kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Правописание безударной гласной в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Правописание безударной гласной в корне слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правописание безударной гласной в корне слова"»

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ  В КОРНЕ СЛОВА

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ:  ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ . НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ:

  • ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ .
  • НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ.

  • ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ.
Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:  Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)  Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксом ЫВА(ИВА)  Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д.   Сравните:   Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная.  Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт. 

Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции: 

Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость) 

Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида

с суффиксом ЫВА(ИВА) 

Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д. 

Сравните:  

Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная. 

Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт. 

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова.  Обвевать (веять) — обвивать (вить);   Частота (часто) — чистота (чистый);   Валы (вал) — вол (вол);   Спешите (спешка) — спишите (пишет);   Поседеть (сед) — посидеть (сидя);   Слепить (лепка) — слипаться (липкий);   скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);   Разредить (редко) — разрядить (ряд);   Посветить (свет) — посвятить (святость);   Отворить (затвор) — отварить (варит);   Запивать (пить) — запевать (петь);   Обижать (обида) — обежать (бег); 

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова. 

Обвевать (веять) — обвивать (вить);  Частота (часто) — чистота (чистый);  Валы (вал) — вол (вол);  Спешите (спешка) — спишите (пишет);  Поседеть (сед) — посидеть (сидя);  Слепить (лепка) — слипаться (липкий);  скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);  Разредить (редко) — разрядить (ряд);  Посветить (свет) — посвятить (святость);  Отворить (затвор) — отварить (варит);  Запивать (пить) — запевать (петь);  Обижать (обида) — обежать (бег); 

Примерять (мера) — примирять (мир);   Старожил (старый) — сторожил (сторож);   развиваться (развитие)— развеваться (веет);   полоскать (полощет) — поласкать (ласка);   прожевал (жёваный) — проживал (жить);   распевать (петь) — распивать (пить);   подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);   умолять (молит) — умалять (мало);   окатиться (катит) — окотиться (кот);   увидать (видеть) — увядать (вянуть);   заплотить (плот) — заплатить (плата).   Залезать (залез) – зализать (лижет)   Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)   Малы (маленький) - молы (мол)   Накалить(накал) – наколоть (колет)   Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)   Долина (дол)– вдалеке (даль)   Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий) 

Примерять (мера) — примирять (мир);  Старожил (старый) — сторожил (сторож);  развиваться (развитие)— развеваться (веет);  полоскать (полощет) — поласкать (ласка);  прожевал (жёваный) — проживал (жить);  распевать (петь) — распивать (пить);  подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);  умолять (молит) — умалять (мало);  окатиться (катит) — окотиться (кот);  увидать (видеть) — увядать (вянуть);  заплотить (плот) — заплатить (плата).  Залезать (залез) – зализать (лижет)  Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)  Малы (маленький) - молы (мол)  Накалить(накал) – наколоть (колет)  Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)  Долина (дол)– вдалеке (даль)  Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий) 

Корни с чередующимися гласными  А / О 1. Зависимость от ударения (нужно запомнить безударное положение) Корни г О р Правило Примеры В безударном положении пишется  О . кл О н тв О р- Исключения Заг о релый, уг о реть, пог о релец. Омонимичные корни Покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение. Приг а рь, изг а рь, выг а рки. з А р Гористый, горняк – гОры, горец, Горемык,горевать – гОре Тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться. Другой похожий корень   пл А в В безударном положении пишется  А . Горчица- гОречь Клонировать - клОн Горючие (слезы) –гОрький Утв а рь. З а ря, з а рница, оз а рять.       Гордый З о ревать Пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец. Творог Горячий Пл о вец, пл о вчиха;  пл ы вуны Прозорливый Горизонт   Зарядка Переплавлять (металл) - плАвить Зоркий     Гор ению твор ца по клон яйся!

Корни с чередующимися гласными  А / О

1. Зависимость от ударения (нужно запомнить безударное положение)

Корни

г О р

Правило

Примеры

В безударном положении пишется  О .

кл О н

тв О р-

Исключения

Заг о релый, уг о реть, пог о релец.

Омонимичные корни

Покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.

Приг а рь, изг а рь, выг а рки.

з А р

Гористый, горняк – гОры, горец, Горемык,горевать – гОре

Тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.

Другой похожий корень

 

пл А в

В безударном положении пишется  А .

Горчица- гОречь

Клонировать - клОн

Горючие (слезы) –гОрький

Утв а рь.

З а ря, з а рница, оз а рять.

 

 

 

Гордый

З о ревать

Пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.

Творог

Горячий

Пл о вец, пл о вчиха; пл ы вуны

Прозорливый

Горизонт

 

Зарядка

Переплавлять (металл) - плАвить

Зоркий

 

 

Гор ению твор ца по клон яйся!

2. Зависимость от конечных согласных корня Корни Правило Р А ст-  Р А щ-/р О с- Примеры Перед СТ  и  Щ  пишется  А , перед  С  пишется  О . Ск А к-/ск О ч- Перед  К пишется  А , перед  Ч  пится  О . Исключения Л А г-/л О ж- Р а сти, р а стение, выр а щивать, нар а щение – выр о сший, зар о сли, пор о сль а)  р о сток, р о стовщик, на вырост, подростковый, ровесник, Р о стов, Р о стислав, РОСТКИНО б) отр а сль  Перед  Г  пишется  А , перед  Ж  пишется  О . Ск а кать, проск а кать, на ск а ку – выск о чка, заск о чить, выск о чить Омонимичные корни (производные от них: росточек, ростовщический, отраслевой)  (значение – «расти, развиваться») Росистый – рОсы Сл а гаемое, пол а гать, разл а гать – сл о жить, пол о жить, разл о жить (АГА) Ск а чок, ск а чу, ск а чи, ск а чите Другой похожий корень (значение – «прыгать») Расизм, расист - рАса Пол о г   Росомаха   Вращение Скачусь – кАтится Раскачаться - кАчка Роскошный – рОскошь Усложнять – слОжный   Рас-тратить Наслаждение – слАдость Рас-топить Логичный - лОгика Ложбина  

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни

Правило

Р А ст- Р А щ-/р О с-

Примеры

Перед СТ  и  Щ  пишется  А , перед  С  пишется  О .

Ск А к-/ск О ч-

Перед  К пишется  А , перед  Ч  пится  О .

Исключения

Л А г-/л О ж-

Р а сти, р а стение, выр а щивать, нар а щение – выр о сший, зар о сли, пор о сль

а)  р о сток, р о стовщик, на вырост, подростковый, ровесник, Р о стов, Р о стислав, РОСТКИНО б) отр а сль 

Перед  Г  пишется  А , перед  Ж  пишется  О .

Ск а кать, проск а кать, на ск а ку – выск о чка, заск о чить, выск о чить

Омонимичные корни

(производные от них: росточек, ростовщический, отраслевой) (значение – «расти, развиваться»)

Росистый – рОсы

Сл а гаемое, пол а гать, разл а гать – сл о жить, пол о жить, разл о жить

(АГА)

Ск а чок, ск а чу, ск а чи, ск а чите

Другой похожий корень

(значение – «прыгать»)

Расизм, расист - рАса

Пол о г

 

Росомаха

 

Вращение

Скачусь – кАтится

Раскачаться - кАчка

Роскошный – рОскошь

Усложнять – слОжный

 

Рас-тратить

Наслаждение – слАдость

Рас-топить

Логичный - лОгика

Ложбина

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ

ИСКЛЮЧЕНИЕ:

ПОЛОГ

3. Зависимость от наличия суффикса   -А- Кор-ни Правило К А с-/к О с- Примеры Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется  А , если суффикса нет , то в корне пишется  О . Значение корня (АСА) К а саться, к а сательная – к о снуться, прик о снуться. Омонимичные корни «дотронуться» Косой (взгляд), окосеть – кОсит Другой похожий корень Костлявый – кОсть Косить косой, косилкой (траву)- кОсит, кОсы Косички (у девочки) - кОсы Косматый – кОсмы   Косноязычный – кОсный, кОсность Костер Костюм

3. Зависимость от наличия суффикса   -А-

Кор-ни

Правило

К А с-/к О с-

Примеры

Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется  А , если суффикса нет , то в корне пишется  О .

Значение корня

(АСА)

К а саться, к а сательная – к о снуться, прик о снуться.

Омонимичные корни

«дотронуться»

Косой (взгляд), окосеть – кОсит

Другой похожий корень

Костлявый – кОсть

Косить косой, косилкой (траву)- кОсит, кОсы

Косички (у девочки) - кОсы

Косматый – кОсмы

 

Косноязычный – кОсный, кОсность

Костер

Костюм

4. Зависимость от значения Корни М А к-/м О к- Правило Корень  мак- (мач-) = «погружать в жидкость».  Корень  мок- (моч-) = «пропускать жидкость, становиться мокрым» Примеры Р А вн-/р О вн- Исключения Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»),  Корень  равн-  = «одинаковый, наравне, равный» .  Корень  ровн- =   «гладкий, прямой». м а кать хлеб в сметану («погружать») –пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага(«пропускающая жидкость»), см о чить    Другой похожий корень Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»),разр о внять песок («сделать ровным, гладким»). Р а внина, равняться, всё равно, («сделать мокрым»). Максималь-ный – мАксимум   Макароны пор о вну, ур о вень, р о весник. Макет Макулатура  

4. Зависимость от значения

Корни

М А к-/м О к-

Правило

Корень  мак- (мач-) = «погружать в жидкость». Корень  мок- (моч-) = «пропускать жидкость, становиться мокрым»

Примеры

Р А вн-/р О вн-

Исключения

Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), 

Корень  равн-  = «одинаковый, наравне, равный» . Корень  ровн- =   «гладкий, прямой».

м а кать хлеб в сметану («погружать») –пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага(«пропускающая жидкость»), см о чить 

 

Другой похожий корень

Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»),разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).

Р а внина, равняться, всё равно,

(«сделать мокрым»).

Максималь-ный – мАксимум

 

Макароны

пор о вну, ур о вень, р о весник.

Макет

Макулатура

 

Мнемоническое правило ослика Иа.  Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А.

Мнемоническое правило ослика Иа.

Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!»,

то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А.

Корни с чередующимися гласными  И / Е 1.Чередование  им/ин//а/я(от  суффикса   -А- ) Правило ослика ИА Корни Правило Корни с чередованием Им/ин//а/я Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется им(ин) , если суффикса нет , то в корне пишется  а/я. Примеры (ИМА, ИНА) Пож им ать – пож а ть, наж им ать – наж а ть, Омонимичные корни Другой похожий корень Клинок – клИн отжимать- отжать, разм ин ать – разм я ть, см ин ать – см я ть, пон им ать – пон я ть, нач ин ать – нач а ть, пом ин ать – пам я ть, зачинатель – начать Чиновник - чИн Клинический – клИника ИСКЛ.: ВЫЕМКА Причинить – причИна Миномет – мИна Министр Миниатюра Миндаль Минерал

Корни с чередующимися гласными  И / Е

1.Чередование  им/ин//а/я(от суффикса   -А- )

Правило ослика ИА

Корни

Правило

Корни с чередованием Им/ин//а/я

Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется им(ин) , если суффикса нет , то в корне пишется  а/я.

Примеры

(ИМА, ИНА)

Пож им ать – пож а ть, наж им ать – наж а ть,

Омонимичные корни

Другой похожий корень

Клинок – клИн

отжимать- отжать, разм ин ать – разм я ть, см ин ать – см я ть, пон им ать – пон я ть, нач ин ать – нач а ть, пом ин ать – пам я ть,

зачинатель – начать

Чиновник - чИн

Клинический – клИника

ИСКЛ.: ВЫЕМКА

Причинить – причИна

Миномет – мИна

Министр

Миниатюра

Миндаль

Минерал

« НЯ! КЛЯЧА В ПЯЖАМЯ !» живут восемь пар корней (будем помнить, что есть и другие корни, с ними чередующиеся):   1. НЯ – НИМа  2. КЛЯ – КЛИНа  3. ЧА – ЧИНа  4. ПЯ – ПИНа  5. ЖА – ЖИМа  6. ЖА – ЖИНа  7. МЯ – МИНа  8. МЯ – МИНа

« НЯ! КЛЯЧА В ПЯЖАМЯ !» живут восемь пар корней

(будем помнить, что есть и другие корни, с ними чередующиеся): 1. НЯ – НИМа 2. КЛЯ – КЛИНа 3. ЧА – ЧИНа 4. ПЯ – ПИНа 5. ЖА – ЖИМа 6. ЖА – ЖИНа 7. МЯ – МИНа 8. МЯ – МИНа

2. Корни с чередующимися гласными   И / Е (от  суффикса   -А- ) Правило ослика ИА Корни Правило Б И р-/б Е р- Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется  И , если суффикса нет , то в корне пишется  Е . П И р-/п Е р- Примеры   Значение корня   (ИРА ) Д И р-/д Е р- Заб и рать – заб е ру   Зап и рать – зап е реть. Т И р-/т Е р- Омонимичные корни Исключение: побирушка   «брать»       «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» . Разд и рать – разд е рёт. Другой похожий корень Ст и рать – ст е реть. «драть» Пировать – пИр   Побережье- бЕрег Выдернуть - дЁрнуть «уничтожить» Перина - пЕрья   Передовой – вперЁд, пЕред Беречь Терять, растерять – потЕря Держать, выдержать – дЕржит Персона Берлога Стирать (белье) - стИрка Дерзить - дЕрзкий   Тернистый – тЕрнии Перчатка Терпиливый – тЕрпит Тиран Территория Терапевт  

2. Корни с чередующимися гласными   И / Е (от суффикса   -А- )

Правило ослика ИА

Корни

Правило

Б И р-/б Е р-

Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется  И , если суффикса нет , то в корне пишется  Е .

П И р-/п Е р-

Примеры

 

Значение корня

  (ИРА )

Д И р-/д Е р-

Заб и рать – заб е ру

 

Зап и рать – зап е реть.

Т И р-/т Е р-

Омонимичные корни

Исключение: побирушка

  «брать»

 

 

 

«закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться»

.

Разд и рать – разд е рёт.

Другой похожий корень

Ст и рать – ст е реть.

«драть»

Пировать – пИр

 

Побережье- бЕрег

Выдернуть - дЁрнуть

«уничтожить»

Перина - пЕрья

 

Передовой – вперЁд, пЕред

Беречь

Терять, растерять – потЕря

Держать, выдержать – дЕржит

Персона

Берлога

Стирать (белье) - стИрка

Дерзить - дЕрзкий

 

Тернистый – тЕрнии

Перчатка

Терпиливый – тЕрпит

Тиран

Территория

Терапевт

 

СобИрать, стИрать, заИира — Повнимательней гляди: Если в слове имя «Ира», Значит, в корне буква «и». Если после корня — «А», В корне будет «И» всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай!

СобИрать, стИрать, заИира — Повнимательней гляди:

Если в слове имя «Ира»,

Значит, в корне буква «и».

Если после корня — «А»,

В корне будет «И» всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? — ВытИрай!

2. Корни с чередующимися гласными   И / Е (от  суффикса   -А- )  Корни Правило Ж И г-/ж Е г-     Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется  И , если суффикса нет , то в корне пишется  Е . М И р-/м Е р- Примеры Значение корня   (ИРА, Ч И т-/ч Е т- Выж и гать – выж е гший.     Бл И ст-/бл Е ст- Омонимичные корни ИСТА, Ум и рать – ум е реть. Выч и тать – выч е ты. «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным»   Ст И л-/ст Е л- ИГА, Другой похожий корень   «выполнять счет, считать» Помирить, миропонимание, мировая, примирение – мИр Бл и стать – бл е стеть. ИЛА) Исключения:      Заст и лать – пост е лить.   Вычитать-чИтка Померить, мерило – мЕрка соч е тание, соч е тать, словосочетание, бракосочетание, ч е та. Мерзляк - мЕрзлый Смириться - смИрный     «покрыть»   Мираж   Стилист - стИль Меридиан   . Мерещиться Стеллаж

2. Корни с чередующимися гласными   И / Е (от суффикса   -А- )

Корни

Правило

Ж И г-/ж Е г-

 

  Если за корнем следует суффикс  -А- , то в корне пишется  И , если суффикса нет , то в корне пишется  Е .

М И р-/м Е р-

Примеры

Значение корня

  (ИРА,

Ч И т-/ч Е т-

Выж и гать – выж е гший.

 

 

Бл И ст-/бл Е ст-

Омонимичные корни

ИСТА,

Ум и рать – ум е реть.

Выч и тать – выч е ты.

«мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным»

 

Ст И л-/ст Е л-

ИГА,

Другой похожий корень

  «выполнять счет, считать»

Помирить, миропонимание, мировая, примирение – мИр

Бл и стать – бл е стеть.

ИЛА)

Исключения: 

 

 

Заст и лать – пост е лить.

  Вычитать-чИтка

Померить, мерило – мЕрка

соч е тание, соч е тать, словосочетание, бракосочетание, ч е та.

Мерзляк - мЕрзлый

Смириться - смИрный

 

  «покрыть»

 

Мираж

 

Стилист - стИль

Меридиан

 

.

Мерещиться

Стеллаж

Упражнение 1.  Скл...ниться над ручьём, скл...няться над водой, накл...нить голову, накл...няться над чертежом, прекл…няться перед кем-нибудь, прекл…нить колена, откл…нение в сторону; затв…рить калитку, затв…рять дверь, чудесное тв...рение, раств…рить окно, раств...рять ворота, нераств...римые вещества, раств...ритель металлов, миротв...рчество, домашняя утв...рь; хорошо заг…реть, заг…рать на берегу моря, медленно сг...рать, сг...реть дотла, двигатель внутреннего сг...рания, заг...релый юноша, дог...равший костёр; оз...рять пламенем, оз…рить солнцем, оз...рённый луной, яркие з...рницы, утренняя з...ря, пл…вцы, попл...вок, распл...влять, выпл...вка, пл…вучесть, выпл...влять.

Упражнение 1.

Скл...ниться над ручьём, скл...няться над водой, накл...нить голову, накл...няться над чертежом, прекл…няться перед кем-нибудь, прекл…нить колена, откл…нение в сторону; затв…рить калитку, затв…рять дверь, чудесное тв...рение, раств…рить окно, раств...рять ворота, нераств...римые вещества, раств...ритель металлов, миротв...рчество, домашняя утв...рь; хорошо заг…реть, заг…рать на берегу моря, медленно сг...рать, сг...реть дотла, двигатель внутреннего сг...рания, заг...релый юноша, дог...равший костёр; оз...рять пламенем, оз…рить солнцем, оз...рённый луной, яркие з...рницы, утренняя з...ря, пл…вцы, попл...вок, распл...влять, выпл...вка, пл…вучесть, выпл...влять.

Упражнение 2. Выр…сли, зар…стать, зар…сло, р…сток, недор…сль, подр…сти, возр..ст, подр…стать, р…стения, р…стущий, выр…щенный, отр…сль, водор_сли, взр…щенный, р…сточек, зар…сти, подр…стковый, отр…сти, подр…сло, р…стовщик, изл...гать, изл...жить, предпол…гать, предпол…жить, предпол…жение, предпол…гаемый, нал…гать, ул…жение, прил…гательное, разл…жение, разл…гать; ск…чок , подск…чить, наск…чить, ск…чите, подск…кать.

Упражнение 2.

Выр…сли, зар…стать, зар…сло, р…сток, недор…сль, подр…сти, возр..ст, подр…стать, р…стения, р…стущий, выр…щенный, отр…сль, водор_сли, взр…щенный, р…сточек, зар…сти, подр…стковый, отр…сти, подр…сло, р…стовщик, изл...гать, изл...жить, предпол…гать, предпол…жить, предпол…жение, предпол…гаемый, нал…гать, ул…жение, прил…гательное, разл…жение, разл…гать; ск…чок , подск…чить, наск…чить, ск…чите, подск…кать.

Упражнение 3. М…кать в сметану, непром…каемый плащ, вым…кнуть под дождем, обм…кнуть кисть, обувь пром…кает, пром..кашка, пром…кнуть лоб; ср…внить число, р…вняйтесь, р…внина, р…внять грядки, ур…вень, р…весник, пор…вну, подр…внять волосы, ур…внять условия, ср…внение, р…внодушный, подр…внять кусты. Упражнение 4. К…сательная, прик…снуться, прик…сновение, соприк…сновение, к…снуться, к…сается.

Упражнение 3.

М…кать в сметану, непром…каемый плащ, вым…кнуть под дождем, обм…кнуть кисть, обувь пром…кает, пром..кашка, пром…кнуть лоб; ср…внить число, р…вняйтесь, р…внина, р…внять грядки, ур…вень, р…весник, пор…вну, подр…внять волосы, ур…внять условия, ср…внение, р…внодушный, подр…внять кусты.

Упражнение 4.

К…сательная, прик…снуться, прик…сновение, соприк…сновение, к…снуться, к…сается.

Упражнение 5.  Уб…раю комнату — уб…ру комнату, отп…рать замок — отп…реть замок, зам…реть от восторга — зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки — уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр — разж…чь костёр, выч…тать одно число из другого — выч…сть одно число из другого, пож…мать руки, прокл…нать кого-нибудь, зан…мать позицию, сн…мать фильм.

Упражнение 5.

Уб…раю комнату — уб…ру комнату, отп…рать замок — отп…реть замок, зам…реть от восторга — зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки — уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр — разж…чь костёр, выч…тать одно число из другого — выч…сть одно число из другого, пож…мать руки, прокл…нать кого-нибудь, зан…мать позицию, сн…мать фильм.

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

Объясните правописание корней. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

Объясните правописание корней.

Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

Мнемоническое правило ослика Иа.  Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А.

Мнемоническое правило ослика Иа.

Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!»,

то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Презентация "Правописание безударной гласной в корне слова"

Автор: Алексашина Валентина Петровна

Дата: 22.12.2022

Номер свидетельства: 621296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "244131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445878953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока "Правописание безударных гласных. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451403242"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку 2класс Правописание безударных гласных в корне слова"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_2klass_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v"
    ["file_id"] => string(6) "390645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486830676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация  к уроку русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122682"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414327685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация "Упражнения в правописании слов  с  безударными  гласными в корне" (фрагменты) "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-uprazhnieniia-v-pravopisanii-slov-s-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie-fraghmienty"
    ["file_id"] => string(6) "154062"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421090021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства