kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю подготовить выпускников к сдачи ЕГЭ.

 В демоверсии части А (задание 24) Впишите наименования тропов, фигур речи или лексических единиц; найдите их в каждом из предложений.

Презентация поможет учащимся  повторить изобразительно-выразительные средства языка ( тропы и синтаксические фигуры языка), так же вспомнять чем отличаются тропы от фигур, проанализируют на примерах.

Практическая часть даст возможность закрепить и проверить знания на практике.

Средства выразительности также помогут учащимся  понять авторское отношение к изображаемому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс »

Изобразительно-выразительные средства языка Путь к любой карьере усыпан цветами красноречия.  (А.П.Чехов)

Изобразительно-выразительные средства языка

Путь к любой карьере

усыпан цветами красноречия.

(А.П.Чехов)

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности .

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности .

Выразительность – употребление таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, воздействуют на разум и чувства.

Выразительность – употребление таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, воздействуют на разум и чувства.

Тропы и фигуры речи  (средства художественной выразительности)

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)

  • Троп (греч. tropos ) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.
  • Фигура (лат. figure — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ственное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким
Тропы и фигуры речи  (средства художественной выразительности   ТРОПЫ ФИГУРЫ

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности

ТРОПЫ

ФИГУРЫ

  • Метафора
  • Олицетворение
  • Эпитет
  • Синекдоха
  • Метонимия
  • Сравнение
  • Литота
  • Гипербола
  • Ирония
  • Сарказм
  • Градация
  • Анафора
  • Эпифора
  • Оксюморон
  • Инверсия
  • Бессоюзие (асиндетон)
  • Многосоюзие (полисиндетон)
  • Эллипсис
ТРОПЫ Эпитеты-художественное определение:

ТРОПЫ

Эпитеты-художественное определение:

  • Постоянные (добрый молодец)
  • Изобразительные (лиловые сумерки)
  • Лирические (прощальный свет)
  • Сложные (светло-пушистая снежинка)
  • Метафорические ( смелая снежинка)
Сравнение  Сравнения- это способ описания или характеристики природы, человека и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, точно, словно. И листочки бегут по дорожке Словно жёлтые мышки от кошки.  В.Орлов

Сравнение

Сравнения- это способ описания или характеристики природы, человека и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, точно, словно.

И листочки бегут по дорожке

Словно жёлтые мышки от кошки.

В.Орлов

Метафора  Метафора -скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,союз отсутствует. Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вёл вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ.  Н.А.Заболоцкий

Метафора

Метафора -скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,союз отсутствует.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вёл вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Н.А.Заболоцкий

Олицетворение  Олицетворение- частный случай метафоры уподобление неживого живому. Солнышко утром в колодезь озёр Глянуло-месяца нет…..  С.Есенин Вокруг меня кольцо сжимается, Неслышно подползает сон….  В.В.Ходасевич

Олицетворение

Олицетворение- частный случай метафоры уподобление неживого живому.

Солнышко утром в колодезь озёр

Глянуло-месяца нет…..

С.Есенин

Вокруг меня кольцо сжимается,

Неслышно подползает сон….

В.В.Ходасевич

Метонимия  Метонимия- перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении  Я три тарелке съел!  И.Крылов  Вся Ивановская площадь шеи вытянула……  Р. Рожденственский

Метонимия

Метонимия- перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении

Я три тарелке съел!

И.Крылов

Вся Ивановская площадь шеи вытянула……

Р. Рожденственский

Синекдоха  Синекдоха-перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использование ед.числа вместо множественного и наоборот.  Все флаги в гости будут к нам, И запируют на просторе….  А.С.Пушкин

Синекдоха

Синекдоха-перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использование ед.числа вместо множественного и наоборот.

Все флаги в гости будут к нам, И запируют на просторе….

А.С.Пушкин

Аллегория  Аллегория- образное иносказание, образ условен,  подразумевается иное.  Волк - злоба, лиса - хитрость, осел - упрямство (

Аллегория

Аллегория- образное иносказание, образ условен,

подразумевается иное.

Волк - злоба, лиса -

хитрость, осел - упрямство ("Волк и ягненок" И. А. Крылова).

Гипербола  Гипербола- художественное преувеличение. Река крови, море смеха.

Гипербола

Гипербола- художественное преувеличение.

Река крови, море смеха.

Литота  Литота – художественное преуменьшение. «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить»

Литота

Литота – художественное преуменьшение.

«Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить»

Ирония  Ирония- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.   Слуга влиятельных господ,       С какой отвагой благородной       Громите речью вы свободной       Всех тех, кому зажали рот.                                   (Ф.И. Тютчев)

Ирония

Ирония- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.

Слуга влиятельных господ,      С какой отвагой благородной      Громите речью вы свободной      Всех тех, кому зажали рот.                                  (Ф.И. Тютчев)

Перифраз  Перифраз- - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл «царь зверей» - вместо «лев»

Перифраз

Перифраз- - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл

«царь зверей» - вместо «лев»

Гротеск  Гротеск-изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.      Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,    Дикие проклятья дорогой изрыгая.    И вижу: сидят людей половины.    О дьявольщина! Где же половина другая?                                 (В. Маяковский )

Гротеск

Гротеск-изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

     Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,   Дикие проклятья дорогой изрыгая.   И вижу: сидят людей половины.   О дьявольщина! Где же половина другая?                                (В. Маяковский )

Фигуры  Анафора-повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.  Ты и убогая,        Ты и обильная,        Ты и забитая,        Ты и всесильная,        Матушка-Русь!…                     (Н.А. Некрасов)

Фигуры

Анафора-повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,       Ты и обильная,       Ты и забитая,       Ты и всесильная,       Матушка-Русь!…                    (Н.А. Некрасов)

Антитеза  Антитеза-стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.         Ты богат, я очень беден;         Ты прозаик, я поэт;         Ты румян, как маков цвет,         Я, как смерть, и тощ и бледен.                                             (А.С. Пушкин)

Антитеза

Антитеза-стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

       Ты богат, я очень беден;        Ты прозаик, я поэт;        Ты румян, как маков цвет,        Я, как смерть, и тощ и бледен.                                            (А.С. Пушкин)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ  Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. « И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь » П. Г. Антокольский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

« И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь » П. Г. Антокольский)

Градация Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.  Не жалею, не зову, не плачу.    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.     Увяданья золотом охваченный,     Я не буду больше молодым.                                         (С. Есенин)

Градация

Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.   Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.    Увяданья золотом охваченный,    Я не буду больше молодым.                                        (С. Есенин)

Эпифора  Эпифора- стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.  Вот на берег вышли гости,   Царь Салтан зовёт их в гости...                                    (А. С. Пушкин)

Эпифора

Эпифора- стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.

Вот на берег вышли гости,

  Царь Салтан зовёт их в гости...                                   (А. С. Пушкин)

Оксюморон Оксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия.  «Горячий снег», «Живой труп»

Оксюморон

Оксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия.

«Горячий снег», «Живой труп»

Антитеза Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Легко подружиться, тяжело разлучиться;  Умный научит, дурак наскучит ;

Антитеза

Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий.

Легко подружиться, тяжело разлучиться;

Умный научит, дурак наскучит ;

  • Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит ;
Инверсия Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок.  Он червяков накопал, удочки притащил. Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин).

Инверсия

Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок.

Он червяков накопал, удочки притащил.

Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин).

Риторический вопрос Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)

Риторический вопрос

Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)

Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:

  • Я вчера задыхался от счастья,

А сегодня кричу от боли.

(Р. Ивнев)

Антитеза

  • Там мертвой славе отдают

Меня – твои живые руки.

(А.Ахматова)

Антитеза

  • По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие

(И. Гончаров)

Инверсия

  • Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.

Перифраз

  • Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Олицетворение

  • Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.

метафора

  • Пляшет перед звездами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид.

(А.Тарковский)

Анафора

  • Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

(А. Блок)

Эпифора

  • С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях.

(М. Волошин)

Градация

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа. 1) Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в неё пищу, а другая от неё засоряется. Сегодня старый ясень сам не свой, — Как будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, А почему — никто сказать не может. И листья лёгкие в раздоре меж собой, И ветви гнутые скрипят, друг с другом споря. эпитет метафора метонимия олицетворение сравнение антитеза риторический вопрос синекдоха 3) Где начало того конца, которым оканчивается начало? 4) Небу под снег хотелось, Улицу бил озноб, Ветер дрожал за целость Вывесок, блях и скоб. 5) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. 6) Утешится безмолвная печаль, и резвая за-думается радость.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1) Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в неё пищу, а другая от неё засоряется.

  • Сегодня старый ясень сам не свой, — Как будто страшный сон его тревожит. Ветвями машет, шевелит листвой, А почему — никто сказать не может. И листья лёгкие в раздоре меж собой, И ветви гнутые скрипят, друг с другом споря.

эпитет

метафора

метонимия

олицетворение

сравнение

антитеза

риторический

вопрос

синекдоха

3) Где начало того конца, которым оканчивается начало?

4) Небу под снег хотелось, Улицу бил озноб, Ветер дрожал за целость Вывесок, блях и скоб.

5) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

6) Утешится безмолвная печаль, и резвая за-думается радость.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна.   Козьма Прутков 2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок. Б. Пастернак 3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. А. Пушкин 4) Мужики — за топоры. 5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 6) Перо его местию дышит.  А. Толстой 7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка. 9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые! В. Маяковский 10) Он громко, рыдающе засмеялся. 11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка. 12) И упало каменное слово  На мою живую грудь.  Ничего, ведь я была готова,  Справлюсь с этим как-нибудь.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

  • 1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна.
  • Козьма Прутков
  • 2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.
  • Б. Пастернак
  • 3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.
  • А. Пушкин
  • 4) Мужики — за топоры.
  • 5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • 6) Перо его местию дышит.
  • А. Толстой
  • 7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
  • 8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.
  • 9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые!
  • В. Маяковский
  • 10) Он громко, рыдающе засмеялся.
  • 11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.
  • 12) И упало каменное слово

На мою живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

  • А. Ахматова
Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 13) У меня сегодня много дела:  Надо память до конца убить,  Надо, чтоб душа окаменела,  Надо снова научиться жить. А. Ахматова 14) Как будто душа о желанном просила,  И сделали ей незаслуженно больно,  И сердце простило, но сердце застыло,  И плачет, и плачет, и плачет невольно. К. Бальмонт 15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;  Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

  • 13) У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

  • А. Ахматова
  • 14) Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно,

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

  • К. Бальмонт
  • 15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;

Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.

  • К. Бальмонт
  • 16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.
  • К. Бальмонт
  • 17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.
  • А. Белый
  • 18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.
  • А. Блок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кравчёнок Нина Николаевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства