kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация «Изобразительные средства языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация « Изобразительные средства языка» предназначена для учащихся 7 класса Цель – изучение основных литературных изобразительно- выразительных средств языка, подготовка  к экзамену по русскому языку, развитие речи, умения анализировать художественный текст.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Изобразительные средства языка» »

Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное преимущественное прилагательным.  Осень  золотая  в гости к нам пришла.

Эпитет – образное определение

предмета или явления,

выраженное преимущественное

прилагательным.

Осень золотая в гости к нам

пришла.

Метафора – вид тропа, образованного по принципу сходства, средство иносказательной выразительности, скрытое сравнение, при котором один из сравниваемых предметов не назван, но подразумевается.  И эти дети гор были необычайно наивны.

Метафора – вид тропа, образованного по

принципу сходства, средство

иносказательной выразительности,

скрытое сравнение, при котором один из

сравниваемых предметов не назван, но

подразумевается.

И эти дети гор были необычайно

наивны.

Метонимия – разновидность метафоры, в которой существует объединение по обобществленному или количественному признаку.  Все флаги в гости будут к нам.

Метонимия – разновидность

метафоры, в которой существует

объединение по обобществленному

или количественному признаку.

Все флаги в гости будут к нам.

Синекдоха – разновидность метонимия, определяющаяся по количественному признаку.  Прочитал  всего Пушкина . Город спит .

Синекдоха – разновидность

метонимия, определяющаяся по

количественному признаку.

Прочитал всего Пушкина .

Город спит .

Олицетворение – троп, направленный на передачу свойств одушевленного предмета предметам неодушевленным.  Ветер  по морю гуляет . Белая  береза  под моим окном принакрылась  снегом…

Олицетворение – троп,

направленный на передачу

свойств одушевленного предмета

предметам неодушевленным.

Ветер по морю гуляет .

Белая береза под моим окном

принакрылась снегом…

Сравнение – изобразительная конструкция, построенная на смежности качеств и соединенная при помощи сравнительных союзов КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОДОБНО и т.п.  Море  бушевало  подобно кипящему котлу .

Сравнение – изобразительная

конструкция, построенная на

смежности качеств и соединенная

при помощи сравнительных союзов

КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО,

ПОДОБНО и т.п.

Море бушевало подобно кипящему

котлу .

ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.   Мы часто говорим: « Автор «Героя нашего времени » (вместо М.Ю. Лермонтов )

ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в

замене названия предмета или

явления описанием их

существенных признаков или

указанием на их характерные

черты.

Мы часто говорим: « Автор

«Героя нашего времени » (вместо

М.Ю. Лермонтов )

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

Гипербола – образное выражение,

содержащее непомерное

преувеличение размера, силы,

значения.

Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого – либо явления:  Ниже  тоненькой былиночки надо голову клонить.

Литота – выражение, содержащее,

в противоположность гиперболе,

непомерное преуменьшение размера,

силы, значения какого – либо

явления:

Ниже тоненькой былиночки надо

голову клонить.

АНТИТЕЗА – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия:  Ученье –  свет , а неученье – тьма .

АНТИТЕЗА – это оборот, в котором

для усиления выразительности речи

резко противопоставляются

противоположные понятия:

Ученье – свет , а неученье – тьма .

ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое:  горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

ОКСЮМОРОН – стилистическая

фигура, состоящая в соединении

двух понятий, противоречащих друг

другу, логически исключающих одно

другое:

горькая радость, звонкая тишина,

красноречивое молчание.

Контекстные синонимы – слова, выполняющие функции синонимов только в конкретном контекстуальном отрывке.  Только кочки и буераки указывали направление  тропы . Да и то эта тоненькая ниточка  не уводила далеко.

Контекстные синонимы – слова,

выполняющие функции синонимов

только в конкретном контекстуальном

отрывке.

Только кочки и буераки указывали

направление тропы . Да и то эта

тоненькая ниточка не уводила далеко.

Контекстные антонимы – слова, выполняющие функции антонимов только в конкретном контекстуальном отрывке.  Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем  трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.

Контекстные антонимы – слова,

выполняющие функции антонимов

только в конкретном

контекстуальном отрывке.

Странный он был человек: при

большом начальстве звонким

соловьем трели разводил, при

подчиненных же диким медведем

рыкал.

АНАФОРА – единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз.  Жара  встала стеной.  Жара  душила его своими горячими руками.  Жара  сводила с ума…

АНАФОРА – единоначалие, повтор

слова или группы слов в начале

некоторых стихов, строф или фраз.

Жара встала стеной. Жара душила его

своими горячими руками. Жара

сводила с ума…

Эпифора – единое завершение, повтор слова или группы слов в конце некоторых стихов, строф или фраз.

Эпифора – единое завершение, повтор

слова или группы слов в конце

некоторых стихов, строф или фраз.

АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор последнего слова(группы слов) предыдущего предложения в начале следующего.  Тогда он тихонько запел песню . Пес ню , которой его научила мать.

АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор

последнего слова(группы слов)

предыдущего предложения в начале

следующего.

Тогда он тихонько запел песню .

Пес ню , которой его научила мать.

ИНВЕРСИЯ является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место.  Шли  таким образом мы  уже дней пять. Лес  за нами темный, мрачный .

ИНВЕРСИЯ является одним из

важнейших средств

интонационно-синтаксического

выделения слов или их сочетаний.

Она состоит в постановке

выделяемых слов на синтаксически

необычное для них место.

Шли таким образом мы уже дней пять.

Лес за нами темный, мрачный .

ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости ( ни позвать, ни крикнуть, ни помочь )  или убыванием Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах .  

ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов

высказывания с постепенным

нарастанием значимости

( ни позвать, ни крикнуть,

ни помочь )

или убыванием

Все грани чувств, все грани правды

в мирах, в годах, в часах .

 

Парцеляция – сознательное нарушение границ предложений, направленное на сознательно эмоциональное выделение темы, часто бывает выражена неполными предложениями..  Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и жуткий свет.

Парцеляция – сознательное

нарушение границ предложений,

направленное на сознательно

эмоциональное выделение темы,

часто бывает выражена неполными

предложениями..

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и жуткий свет.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.  По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

одинаковое синтаксическое

построение соседних предложений

или отрезков речи.

По небу плывут тощие тучи.

Над рекой висят серые клочья

тумана.

В душе затаилась угрюмая боль.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это

стилистическая фигура, состоящая

в том, что вопрос ставится не с

целью получить на него ответ, а

чтобы привлечь внимание читателя

к тому или иному явлению.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для названия адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это

стилистическая фигура, состоящая

в подчеркнутом обращении к

кому-нибудь или чему-нибудь для

усиления выразительности речи.

Оно служит не столько для

названия адресата речи, сколько

для того, чтобы выразить

отношение к тому или иному

объекту, дать его характеристику.

Разработал учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 п. Талинка Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области Безруков Д.Н.

Разработал

учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ №7

п. Талинка

Октябрьского района

Ханты-Мансийского

автономного округа

Тюменской области

Безруков Д.Н.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация «Изобразительные средства языка»

Автор: Ефременко Марина Владимировна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока: Художественно-изобразительные средства русского языка. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-khudozhiestvienno-izobrazitiel-nyie-sriedstva-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "143603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418562934"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тема занятия "Изобразительно - выразительные средства языка" "
    ["seo_title"] => string(64) "tiema-zaniatiia-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "214859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432494193"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-po-litieraturie-na-tiemu-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182296"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425488021"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Изобразительно-выразительные средства языка "
    ["seo_title"] => string(48) "izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "240494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445019835"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства