Экспрессивная книжная лексика- это слова, употребляющиеся преимущественно в книжной речи ( в публицистике, художественной литературе) и обладающие эмоциональной окраской
Красотка, попугайничать, ребетня, ай-ай-ай
ЭКСПРЕССИВНАЯ РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА – ЭТО СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И ОБЛАДАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ
Не такой уж горький я пропойца Чтоб, тебя не видя, умереть
С помощью слов как, будто, словно, точно, подобно, чем, как будто и т.д.
Формой Тв.п.
Ср. степенью имени прилагательного
Похожий, подобный
С помощью отрицания
Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются
Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила
В стихи б я внёс дыханье роз
Парадом развернув моих страниц войска
…по кудрям лозняка от зари алый свет разливается
На заре туманной юности всей душой любил я милую
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо
Золото моих волос
В основе метафоризации могут лежать самые разные признаки:
Сходство ощущений
Масштаб
Форма
Время
Действие
Цвет
Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий
Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);
вел мечи на пир обильный (вел воинов)
И снова властвует Багдат (место для обозначения людей)
Я три тарелки съел (сосуд в значении содержимого)
Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (имя автора – произведение)
Весь пансион признавал превосходство (учреждение – на обитателей)
Спросил постоялец, обращаясь к стёганной жилетке (с человека –на внешние признаки)
СИНЕКДОХА - это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого и наоборот
Чёрные фраки носились кучами там и сям.
Разновидности:
Форма ед.ч вместо мн.ч. = собирательному значению
Часть предмета вместо всего
Отвлечённое понятие вместо названия конкретного
Бренчат кавалергарда шпоры
Больше всего береги копейку
Слышишь, мчатся сани… (= упряжка)
Доблесть и девственность! Сей союз древен и дивен…
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать
Плачут вербы, шепчут тополя
Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски…
Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён…
Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами
Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул...
Осторожно ветер Из калитки вышел...
Используется
при описании природы Клубит и пляшет дым болотный
окружающих человека вещей Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шёл со мной по всем путям
Явлений …там скитаются воспоминанья
Аллегория (иносказание) -изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы
Аллегория (гр. аllegoria – иносказание) - это литературный прием, основой которого является иносказание: отвлеченные понятия, идеи передаются через конкретный образ. Обычно этим образом являются представители животного и растительного мира: волк, лиса, лев, заяц, свинья, ворона, соловей, дуб, дерево или же предметы неживой природы: ручей, водопад, парус и др. Герои басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей». Ворона – аллегория простоты и глупости; Лисица – аллегория хитрости и лести. Стрекоза – это аллегория легкомыслия, а Муравей – предусмотрительности, деловитости. Предметом аллегории могут быть мифологические персонажи, за которыми закреплены определенные понятия: например Минерва - мудрость, Диана – чистота. Аллегорическая образность – важная составляющая различных творческих систем писателей 19-20 вв
Беги, сокройся от очей,Цитеры слабая царица!
А.Пушкин
Иносказательное выражение Цитеры слабая царица означает Венеру (Афродиту), в данном контексте она выступает как покровительница любви и любовной лирики.
Отцвела моя бедная липа, отзвенел соловьиный рассвет (= прошло хорошее время, беззаботность, молодость)
Ирония - иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение.
СКРЫТАЯ НАСМЕШКА
Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И Крылов)
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей (А.Грибоедов)
Ты всё пела? это дело: Так поди же попляши! (И.Крылов)
Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусъю... (М.Лермонтов)
Гипербола - это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, красоты, силы. Значения описываемого
Буйство глаз и половодье чувств (С. Есенин)
Всё должно сгореть на моём огне. (М.Цветаева)
Несметный вихрь песчинок (Б.Пастернак)
Уж ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В.Маяковский)
В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках...
Литота - это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого
Далеко сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С.Серафимович)
В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)
Ваш шпиц, прелестный, шпиц, не более напёрстка (А.Грибоедов)
Мальчик с пальчик
ОКСЮМОРОН –троп, при котором необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое
Мой день беспутен и нелеп: У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность… (М.Цветаева)
Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том , чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Паустовский)
Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин)
Живой труп
Горячий снег
Люблю япышноеприродыувяданье
Мёртвые души
Оптимистическая трагедия
молодой старик
ученый невежда
честный вор
ПЕРИФРАЗ - это замена конкретного понятия описательным оборотом
Прямой долг обязывает нас войти в этоустрашающее горнило Азии (автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз)
У Цветаевой: певучий град, город, отвергнутый Петром, огромный странноприимный дом, нерукотворный град (МОСКВА)
Но, шумом бала утомлённый И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя (А.Пушкин)
Унылая пора! очей очарованье! (А.Пушкин)
Страна берёзового ситца (С.Есенин)
Это было когда улыбался только мёртвый ( А.Ахматова о времени сталинских репрессий)