Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Текст и его признаки"»
Текст, его признаки и типы
Способы и средства связи предложений в тексте
Текст
Текст– это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Функция текста– обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста- это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.
Текст – особая единица языка и речи
Основные признаки текста:
Информативность
Цельность-тематическое и композиционное единство всех его частей;
Связность-наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность-относительная законченность.
Содержание, тема и идеятекста
Смысл текста– единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания
Содержание текста может быть выражено только в словесной форме
Единство тексту придают тема и идея
В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
Основная мысль (идея) текста
Основная мысль– обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки.
Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Проблема
Проблема– это сложный вопрос,
требующий изучения, разрешения
В тексте может быть несколько проблем
Проблема может быть сформулированадвумя способами:
Одним словом или словосочетанием (проблема чего?):Проблема экологии
В форме вопроса:Что важнее – закон или совесть?
Темы широкие и узкие
Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут бытьширокими, общими и узкими, конкретными.
Например:Охрана природы—широкая тема;Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка— узкая.
Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Микротема
Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему.
Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.
По количеству абзацев можно определить количество микротем.
В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Таблица «Строение абзаца»
Грамматическая часть абзаца
1. Абзацный зачин
Роль грамматической части в тексте
1. Краткое содержание новой информации
2. Комментирующая часть
Форма грамматической части в тексте
Особенности использования в тексте
1. Первое предложение абзаца
2. Развернутое содержание новой информации
1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны
2. Одно или несколько предложений после абзацного зачина
2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации
Абзац– часть текста между двумя отступами,
которая служит для выделения основных мыслей,
для перехода от одной мысли к другой.
Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью.
Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.
Тип речи-
это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач:
статически изобразить действительность, описать ее (описание);
динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
Таблица «Типы речи»
Тип речи
Цель высказывания
Повествование
Описание
Композиция
Вопрос -что произошло?
Раскрытие последовательности событий
Рассуждение
Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия
Вопрос-какой?
Особенности композиции
завязка
развитие событий
кульминация
развязка
Последовательность:
Объяснить или раскрыть причину явления или события
Особенности содержания
1. общее описание
Вопрос -почему?
тезис
доказательство
вывод
- единство изображения
- прямая
2. конкретное описание
говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Глаголы, употреблёны в совершенном виде прошедшего времени,могут употребляться и глаголынесовершенного вида прошедшего временидля изображения длительности действия.
- единство взгляда
даны одновременные признаки предмета. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени.
3. оценка автора
- обратная
- логическая связь
- описание внешнего и внутреннего состояния
- прямая с отступлением
-использование вводных слов
объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод.
Способы связи предложений в тексте
Цепная связь
Параллельная связь
Параллельная связь
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема параллельной связи: 1
2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Цепная связь
Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.
Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шлагроза.Онарассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкиераскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)
Средствасвязи
предложений в тексте
Лексические средства
Грамматические средства
Лексические средства связи:
Однотематическая лексика
Однаждычитательберёт в рукикнигу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:
- Как этотчеловекмог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности савтором– это одна из сторон постижения поэтическойкниги.
Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова
Все блага и радости жизни создаютсятрудом.Без труданельзя честно жить.
С малых лет учись бытьвернымслову.Верностьслову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Лексические средства связи:
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из Беловежской пущи на Волынь завезлизубров.Новичкибыстро прижились и перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стукдятла.Лесной докторобследовал больное дерево.
Лексические средства связи:
Антонимы( в том числе и контекстуальные)
У природы многодрузей.Недругову неё значительно меньше.
Страшен врагза горами. Гораздо опаснее онза плечами.
Лексические средства связи:
Описательные обороты.Построилишоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
Союзы(преимущественно сочинительные)
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий.Нонаш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.
Грамматические средства связи:
Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
Любитекнигувсей душой.Онане только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
Моидрузья– моя опора.Любой из нихпротянет мне всегда руку помощи.
Грамматические средства связи:
Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
Туристы вышлина поляну.Здесьрешили они остановиться на ночлег.
Грамматические средства связи:
Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
В поле гулял ветер. В лесужебыла тишина.
Грамматические средства связи:
Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)
Подражание французскому тону времён Людовика XVбылов моде. Любовь к отечествуказаласьпедантством. Тогдашние умникипревозносилиНаполеона с фанатическим подобострастием ишутилинад нашими неудачами. (А.Пушкин) –все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Друзьяработали слаженно.Двоемальчиков кололи дрова.Троескладывали их в поленницу.
Грамматические средства связи:
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.(Все предложения двусоставные неполные)
Грамматические средства связи:
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.(Д.Лихачёв)
Средства связи предложений в тексте
Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств
Кто-тонезнакомыйстоял на перекрёстке.Этого человекая виделивчера.(Указательное местоимение, синоним и частица)
Проверь себя!
упражнения
Лингвистическая задача.
…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…
Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:
1 – BЗерцало– солнце = с лицом, блиставшим, какзеркало.
2 – CСорвалипокровночи –без покрова
3 – AПламясолнца – спылающимсердцем
4 – DИзпосудногошкафа небосклона –бутылкунефти
Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.
1 . А бедные люди часто совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3. Вот почему до наших дней сохранилось словопересолитьв смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражениенесолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.
КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7
Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте.
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
(И. С. Тургенев «Записки охотника»)
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – самХорь.Онбыл похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.Крестьянинчувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
Хорь был человек положительный.Этопроявлялось в его выдержанности и в отношении к людям.Они жеценили и другие качества мужика.Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить бытделали Хоря человеком авторитетным.
2 текст – цепная связь
- грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)
1 текст – параллельная связь
- грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.(По материалам периодической печати)
!!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.
Вариант сжатого изложения
Ещёнедавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем большетызнаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
Носегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху.Этовсего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностныекачества.
Домашнее задание
Самостоятельная работа по карточке(см. файл)
Словарь и словник №№11-12
Проверь себя!
тестирование
Закончите предложения
Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными.
_______________ план включает в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей).
Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения - ___________________.
Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________.
В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль - _________________________________.
Основная цель этого стиля -__________________________
широкими
узкими
Сложный
эпиграф
описательных оборотов
официально-деловой стиль
точная передача деловой информации
Рассказ
7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни.
8. __________ - это небольшое литературное произведение ______________________ типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя.