kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема занятия "Изобразительно - выразительные средства языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия «Изобразительно-выразительные средства языка»

Цель и задачи:

Образовательные:

- повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

- совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

- подготовка к сдаче ОГЭ.

Развивающие:

- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

- развитие умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения.

Воспитательные:

- формирование и закрепление у учащихся бережного отношения к родной речи.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.

- Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
-  При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?

2-3  Изучение нового материала. Закрепление.

Слово педагога:

– Для того чтобы грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают  образность речи,  уметь  правильно классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и определять их функции в тексте.

Работа с презентацией.

Эпитет

ЭПИТЕТ - это образное определение.

Чем чаще всего выражены эпитеты?

- Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?

Был  - - день, но вдруг набежала -тучка. Из нее посыпался - дождь, а солнце продолжало светить. - капли падали на землю. Скоро - дождь кончился, и через  все небо протянулась -- радуга.

Функции эпитета 

- Придумайте такие словосочетания, где бы эти слова выступали в основном и в переносном значении. Синий, золотой, тяжелая, свирепый

Вашему вниманию предлагаются иллюстрации по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ним: «Месяц величаво поднялся на небо…»

-Почему автор использовал именно это слово?      

Как называется данный приём?

Олицетворение-перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека

Функции олицетворения

- Найдите олицетворения

1. Ты вел мечи на пир обильный

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

4. Улыбнулись сонные березки

5. Плачет дождь, воет вьюга.

6. Забормотал спросонок гром

Метафора  –

перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними.

Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте

1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.

2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?

3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?

4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.

-  Найдите метафору

      Солнце смеется.

Бродячая толпа облаков…

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)

Лексические средства языка

Признаки  фразеологизмов

Работа в группах.
Подбери синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                               

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                      

5) как гром среди ясного   неба                                                                           

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                        

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления             

8) как мел    

Выбери нужное слово.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь);

Творческий диктант.

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …;  гроша медного не …;  днём с огнём не …;   палец о палец не … .

Задание: Укажите  соответствие между теоретическими понятиями и их  определениями.

1.МетАфора

1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.

2.ФразеологИзм

2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

3.ЭпИтет

3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.

4.СравнЕние

4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа.

5.ОлицетворЕние

5. Перенесение значения по сходству.

6.МетонИмия

6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

7.АллитерАция

7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)

8.ИнвЕрсия

8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

9.АнтитЕза

9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

10.Риторический вопрос

10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Проверка задания.

 Произведите анализ средств изобразительности в тексте.

Символ моей родины.

            Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки  точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат.  Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

            Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат  вокруг цветка, будто танцуют.  Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные,  как  девочки-первоклассницы.

            Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они  летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто  тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

            Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

4. Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Тема занятия "Изобразительно - выразительные средства языка" »

Тема занятия «Изобразительно-выразительные средства языка»

Цель и задачи:

Образовательные:

- повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

- совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

- подготовка к сдаче ОГЭ.

Развивающие:

- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

- развитие умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения.

Воспитательные:

- формирование и закрепление у учащихся бережного отношения к родной речи.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.

- Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
- При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?

2-3 Изучение нового материала. Закрепление.

Слово педагога:

– Для того чтобы грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают образность речи, уметь правильно классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и определять их функции в тексте.

Работа с презентацией.

Эпитет

ЭПИТЕТ - это образное определение.

Чем чаще всего выражены эпитеты?

- Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?

Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга.

Функции эпитета

- Придумайте такие словосочетания, где бы эти слова выступали в основном и в переносном значении. Синий, золотой, тяжелая, свирепый

Вашему вниманию предлагаются иллюстрации по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ним: «Месяц величаво поднялся на небо…»

-Почему автор использовал именно это слово?

Как называется данный приём?

Олицетворение-перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека

Функции олицетворения

- Найдите олицетворения

1. Ты вел мечи на пир обильный

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

4. Улыбнулись сонные березки

5. Плачет дождь, воет вьюга.

6. Забормотал спросонок гром

Метафора –

перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними.

Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте

1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.

2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?

3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?

4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.

- Найдите метафору

Солнце смеется.

Бродячая толпа облаков…

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)

Лексические средства языка

Признаки фразеологизмов

Работа в группах.
Подбери синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

                           

Выбери нужное слово.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь);

Творческий диктант.

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …;  гроша медного не …;  днём с огнём не …;   палец о палец не … .

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1.МетАфора

1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.

2.ФразеологИзм

2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

3.ЭпИтет

3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.

4.СравнЕние

4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа.

5.ОлицетворЕние

5. Перенесение значения по сходству.

6.МетонИмия

6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

7.АллитерАция

7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)

8.ИнвЕрсия

8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

9.АнтитЕза

9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

10.Риторический вопрос

10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Проверка задания.

 Произведите анализ средств изобразительности в тексте.

Символ моей родины.

Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

4. Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тема занятия "Изобразительно - выразительные средства языка"

Автор: Пономаренко Валентина Николаевна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Художественный стиль. Изобразительно - выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(65) "khudozhiestviennyi-stil-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "103502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402588797"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Веселая грамматика". Программа факультативного курса по русскому языку  в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "viesielaia-ghrammatika-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423289471"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства