Текст.
Признаки текста
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Текст. Признаки текста
Цель урока:
Узнать, что такое текст, каковы его признаки Повторить стили речи. Задачи урока:
Развивать устную речь, умение четко, логично и правильно формулировать свои мысли. Развивать умение пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов
Основные единицы языка
ЗВУК
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Можно ли данные предложения назвать текстом?
1. Стоял жаркий июльский день.
2. На мерзлую землю упал первый снег.
3. На территории лагеря находился клуб.
Первый признак текста :
Предложения в тексте связаны по смыслу.
Эти предложения связаны по смыслу? Текст ли перед вами? Почему?
1. Они то косо л…тели по ветру, то отвес…но ложились в сырую тр…ву. 2. Лист…я падали дни и ночи. 3. Нач…лся листопад.
4. Этот дож…ь шел н…делями.
5. Леса м…р…сили д…ждем обл…тевшей л…ствы.
Второй признак текста .
Предложения в тексте расположены в определенном порядке.
Порядок расположения в тексте предложений изменить нельзя , так как нарушатся смысловые отношения между ними
Третий признак текста
текст имеет
заглавие
ЗАГЛАВИЕ ТЕКСТА – это название произведения или отдельных его
частей.
Заглавие отражает либо тему, либо
основную мысль текста.
Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий,
понять идейный смысл текста.
Четвёртый признак текста
текст имеет тему, основную мысль.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
Часто тема текста отражается в его заглавии.
Можно задать вопрос : о чем говорится в
тексте?
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это его вывод,
жизненный урок.
Можно задать вопрос:
Чему учит текст?
С какой целью автор написал текст?
Наименьшая единица текста- предложение
Единица текста, состоящая из нескольких предложений - абзац
Каждый абзац на письме выделяется красной строкой .
Пятый признак текста
Текст делится на абзацы
Шестой признак текста
Текст написан определённым стилем
Что называется текстом?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль).
Эти предложения связаны по смыслу? Текст ли перед вами? Почему?
1. Они то косо л…тели по ветру, то отвес…но ложились в сырую тр…ву. 2. Лист…я падали дни и ночи. 3. Нач…лся листопад.
4. Этот дож…ь шел н…делями.
5. Леса м…р…сили д…ждем обл…тевшей л…ствы.
Проверь себя
Начался листопад.
Листья падали дни и ночи.
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь
шел неделями.
Задания:
Озаглавьте текст. Определите стиль текста, начав словами
Данный текст написан …… стилем.
3. Определите тему текста,
начав словами
В данном тексте говорится о ….
4. Определите основной смысл текста, начав словами
Данный текст учит нас …
«Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…» Д.СД.С.Лихачев:.Лихачев: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности,
нашей души, ума…»
Д.С.Лихачев: