Величина спроса
    Qd (млн.кг в год)

    Величина предложения
    Qs (млн.руб.)

    40

    10

    3

    42

    9

    4

    44

    8

    5

    46

    7

    6

    48

    6

    7

    50

    5

    8

  • Начертить кривые спроса и предложения и найти равновесную цену и равновесное количество.
  • Какая ситуация сложится на рынке, если цена будет равна 43 руб?
  • Какая ситуация сложится на рынке, если цена будет равна 50 руб?
  • В каком направлении будут меняться цены в условиях дефицита? В условиях затоваривания?
  • 5. Подведение итогов

    Какие ситуации могут складываться на рынке при отклонении цены на товар от равновесной? Когда?

    6. Оценки. Домашнее задание

    1) На карточках: показать на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если:

    – Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь?
    – Правительство в порядке поддержки с/х-ва  введет субсидию на каждый кг выращенных помидоров?

    2) Рабочая тетрадь: стр. 117-118 № 1 и № 3

     

Просмотр содержимого документа
«МБОУ Большесодомовская ООШ»

МБОУ Большесодомовская ООШ

Тонкинского района

Нижегородской области









Разработка урока по экономике 8 класс Тема: «Избыточный спрос и избыточное предложение»









Подготовила учитель истории и экономики

МБОУ Большесодомовской ООШ

Смирнова Татьяна Ивановна







2015 год

Избыточный спрос и избыточное предложение. Урок экономики в 8-м классе



Тема урока: Избыточный спрос и избыточное предложение.

Тип урока: комбинированный, т.к. включает в себя повторение ранее изученного и усвоение нового материала.

Цель: Выяснить ,что происходит на рынке при избыточном спросе и предложении.

Задачи урока:

  • Образовательная: усвоение новых экономических категорий по теме «Рыночное равновесие»: избыточный (неудовлетворенный) спрос и избыточное предложение.

  • Развивающая: развитие навыков математического анализа экономических явлений, умение анализировать варианты отклонения от равновесной цены.

  • Воспитательная: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Материалы к уроку: магнитные  карточки с обозначениями экономических понятий (P, Q, s, D, Qd, Qs, Qe, Pe, E), график, отображающий математическую модель рыночного равновесия, карточки с упражнением «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».

Презентация

Этапы урока:

  • Сообщение темы и задач урока.

  • Активизация знаний учащихся

  • Повторение знаний учащихся (задача)

  • Постановка новых условий задачи для подведения к пониманию новых экономических категорий «Избыточное предложение» и «Избыточный спрос»

  • Первичное закрепление материала (упражнение на анализ рынка)

  • Выводы по уроку

  • Оценки, домашнее задание



ХОД УРОКА

    1. Проверка готовности к уроку (карандаши, линейки, ручки, тетради, дневники)

    2. Запись темы урока.
      Знакомство с планом урока.

Учитель: «Сначала мы с вами вытащим из тайников нашей памяти кое-что ценное и восхитимся нашими глубокими знаниями. А для этого повторим темы «Спрос», «Предложение», «Рыночное равновесие». Затем ответим на вопрос (и это наша главная задача на сегодня): «Какие ситуации могут сложиться на рынке, если цена отклоняется от равновесной?». Потренируем мозги, а для этого заглянем на рынок помидоров. И, наконец, подведем итоги нашего приятного и плодотворного общения».

2. Активизация  знаний

На доске – графическая модель рыночного равновесия, но на ней не все обозначения.

Рисунок 1.

Учитель показывает карточки, ученики обозначают на графике и отвечают на вопросы:

  • P, Q, S, D – обозначить на графике, сказать, что такое спрос, что такое предложение

  • Qd = Qs – что означает равенство? Что такое рыночное равновесие?

  • Е – что такое точка  равновесия ?

  • Pe – какая цена называется равновесной ценой?

  • Qe – что такое равновесное количество?

  • – Как можно найти равновесное количество и равновесную цену? (Аналитически – решая уравнения  и графически – построив графики спроса и предложения.)

3. Задача

Спрос  задан уравнением  Q d = 7 – P, предложение  Qs = – 5 + 2P, найти  равновесную цену и равновесное количество.

1 способ: аналитический:

Qd = Qs 
7 – P = – 5 + 2P 
12 = 3P 
Pe = 4 руб.
Qe = 7 – 4 = 3 ед.
Ответ: Pe = 4 руб; Qe = 3 ед.

2 способ: графический:

Qd = 7 – P
Qe = – 5 + 2P


P

1

3

Qd

6

4


P

3

4

Qs

1

3

 

 

Рисунок 2

Новые условия:

А если цена на рынке будет равна 5 рублям?
Р = 5 руб., т.е. Р Ре
Спрос Qd = 7 – 5 = 2 - могут купить
Предложение Qs = - 5 + 25 = 5 - могут предложить
Сколько будет продано? Qпродаж = 2
Qs Qd
Qsизб.= Qs – Qd = 5 – 2 = 3
Рассмотреть на графике.

Если Р Ре, то Qs Qd  = избыточное предложение

Если цена на товар установилась выше равновесной, то величина предложения становится больше величины спроса и это приводит к ситуации избыточного предложения.

Новое условие:

Р = 3 руб., т.е. Р Спрос Qd = 7 – 3 = 4 – могут купить
Предложение Qs = - 5 + 6 = 1 – могут предложить
Qпродаж = 1
Qd Qs
Qdизб. = Qd – Qs = 4 – 1 = 3
Рассмотреть ситуацию на графике.

Если Р Qs =неудовлетворенный спрос(дефицит)



Рисунок 3

4. Первичное закрепление материала

Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».

Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг
(в руб.)

Величина спроса
Qd (млн.кг в год)

Величина предложения
Qs (млн.руб.)

40

10

3

42

9

4

44

8

5

46

7

6

48

6

7

50

5

8

  • Начертить кривые спроса и предложения и найти равновесную цену и равновесное количество.

  • Какая ситуация сложится на рынке, если цена будет равна 43 руб?

  • Какая ситуация сложится на рынке, если цена будет равна 50 руб?

  • В каком направлении будут меняться цены в условиях дефицита? В условиях затоваривания?

5. Подведение итогов

Какие ситуации могут складываться на рынке при отклонении цены на товар от равновесной? Когда?

6. Оценки. Домашнее задание

1) На карточках: показать на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если:

– Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь?
– Правительство в порядке поддержки с/х-ва  введет субсидию на каждый кг выращенных помидоров?

2) Рабочая тетрадь: стр. 117-118 № 1 и № 3



Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока по экономоке Тема Избыточный спрос и избыточное предложение»

МБОУ Большесодомовская ООШ Тема урока: Избыточный спрос и избыточное предложение. Подготовила учитель истории и экономики Смирнова Татьяна Ивановна 2015 год

МБОУ Большесодомовская ООШ

Тема урока:

Избыточный спрос и избыточное

предложение.

Подготовила учитель истории и экономики

Смирнова Татьяна Ивановна

2015 год

Цели и задачи урока Цель: Выяснить ,что происходит на рынке при избыточном спросе и предложении. Задачи урока: Образовательная : усвоение новых экономических категорий по теме «Рыночное равновесие»: избыточный (неудовлетворенный) спрос и избыточное предложение. Развивающая : развитие навыков математического анализа экономических явлений, умение анализировать варианты отклонения от равновесной цены. Воспитательная : выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Цели и задачи урока

  • Цель: Выяснить ,что происходит на рынке при избыточном спросе и предложении.
  • Задачи урока:
  • Образовательная : усвоение новых экономических категорий по теме «Рыночное равновесие»: избыточный (неудовлетворенный) спрос и избыточное предложение.
  • Развивающая : развитие навыков математического анализа экономических явлений, умение анализировать варианты отклонения от равновесной цены.
  • Воспитательная : выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Спрос ( demand , D ) — количество товара, которое покупатели готовы приобрести на рынке  по определенной цене.

Спрос

( demand , D ) — количество товара, которое покупатели готовы приобрести на рынке по определенной цене.

Факторы, влияющие на спрос Ценовые факторы Неценовые факторы – изменение цены при неизменности других факторов– – изменение других факторов при неизменной цене– определяют величину спроса определяют функцию спроса

Факторы, влияющие на спрос

Ценовые факторы

Неценовые факторы

изменение цены при неизменности других факторов–

изменение других факторов при неизменной цене–

определяют величину спроса

определяют функцию спроса

Изменение величины спроса P C A B D Q

Изменение величины спроса

P

C

A

B

D

Q

Закон спроса ( law  of  demand ) — величина спроса находится в обратной зависимости от цены: выше цена       ниже спрос       выше спрос ниже цена

Закон спроса

( law of demand ) — величина спроса находится в обратной зависимости от цены:

  • выше цена

ниже спрос

выше спрос

  • ниже цена

Неценовые факторы Число покупателей Доходы покупателей Цены на другие товары Предпочтения Ожидания

Неценовые факторы

  • Число покупателей
  • Доходы покупателей
  • Цены на другие товары
  • Предпочтения
  • Ожидания

Влияние дохода на спрос Вид товара Доход  Н ормальный Рост дохода Спрос Н изший Пример Рост спроса Рост дохода Квартиры, автомобили Сокращение спроса Фаст-фуд, услуги метро

Влияние дохода на спрос

Вид товара

Доход

Н ормальный

Рост

дохода

Спрос

Н изший

Пример

Рост спроса

Рост дохода

Квартиры,

автомобили

Сокращение спроса

Фаст-фуд,

услуги метро

Влияние цен других товаров Основной товар Рост спроса Товар-субститут Видеоплеер Pioneer Рост спроса Товар-комплемент Сокращение спроса Видеоплеер Sony Видеодиск

Влияние цен других товаров

Основной товар

Рост спроса

Товар-субститут

Видеоплеер

Pioneer

Рост спроса

Товар-комплемент

Сокращение спроса

Видеоплеер

Sony

Видеодиск

Изменение функции спроса P D D 1 Рост спроса Q

Изменение функции спроса

P

D

D 1

Рост спроса

Q

Предложение ( supply , S ) — количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене.

Предложение

( supply , S ) — количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене.

Факторы, влияющие  на предложение Ценовые факторы Неценовые факторы – изменение цены при неизменности других факторов– – изменение других факторов при неизменной цене– определяют величину предложения определяют функцию предложения

Факторы, влияющие на предложение

Ценовые факторы

Неценовые факторы

изменение цены при неизменности других факторов–

изменение других факторов при неизменной цене–

определяют величину предложения

определяют функцию предложения

Предложение: изменение цены P C A S Q

Предложение: изменение цены

P

C

A

S

Q

Закон предложения ( law  of  supply ) — величина предложения находится в прямой зависимости  от цены: выше цена — выше предложение ниже цена — ниже предложение

Закон предложения

( law of supply ) — величина предложения находится в прямой зависимости от цены:

  • выше цена — выше предложение
  • ниже цена — ниже предложение

Закон предложения ( law  of  supply ) — величина  предложения находится в обратной зависимости от цены:      выше цена  — выше предложение  ниже цена — ниже предложение

Закон предложения

( law of supply ) — величина предложения находится в обратной зависимости от цены:

  • выше цена — выше предложение

  • ниже цена — ниже предложение

Изменение функции предложения P S S 1 Рост предложения A D Q

Изменение функции предложения

P

S

S 1

Рост предложения

A

D

Q

Неценовые факторы Рост объемов производства Улучшение условий производства Цены на другие товары Предпочтения Ожидания

Неценовые факторы

  • Рост объемов производства
  • Улучшение условий производства
  • Цены на другие товары
  • Предпочтения
  • Ожидания

Рыночное равновесие P D S S D Излишек C B A Рыночное равновесие F Дефицит Дефицит Q

Рыночное равновесие

P

D

S

S

D

Излишек

C

B

A

Рыночное равновесие

F

Дефицит

Дефицит

Q

Графики спроса и предложения Дженкин Флеминг (1833-1885),  английский инженер и экономист, впервые представил спрос и предложение  в виде пересекающихся графиков. Он же  изобрел канатные дороги.  На фоне эскиза такой дороги он показан на рисунке.

Графики спроса и предложения

Дженкин Флеминг

(1833-1885), английский инженер и экономист, впервые представил спрос и предложение в виде пересекающихся графиков. Он же изобрел канатные дороги. На фоне эскиза такой дороги он показан на рисунке.

Изменение рыночного равновесия P S D S Рост спроса A 1 Новая равновесная цена  и количество A Рост цены Равновесная цена и количество Q Рост количества

Изменение рыночного равновесия

P

S

D

S

Рост спроса

A 1

Новая равновесная цена и количество

A

Рост цены

Равновесная цена

и количество

Q

Рост количества

Первичное закрепление Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров». Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров: Цена за 1 кг  (в руб.) 40 Величина спроса  Qd (млн.кг в год) Величина предложения  Qs (млн.руб.) 10 42 3 44 9 46 8 4 48 5 7 6 6 50 7 5 8

Первичное закрепление

  • Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».
  • Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг (в руб.)

40

Величина спроса Qd (млн.кг в год)

Величина предложения Qs (млн.руб.)

10

42

3

44

9

46

8

4

48

5

7

6

6

50

7

5

8

Выводы Спрос — количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене. Спрос находится в обратной зависимости от цены товара: выше цена — ниже спрос. Предложение — количество товара, которое поставляется на рынок при определенной цене. Оно находится в прямой зависимости от цены: выше цена — больше предложение. Рыночное равновесие возникает, когда спрос равен предложению. Рыночный механизм автоматически устраняет избыток и дефицит товаров и устанавливает равновесную цену.

Выводы

  • Спрос — количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене.
  • Спрос находится в обратной зависимости от цены товара: выше цена — ниже спрос.
  • Предложение — количество товара, которое поставляется на рынок при определенной цене.
  • Оно находится в прямой зависимости от цены: выше цена — больше предложение.
  • Рыночное равновесие возникает, когда спрос равен предложению.
  • Рыночный механизм автоматически устраняет избыток и дефицит товаров и устанавливает равновесную цену.

Домашнее задание 1) На карточках: показать на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если: – Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь?  – Правительство в порядке поддержки с/х-ва  введет субсидию на каждый кг выращенных помидоров? 2) Рабочая тетрадь: стр. 117-118 № 1 и № 3  

Домашнее задание

  • 1) На карточках: показать на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если:
  • – Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь? – Правительство в порядке поддержки с/х-ва  введет субсидию на каждый кг выращенных помидоров?
  • 2) Рабочая тетрадь: стр. 117-118 № 1 и № 3

 

  Спасибо за внимание !

  Спасибо за

внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Смирнова Татьяна Ивановна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161689

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства