kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация: "Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

Понятие о глаголе

•Общее грамматическое значение

•Морфологические признаки

•Синтаксические признаки

•Образец морфологического разбора

•Правописание не с глаголами

Общее грамматическое значение.

•Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие  и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы называют различные действия:

1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами".»

Глагол.  Понятие о глаголе.  Правописание не с глаголами.   6 класс

Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами.

6 класс

План:   Понятие о глаголе

План:

Понятие о глаголе

  • Общее грамматическое значение
  • Морфологические признаки
  • Синтаксические признаки
  • Образец морфологического разбора
  • Правописание не с глаголами
Общее грамматическое  значение.

Общее грамматическое значение.

  • Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы называют различные действия:   1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др. 2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др. 3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.

Глаголы называют различные действия: 1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.

4) действия, называющие различные состояния: грустить, любить, болеть, спать и др.  5) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

4) действия, называющие различные состояния: грустить, любить, болеть, спать и др.

5) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение. Изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.

Морфологические признаки глагола:

вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение.

Изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.

Синтаксические признаки глагола: в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания.

Синтаксические признаки глагола:

в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания.

Спряжение глаголов II спряжение 1) все глаголы на -ить (кроме 3 исключений); 2) 7 глаголов на -еть ( смотреть,  видеть,  ненавидеть,  терпеть, обидеть,  вертеть, зависеть ); 3) 4 глагола на -ать  ( гнать, держать, слышать, дышать ). I спряжение 1) глаголы брить, стелить,  зиждиться 2) все глаголы на -еть  (кроме 7 исключений) 3) все глаголы на -ать  (кроме 4 исключений) 4) все остальные  глаголы на -оть, - уть, - ть ,..

Спряжение глаголов

II спряжение

1) все глаголы на -ить

(кроме 3 исключений);

2) 7 глаголов на -еть ( смотреть, видеть,

ненавидеть,

терпеть, обидеть,

вертеть, зависеть );

3) 4 глагола на -ать

( гнать, держать, слышать, дышать ).

I спряжение

1) глаголы брить, стелить,

зиждиться

2) все глаголы на -еть

(кроме 7 исключений)

3) все глаголы на -ать

(кроме 4 исключений)

4) все остальные

глаголы на -оть, - уть, - ть ,..

Таблица окончаний спряжений глагола ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? I спр. -ать (ять) II спр.  -оть ить  -еть  -нуть  -ти и др. 1 л.  -у, -ю -ем 2 л. 1 л. -ешь -ете 3 л + искл.: брить, стелить -у, -ю -им -ет -ут -ют 2 л. 3 л. -ишь -ите -ит -ат -ят + искл.: гнать, дышать, держать, слышать,  ненавидеть, обидеть, смотреть, видеть, вертеть, зависеть, терпеть

Таблица окончаний спряжений глагола

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

I спр.

-ать (ять)

II спр.

-оть

ить

-еть

-нуть

-ти и др.

1 л.

-у, -ю

-ем

2 л.

1 л.

-ешь -ете

3 л

+ искл.: брить, стелить

-у, -ю -им

-ет -ут -ют

2 л.

3 л.

-ишь -ите

-ит -ат -ят

+ искл.: гнать, дышать, держать, слышать,

ненавидеть, обидеть, смотреть, видеть, вертеть, зависеть, терпеть

Порядок морфологического  разбора. Начальная форма; возвратный, невозврат- ный; вид; спряжение; употреблён в форме … наклонения, …времени (в изъявитель- ном накл.), …лица или рода, …числа. В предложении выполняет роль… .

Порядок морфологического разбора.

Начальная форма; возвратный, невозврат-

ный; вид; спряжение; употреблён в форме

… наклонения, …времени (в изъявитель-

ном накл.), …лица или рода, …числа.

В предложении выполняет роль… .

Времена глаголов Время Глагол несов.в. рисовать Настоящее Глагол сов.в. нарисовать рисую, рисует  Прошедшее -  Будущее простое рисова л  нарисова л  -  Будущее сложное нарисую  буду рисовать будет рисовать -

Времена глаголов

Время

Глагол несов.в.

рисовать

Настоящее

Глагол сов.в.

нарисовать

рисую, рисует

Прошедшее

-

Будущее простое

рисова л

нарисова л

-

Будущее сложное

нарисую

буду рисовать

будет рисовать

-

Правописание не с глаголами   Не с глаголами пишется раздельно  (не располагать, не мочь, не говорить…) Не с глаголами пишется слитно, если слово не употребляется без не  (нездоровится, ненавидеть, негодовать, н é житься)

Правописание не с глаголами

  • Не с глаголами пишется раздельно

(не располагать, не мочь, не говорить…)

  • Не с глаголами пишется слитно, если слово не употребляется без не

(нездоровится, ненавидеть, негодовать, н é житься)

Запишите глаголы в два столбика:  1) пишутся раздельно с не ;  2) пишутся слитно с не . (Не) обидел, (не) годовал, (не) доумевал, (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) домогал, (не) хватило, (не) здоровилось, (не) доспать, (не) взлюбить, (не) доглядеть.

Запишите глаголы в два столбика: 1) пишутся раздельно с не ; 2) пишутся слитно с не .

(Не) обидел, (не) годовал, (не) доумевал,

(не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) домогал, (не) хватило, (не) здоровилось, (не) доспать, (не) взлюбить, (не) доглядеть.

Образец морфологического разбора Примечания. 1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении. 2. В прош. времени глаголы изменяются по родам и числам. 3. В наст., и будущ. времени глаголы изменяются по лицам и числам. 4. Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют особого внимания при морфологическом разборе.

Образец морфологического разбора

Примечания.

1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении.

2. В прош. времени глаголы изменяются по родам и числам.

3. В наст., и будущ. времени глаголы изменяются по лицам и числам.

4. Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют особого внимания при морфологическом разборе.

Образец морфологического разбора Ходит — глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. ходить. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., II спр.;  непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым ( что делает? ходит ).

Образец морфологического разбора

Ходит — глагол, так как:

1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. ходить.

2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., II спр.;

непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица.

3. В предложении является сказуемым ( что делает? ходит ).

Образец морфологического разбора Бежит — глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. бежать. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.;  непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым ( что делает? бежит ).

Образец морфологического разбора

Бежит — глагол, так как:

1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. бежать.

2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.;

непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица.

3. В предложении является сказуемым ( что делает? бежит ).

Разноспрягаемые глаголы хотеть в ед. ч. –спряг. как глаг. I спр. во мн.ч. – как глаг. II спр. бежать – в 3л. мн.ч. – как глаг. I спр.  в остальных случаях – как глаг. II спр. Глаголы : есть, дать – особое спряжение, так как в ед. ч. в окончаниях нет гласных  Ем, ешь, ест; едим, едите, едят.  Дам, дашь, даст; дадим, дадите, дадут.

Разноспрягаемые глаголы

  • хотеть в ед. ч. –спряг. как глаг. I спр. во мн.ч. – как глаг. II спр.
  • бежать – в 3л. мн.ч. – как глаг. I спр.

в остальных случаях – как глаг. II спр.

  • Глаголы : есть, дать – особое спряжение, так как в ед. ч. в окончаниях нет гласных

Ем, ешь, ест; едим, едите, едят.

Дам, дашь, даст; дадим, дадите, дадут.

Безличные глаголы

Безличные глаголы

  • Обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Они обозначают:
  • явления (состояние) природы: светает, вечереет, смеркается, морозит, вьюжит…
  • Физическое состояние живого существа: лихорадит, знобит, тошнит, нездоровится, хочется
  • Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного (условного) наклонения
  • Светает . Уже рассветало , когда мы въехали. Рассветало бы поскорее!
Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью сущ. в В.п. без предлога (Р.п. без предл. – часть предмета) Все остальные - непереходные Глаголы с суффиксами -ся (-сь) Ветер  клонит деревья - В.п. без предл.  налить бензина (часть) - Р.п. без предл.  принести дров  (часть) - Р.п. без предл. поехать в Москву - В.п. с пр. зависеть от соседа - Р.п. с пр.

Переходные и непереходные глаголы

Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет.

Этот предмет выражается чаще всего с помощью сущ. в В.п. без предлога (Р.п. без предл. – часть предмета)

Все остальные - непереходные

Глаголы с суффиксами

-ся (-сь)

Ветер клонит деревья - В.п. без предл.

налить бензина (часть) - Р.п. без предл.

принести дров (часть) - Р.п. без предл.

поехать в Москву - В.п. с пр.

зависеть от соседа - Р.п. с пр.

Наклонения глагола

изъявительное

1. обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить

условное

повелительное

1. обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях

2. что делает? что делал? что сделает?

изменяются по временам, спрягаются

1. обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить

2. что делал бы? что сделал бы? изменяются по родам и числам;

не изменяются по временам

3. несов. в. – н.в., п.в., б.в. (составное)

бежать – бежит, бежал, будет бежать

сов.в. – п.в., б.в.

сделать – сделал, сделает.

3. образуются

от основы н.ф.г. + -л- + бы(б)

частица пишется отдельно, может стоять после глаг., перед ним, может быть отделена другими словами: бежал бы

4. II спр – на –ить + гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть

I – спр. – все остальные + брить, стелить

2. что делай? что сделай? изменяются по числам;

не изменяются по временам

3. образуется от основ н.в. и б.в. при помощи –и- или без суффикса.

учат – учи, учите;

спрячутся – спрячься, спрячьтесь;

бросают – бросай, бросайте.

4. видел бы, видела бы, видело бы,

видели бы

Я отправился бы в путешествие.

Я бы вылечил всех детей.

Если бы вечером залаяла собака, вы бы поняли , что идёт чужой.

4. употребляются обычно в форме 2 л., ед. и мн. ч.;

имеет также формы 3л. ед. и мн.ч. + да, пусть, пускай, ка

и 1л., мн.ч

Пускай поёт о нас страна!

Пусть всегда будет мама!

Спой-ка мне, соловушка!

в предложении – чаще сказуемое


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация: "Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами".

Автор: Блинкова Светлана Фёдоровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Тема «Глагол. Понятие о глаголе. Правописание  не  с глаголами»."
    ["seo_title"] => string(68) "tiema-glaghol-poniatiie-o-ghlagholie-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "252708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447430531"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "урок русского языка "Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-russkogho-iazyka-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "178186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424787542"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Части речи « Имя существительное, прилагательное, глагол» "
    ["seo_title"] => string(67) "chasti-riechi-imia-sushchiestvitiel-noie-prilaghatiel-noie-ghlaghol"
    ["file_id"] => string(6) "213062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431969115"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykapotiemiepravopisaniieiyposliets"
    ["file_id"] => string(6) "260298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448915313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства