Конспект урока: Художественно-изобразительные средства русского языка.
Конспект урока: Художественно-изобразительные средства русского языка.
Цели урока: 1. Образовательная.
Систематизировать и закрепить знания о средствах языка, полученные ранее;
Формировать умения безошибочно находить художественные средства в тексте.(формирование языковой компетенции)
2. Развивающие. Развитие познавательных интересов учащихся самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы. (формирование предметной, лингвистической компетенции)
3. Воспитывающие. Формировать культуру речи, воспитывать чуткое отношение к языку. (формирование коммуникативной компетенции)
Оборудование: техническое сопровождение к уроку «Средства выразительности в стихах русских поэтов», музыкальное сопровождение на стихи С. Есенина.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Художественно-изобразительные средства русского языка. »
Структура
урока
Содержа
тельность
урока
Деятельность
учителя
Рациональность
труда
ученика
Результат
самостоятельности
ученика
Формирование
ценностно- смысловой
компетенции
1.Целеполагание
Кроссворд
Знакомство учащихся с темой урока, чтобы ученики сами определили цель урока «Систематизировать и закрепить знания о художественно- изобразительных средствах языка, подготовиться к заданию В8»
Ученик сам ставит цель: «Закрепить знания о художественно- изобразительных средствах языка, подготовиться к заданию В8»
Формирование познавательной и самообразовательной компетенции
Формирование познавательной и самообразовательной информационной интеллектуальной компетенции
3. Закрепление
Контроль за деятельностью учащихся
Практическая работа.
изобразительно- художественные средства (тропы) в тексте, использованные авторами
синтаксические средства, использованные в текстах
Навык находить изобразительно-выразительные средства в текстах
Формирование познавательной и интеллектуальной технологической компетенции
4. Работа с презентацией
Определение особенностей стиля писателя
Навык выделять и находить изобразительно-выразительные средства в стихах
5. Работа с заданием В 8
Контроль за деятельностью учащихся
Учащиеся самостоятельно находят и называют художественные средства
6. Вывод
Учитель просит вспомнить цель урока, выполнена ли она на уроке?
Делают самостоятельные выводы о проделанной работе на уроке
7 Домашнее задание
Выучить термины
Урок русского языка в 11 классе
Художественно-изобразительные средства русского языка.
Цели урока:1.Образовательная.
Систематизировать и закрепить знания о средствах языка, полученные ранее;
Формировать умения безошибочно находить художественные средства в тексте.(формирование языковой компетенции)
2. Развивающие. Развитие познавательных интересов учащихся самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы. (формирование предметной, лингвистической компетенции)
3. Воспитывающие. Формировать культуру речи, воспитывать чуткое отношение к языку. (формирование коммуникативной компетенции)
Оборудование: техническое сопровождение к уроку «Средства выразительности в стихах русских поэтов», музыкальное сопровождение на стихи С. Есенина.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности и нацеливание на урок.
II . Решение кроссворда..
Кроссворд «Тропы»
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
После решения кроссворда, дети сами пытаются определить цель урока. (формирование познавательной и самообразовательной компетенции )
III Обобщение и систематизация знаний. (слайды)
IV Практическая работа
Прочитайте следующие фрагменты. Укажите, какие художественные средства (тропы) позволяют добиться яркой выразительности.
1. Мэтр Паоло Белличини писал свое соло для скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей… беспомощно – неловкий, при своем высоком росте и худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран.(Н. Гумилев)
Сравнение, эпитет
2. И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Громадные виолончели удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в темных углах.(Н. Гумилев)
Олицетворение
3. Между ними – золотые цветки мать-и-мачехи, похожие на солнышки: даже в непогоду от них полянки светлые и теплые. Наверное, эта алая божья коровка, яркой капелькой украсившая один из таких цветков, потому и замерла: греется, засунув крохотные ножки в пушистую глубину теплой желтой звездочки…(Я. Ольгина)
Метафора
4. Крошечную козявку термита днём не часто увидишь, но ночью они идут на охоту целыми полчищами. (В. Песков)
Гипербола
5. – Аркадий Петрович! – кричал в трубку взволнованный детский голос. - В аптеке на Маросейке нету.
- Поезжай дальше. На Разгуляй.
Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:
- Аркадий Петрович, есть. (К. Паустовский)
Парцелляция
Сравнение
6. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. (В. Шукшин)
Метонимия
Прочитайте следующие фрагменты и укажите напротив, какие синтаксические средства использованы.
1. Как же так получилось, что чувство милосердия в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным, совсем пропало? (Д. Гранин)
ГРАДАЦИЯ
2. Это тоскливое веселье продолжалось до самого утра. Тревожная радость светилась в глазах Антона. (С. Стеблов)
Оксюморон
3. Лежит снег белый, переливаясь на солнце огнями ослепительными… (М. Пришвин)
Инверсия
4. Романтика – это вариант желания жить не так, как живешь… Романтика – это преодоление трудностей и испытания себя в них. Романтика – это стремление к свободе, осуществление свободного выбора. (М. Веллер)
Синтаксический параллелизм
5. Кто станет спорить, что благотворительность – это проявление сострадания, желания облегчить чью-то жизнь? У кого хватит ума и совести охаять тех, кто щедро делится с ближними своими деньгами?
Риторический вопрос
6. Родная Русь моя, как больно мне без тебя, как горько! (М. Алданов)
Ритор. обращение
7. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… (А. Чехов)
Ряд однородных членов
8. Что значит интеллигентность, культурность человека? Знания, эрудиция, осведомленность? Нет! (Д. С. Лихачев)
Вопросно– ответная форма изложения
Работа с презентацией.
Анализ стихов С. Есенина. (дети читают стихотворение «Отговорила роща золотая», затем прослушивают песню в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»)
Какие художественно-изобразительные средства языка использует поэт?
VI Самостоятельная работа
Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
(1) Обессилевшая птица, застигнутая ранним снегом, падала в воду. (2) До десятка гусей с какой-то отчаянной решимостью села прямо на барку. (3) Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь – очень осторожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов.
(10) Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (11) Бурлаки смутились, и некоторые уже выпустили пойманную птицу.
(12) Выбившийся из сил гусиный косяк теперь покрывал Чусовую, точно живой снег. (13)Гуси не сторонились больше своего страшного врага - человека. (14) Те, которые попали на барку, успели отдохнуть и торжественно были спущены на воду к призывно гоготавшим товарищам.
(15) Яшка торжествовал и даже перекрестился, спуская последнего гуся.
Фрагмент рецензии.
«Поразительная картина, нарисованная автором текста, действительно впечатляет:______________ («точно живой снег» в 12 предложении) позволяет представить размеры обессилевшего гусиного косяка, который настолько устал, что потерял страх перед человеком: _____________ («не сторонились … страшного врага» в предложении 13) характеризует обычные отношения диких гусей и людей.
Конечно, вызывает негодование поведение бурлаков, потерявших голову от невероятной, как им казалось, удачи, а поэтому безжалостно бросившихся уничтожать измученных птиц:_____________ (предл.4) передает охотничий азарт, который охватил всех, кроме Якова. А что же он, как он вел себя?____________ (предл. 8,9) помогают понять его добрую душу, увидеть искреннее желание Яшки спасти гусей, доверившихся людям»
Список терминов:
Метафора
синтаксический параллелизм
градация
сравнительный оборот
эпитет
ряд однородных членов
VII. Вывод. Смогли ли вы выполнить цели, которые ставили в начале урока?
VIII. Домашнее задание. Выучить термины, выполнить из сборника Сениной с 8 -13 заданий В 8