kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительно-выразительные средства языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены изобразительно-выразительные средства языка, подобранные из ФИПИ, В данной подборке выдержки из текстов с эпитетами, сравнениями, олицетворенями, фразеологизмами. Просто, удобно.  Материал поможет подготовить учащихся 9 классов к государтсвенной итоговой аттестации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка »

Задания из ФИПИ. Готовимся к ОГЭ Автор учитель русского языка и литературы Дубняк М.А.

Задания из ФИПИ. Готовимся к ОГЭ

Автор учитель русского языка и литературы

Дубняк М.А.

В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?     1)  Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!     2)  А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.     3)  Здорово, юный жених!     4)  Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
  • В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
  •     1)  Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
  •     2)  А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
  •     3)  Здорово, юный жених!
  •     4)  Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.     1)  Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.      2)  Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: –   Жучка, Жучка!     3)  Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.     4)  Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  •     1)  Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 
  •     2)  Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
  • –   Жучка, Жучка!
  •     3)  Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
  •     4)  Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.     1)  Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.     2)  Какое это было счастье –  полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...     3)  Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?     4)  Обучить грамоте и поскорее отпустить домой –  работать .
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  •     1)  Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
  •     2)  Какое это было счастье –  полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
  •     3)  Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
  •     4)  Обучить грамоте и поскорее отпустить домой –  работать .
В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?     1)  Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.     2)  Сергеева –  артистка театра, молодая и красивая женщина.     3)  –  Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.     4)  Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.  А когда спасают, то долго не думают…
  • В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
  •     1)  Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
  •     2)  Сергеева –  артистка театра, молодая и красивая женщина.
  •     3)  –  Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
  •     4)  Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.     1)  Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.     2)  И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.     3)  Это моего отца убили... –  закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.     4)  Он был рад, что мать не видит его слёз.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  •     1)  Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
  •     2)  И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
  •     3)  Это моего отца убили... –  закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
  •     4)  Он был рад, что мать не видит его слёз.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .     1)  Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.     2)  Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.     3)  Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.     4)  Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
  •     1)  Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
  •     2)  Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
  •     3)  Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
  •     4)  Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.     1)  Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.     2)  До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.     3)  Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки  – Нюра и Рая Ивановы.     4)  Впереди было ещё почти два года блокады...
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  •     1)  Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
  •     2)  До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
  •     3)  Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки  – Нюра и Рая Ивановы.
  •     4)  Впереди было ещё почти два года блокады...
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.     2)  Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.     3)  А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.     4)  И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
  •     2)  Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
  •     3)  А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
  •     4)  И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.     1)  Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.     2)  На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.     3)  Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.     4)  Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  •     1)  Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
  •     2)  На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
  •     3)  Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
  •     4)  Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.     2)  Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.     3)  Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.     4)  Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
  •     2)  Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
  •     3)  Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
  •     4)  Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…     2)  …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.     3)  Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.     4)  Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
  •     2)  …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
  •     3)  Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
  •     4)  Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.     1)  Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.     2)  У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик –  ведомым.     3)  Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.     4)  Она стала листать классный журнал.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
  •     1)  Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
  •     2)  У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик –  ведомым.
  •     3)  Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
  •     4)  Она стала листать классный журнал.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.     2)  Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?     3)  Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.     4)  И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
  •     2)  Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
  •     3)  Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
  •     4)  И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».     2)  А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.     3)  Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.     4)  Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
  •     2)  А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
  •     3)  Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
  •     4)  Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.     1)  Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу –  началась детская игра «А ну-ка, отними!»...     2)  Тот сидел сгорбясь –  локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, –  взглядом упирался в одну точку –  от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.     3)  Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!     4)  Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
  •     1)  Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу –  началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
  •     2)  Тот сидел сгорбясь –  локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, –  взглядом упирался в одну точку –  от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
  •     3)  Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
  •     4)  Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...     2)  Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...     3)  Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.     4)  Пришло время удивляться Валерке.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
  •     2)  Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
  •     3)  Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
  •     4)  Пришло время удивляться Валерке.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.     1)  Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.     2)  Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.     3)  Первый раз Миху поколотили уже первого сентября –  несильно и назидательно –  на большой перемене.     4)  Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  •     1)  Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
  •     2)  Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
  •     3)  Первый раз Миху поколотили уже первого сентября –  несильно и назидательно –  на большой перемене.
  •     4)  Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.     1)  Птицы замолчали, уступив место нашему герою.     2)  Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.     3)  Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.     4)  Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
  • В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.
  •     1)  Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
  •     2)  Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
  •     3)  Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
  •     4)  Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изобразительно-выразительные средства языка

Автор: Дубняк Маргарита Александровна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240494


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства