Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Прямая речь".»
Урок русского языка в 5 классе. Прямая речь.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Татриева Айшет Борисовна
Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.
Прямая речь– это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь. Максим Горький писал: «Хорошая книга-просто праздник». слова автора прямая речь А: «П».
Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается в кавычки . Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие . Л. Толстой писал : « Все мы на свете друг другу нужны ». А : « П ». А : « П ?» А : « П !»
Если слова автора стоят после прямой речи, пред ними ставится тире , а после кавычек - запятая . « Солнышко село »,- удивился муравей. « П »,- а.
Если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком , он ставится внутри кавычек , а запятая или точка не ставится. « Ты будешь завтракать ?»- спросила бабушка. « П ?»- а. « Удивительное это дело-книга !»- написал Лев Кассиль. « П !»- а.
Схемы предложений с прямой речью. А: «П». «П», -а. А: «П?» «П?» -а. А: «П!» «П!» -а.
Вставьте пропущенные знаки препинания и начертите схемы предложений. Добро пожаловать, мой сын сказал с улыбкой он Руслану. Вы не подскажите, где находится аптека спросил незнакомец.
Вставьте пропущенные знаки препинания и начертите схемы предложений. « Добро пожаловать, мой сын »,- сказал с улыбкой он Руслану. «П»,-а. « Вы не подскажите, где находится аптека ?»- спросил незнакомец. «П?»-а.
Слова автора содержат глаголы говорения: сказал,подумал, попросил, шепнул, написал, прочитал, произнес, ответил, крикнул,воскликнул, объяснил, заметил, проворчал, буркнул, и др.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните глаголы «говорения». 1 ) Синеглазка взяла со стола рецепт и сказала вам надо лежать. 2) Хочешь Пулька я подарю тебе твой портрет предложил Незнайка. 3) Стыдно малыши воскликнула синеглазка. 4) Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы. 5) Мы слишком высоко поднялись объяснил Знайка.
Итог урока - Чему вы научились на сегодняшнем уроке ? -Что нового узнали ? Дом.задание: пар. 15, упр. 90.