kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку "Текст и его признаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку "Текст и его признаки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Текст и его признаки"»

Текст, его признаки и типы Способы и средства связи предложений в тексте

Текст, его признаки и типы

Способы и средства связи предложений в тексте

Текст  Текст  – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.   Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.  Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Текст

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.

  •   Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
  • Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
  • Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Текст – особая единица языка и речи Основные признаки текста: Информативность Цельность - тематическое и композиционное единство всех его частей; Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); Завершенность - относительная законченность.

Текст – особая единица языка и речи

Основные признаки текста:

  • Информативность
  • Цельность - тематическое и композиционное единство всех его частей;
  • Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
  • Завершенность - относительная законченность.

Содержание, тема и идея  текста

Содержание, тема и идея текста

  • Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания
  • Содержание текста может быть выражено только в словесной форме
  • Единство тексту придают тема и идея
  • В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
Основная мысль (идея) текста  Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки.  Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Основная мысль (идея) текста

Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

  • В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки.
  • Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.
  • Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Проблема Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения В тексте может быть несколько проблем Проблема может быть сформулирована  двумя способами: Одним словом или словосочетанием (проблема чего?): Проблема экологии В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

Проблема

Проблема – это сложный вопрос,

требующий изучения, разрешения

В тексте может быть несколько проблем

Проблема может быть сформулирована двумя способами:

  • Одним словом или словосочетанием (проблема чего?): Проблема экологии
  • В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

Темы широкие и узкие

Темы широкие и узкие

  • Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными.
  • Например: Охрана природы —широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая.
  • Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Микротема Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Микротема

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

  • Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему.
  • Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.
  • По количеству абзацев можно определить количество микротем.
  • В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Таблица «Строение абзаца»   Грамматическая часть абзаца 1. Абзацный зачин Роль грамматической части в тексте 1. Краткое содержание новой информации 2. Комментирующая часть Форма грамматической части в тексте Особенности использования в тексте 1. Первое предложение абзаца 2. Развернутое содержание новой информации 1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны 2. Одно или несколько предложений после абзацного зачина 2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей, для перехода от одной мысли к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью. Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.

Таблица «Строение абзаца»

Грамматическая часть абзаца

1. Абзацный зачин

Роль грамматической части в тексте

1. Краткое содержание новой информации

2. Комментирующая часть

Форма грамматической части в тексте

Особенности использования в тексте

1. Первое предложение абзаца

2. Развернутое содержание новой информации

1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны

2. Одно или несколько предложений после абзацного зачина

2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации

Абзац – часть текста между двумя отступами,

которая служит для выделения основных мыслей,

для перехода от одной мысли к другой.

Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью.

Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.

Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач:

Тип речи-

это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач:

  • статически изобразить действительность, описать ее (описание);
  • динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
  • отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).

Таблица «Типы речи»

Тип речи

Цель высказывания

Повествование

Описание

Композиция

Вопрос - что произошло ?

Раскрытие последовательности событий

Рассуждение

Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия

Вопрос- какой?

Особенности композиции

  • завязка
  • развитие событий
  • кульминация
  • развязка

Последовательность:

Объяснить или раскрыть причину явления или события

Особенности содержания

1. общее описание

Вопрос - почему ?

  • тезис
  • доказательство
  • вывод

- единство изображения

- прямая

2. конкретное описание

говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Глаголы, употреблёны в совершенном виде прошедшего времени, могут употребляться и глаголы несовершенного вида прошедшего времени для изображения длительности действия.

- единство взгляда

даны одновременные признаки предмета. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени.

3. оценка автора

- обратная

- логическая связь

- описание внешнего и внутреннего состояния

- прямая с отступлением

-использование вводных слов

объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод.

Способы связи предложений в тексте Цепная связь  Параллельная связь

Способы связи предложений в тексте

Цепная связь

Параллельная связь

Параллельная связь  Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Схема параллельной связи:          1                                                2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.  Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Параллельная связь

  • Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
  • Схема параллельной связи:          1

                                               2 – 3 – 4 – 5 …

  • Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.  Где-то за горизонтом шла гроза.  Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)

Цепная связь

  • Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.
  • Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4…
  • Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)

Средства связи  предложений в тексте Лексические средства  Грамматические средства

Средства связи

предложений в тексте

Лексические средства

Грамматические средства

Лексические средства связи: Однотематическая лексика  Однажды читатель берёт в руки книгу …Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:  - Как этот человек мог выразить мои переживания?!  Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.

Лексические средства связи:

  • Однотематическая лексика

Однажды читатель берёт в руки книгу …Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:

- Как этот человек мог выразить мои переживания?!

Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.

Лексические средства связи: Лексический повтор, однокоренные слова  Все блага и радости жизни создаются трудом . Без труда нельзя честно жить.  С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)

Лексические средства связи:

  • Лексический повтор, однокоренные слова

Все блага и радости жизни создаются трудом . Без труда нельзя честно жить.

С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)

Лексические средства связи: Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)  Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров . Новички быстро прижились и перестали бояться людей.  Над самой головой раздавался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.

Лексические средства связи:

  • Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)

Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров . Новички быстро прижились и перестали бояться людей.

Над самой головой раздавался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.

Лексические средства связи: Антонимы( в том числе и контекстуальные)  У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.  Страшен враг за горами . Гораздо опаснее он за плечами .

Лексические средства связи:

  • Антонимы( в том числе и контекстуальные)

У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Страшен враг за горами . Гораздо опаснее он за плечами .

Лексические средства связи: Описательные обороты.  Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Лексические средства связи:

  • Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи: Союзы  (преимущественно сочинительные)  Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.

Грамматические средства связи:

  • Союзы (преимущественно сочинительные)

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.

Грамматические средства связи: Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)  Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.  Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

Грамматические средства связи:

  • Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.

Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

Грамматические средства связи: Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)  Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег.

Грамматические средства связи:

  • Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)

Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег.

Грамматические средства связи: Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)   В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

Грамматические средства связи:

  • Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)

В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

Грамматические средства связи: Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними  Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия.

Грамматические средства связи:

  • Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними

Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия.

Грамматические средства связи: Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)   Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Грамматические средства связи:

  • Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Грамматические средства связи: Числительные( количественные, порядковые, собирательные)   Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

Грамматические средства связи:

  • Числительные( количественные, порядковые, собирательные)

Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

Грамматические средства связи: Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста  На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. (Все предложения двусоставные неполные)

Грамматические средства связи:

  • Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста

На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. (Все предложения двусоставные неполные)

Грамматические средства связи: Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Грамматические средства связи:

  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Средства связи предложений в тексте   Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств  Кто-то  незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)

Средства связи предложений в тексте

  • Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств

Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)

Проверь себя! упражнения

Проверь себя!

упражнения

Лингвистическая задача.    … рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости. … рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости. … рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости. … рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

Лингвистическая задача.

  • рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
  • рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
  • рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
  • рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

  • На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
  • На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
  • На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
  • На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…
Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:  1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало . 2 – C Сорвали покров ночи – без покрова  3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем 4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти

Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:

1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало .

2 – C Сорвали покров ночи – без покрова

3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем

4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти

Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.   1 . А бедные люди часто совсем не получали соли. 2. За столом солонка стояла около хозяина. 3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться. 4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем. 5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой. 6. Больше сыпал тому, кого уважал. 7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого». 8. Он сам сыпал соль гостям. 9. И нередко пересаливал. КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7

Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.

1 . А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7

Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте.   На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.  (И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте.

  • На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
  • Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

(И. С. Тургенев «Записки охотника»)

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.  Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт
  • На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
  • Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

2 текст – цепная связь

- грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

1 текст – параллельная связь

- грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)

- лексические (слова одной тематической группы)

Определите средства связи предложений в тексте Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.  Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день.  Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз.  Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа.  И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок) В этом тексте использованы следующие средства: - прямой лексический повтор ( день ), - контекстуальные синонимы ( исчезающий, погасающий, улетающий ), - контекстуальные антонимы ( исчезать – заниматься ), -одинаковые временные формы глагола, - синтаксический параллелизм.

Определите средства связи предложений в тексте

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет. 

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день. 

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз. 

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа. 

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

В этом тексте использованы следующие средства:

- прямой лексический повтор ( день ),

- контекстуальные синонимы ( исчезающий, погасающий, улетающий ),

- контекстуальные антонимы ( исчезать – заниматься ),

-одинаковые временные формы глагола,

- синтаксический параллелизм.

Прочитайте текст.  Напишите сжатое изложение.  Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.  Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами .(По материалам периодической печати) !!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.

Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами .(По материалам периодической печати)

!!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.

Вариант сжатого изложения  Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.  Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.

Вариант сжатого изложения

Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.

Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Самостоятельная работа по карточке (см. файл)
  • Словарь и словник №№11-12
Проверь себя! тестирование

Проверь себя!

тестирование

Закончите предложения Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными.  _______________ план включает в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей). Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения - ___________________.  Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________. В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль - _________________________________. Основная цель этого стиля -__________________________ широкими узкими Сложный эпиграф описательных оборотов официально-деловой стиль точная передача деловой информации

Закончите предложения

  • Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными.
  • _______________ план включает в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей).
  • Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения - ___________________.
  • Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________.
  • В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль - _________________________________.
  • Основная цель этого стиля -__________________________

широкими

узкими

Сложный

эпиграф

описательных оборотов

официально-деловой стиль

точная передача деловой информации

Рассказ 7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни. 8. __________ - это небольшое литературное произведение ______________________ типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. 9. Построение рассказа - _________, ______________ , __________. 10. ____ ________ ___ - это момент, с которого __________ событие и от которого зависит его развитие. 11. ________________ - момент ________________________ в развитии события. 12. _________ - результат развития события, его _______________ момент. 13. __________________ автор обычно поясняет, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать. 14. ___________________ автор чаще делится своими раздумьями по поводу описанных событий. Рассказ повествовательного развязка завязка кульминация Завязка начинается Кульминация наивысшего напряжения Развязка заключительный Во вступлении В заключении

Рассказ

7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни.

8. __________ - это небольшое литературное произведение ______________________ типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя.

9. Построение рассказа - _________, ______________ , __________.

10. ____ ________ ___ - это момент, с которого __________ событие и от которого зависит его развитие.

11. ________________ - момент ________________________ в развитии события.

12. _________ - результат развития события, его _______________ момент.

13. __________________ автор обычно поясняет, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.

14. ___________________ автор чаще делится своими раздумьями по поводу описанных событий.

Рассказ

повествовательного

развязка

завязка

кульминация

Завязка

начинается

Кульминация

наивысшего напряжения

Развязка

заключительный

Во вступлении

В заключении

15. Описание – это _____________. тип речи 16. Основа описания – перечень __________________ или _____________ признаков предмета, явления. 17. Основа описания помещения – перечень признаков ____________ и _____________________________. 18. _______________ картины – это картины о жизни людей. 19. Местоимения ___ лица ________________ и ________________ числа часто выступают в роли средств связи слов в предложении. одновременных постоянных помещения находящихся в нем предметов Жанровые 3 единственного множественного

15. Описание – это _____________.

тип речи

16. Основа описания – перечень __________________ или _____________ признаков предмета, явления.

17. Основа описания помещения – перечень признаков ____________ и _____________________________.

18. _______________ картины – это картины о жизни людей.

19. Местоимения ___ лица ________________ и ________________ числа часто выступают в роли средств связи слов в предложении.

одновременных

постоянных

помещения

находящихся в нем предметов

Жанровые

3

единственного

множественного

Использованные материалы

Использованные материалы

  • http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura
  • http://festival.1september.ru/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki
  • http://images.yandex.ru/yandsearch
  • http://www.onelegend.ru
  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация по русскому языку "Текст и его признаки"

Автор: Ванюкова Ольга Евгеньевна

Дата: 02.11.2022

Номер свидетельства: 616514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Интегрированный урок русского языка и внеурочного занятия «В мире книг» в 3 классе: "Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях предметов и признаков" "
    ["seo_title"] => string(170) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-vnieurochnogho-zaniatiia-v-mirie-knigh-v-3-klassie-provierka-orfoghramm-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-priedmietov-i-priznakov"
    ["file_id"] => string(6) "231283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442433154"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства