kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Лексические средства изобразительности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку содержит теоретический материал и примеры.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лексические средства изобразительности"»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Синонимы - слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)

Синонимы - слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов)

  • Общеязыковые - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу
  • Влюблённость - любовь
  • Приятель - друг
  • Смелый - храбрый
  • Выхожу я один на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит...
  • Колокольчики мои, Цветки степные!
  • Контекстуальные синонимы – слова являющиеся синонимами только в данном тексте.
  • Ломоносов – гений – любимое дитя природы .
  • Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм
Антонимы — слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления

Антонимы — слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления

  • Контекстуальные - слова являющиеся антонимами только в данном тексте:
  • Они сошлись: волна и камень Стихи и проза, лед и пламень...
  • Тебе я время уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести
  • Ум и сердце – лёд и пламень – вот основное, что отличало героя
  • Общеязыковые – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение:
  • Добрый – злой
  • Могучая – бессильная
  • Белей лишь блеск, чернее тень
  • Он был слаб телом, но силён духом.
Архаизмы  — устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность   УГАС, КАК СВЕТОЧ, ДИВНЫЙ ГЕНИЙ...  И В СВЕТЛОЙ ГРИДНИЦЕ, В КРУГУ КНЯЗЕЙ, БОЯР...

Архаизмы — устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность

  • УГАС, КАК СВЕТОЧ, ДИВНЫЙ ГЕНИЙ...

  • И В СВЕТЛОЙ ГРИДНИЦЕ, В КРУГУ КНЯЗЕЙ, БОЯР...

Неологизмы  —  новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи     БУДЕТ БУРЯ — МЫ ПОСПОРИМ И ПОМУЖЕСТВУЕМ С НЕЙ   О, РАССМЕЙТЕСЬ, СМЕХАЧИ!  СТОЯЛ ЯНВАРЬ, НЕ ТО ФЕВРАЛЬ, КАКОЙ-ТО ЧЕРТОВЫЙ ЗИМАРЬ

Неологизмы — новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи

  • БУДЕТ БУРЯ — МЫ ПОСПОРИМ И ПОМУЖЕСТВУЕМ С НЕЙ

  • О, РАССМЕЙТЕСЬ, СМЕХАЧИ!

  • СТОЯЛ ЯНВАРЬ, НЕ ТО ФЕВРАЛЬ, КАКОЙ-ТО ЧЕРТОВЫЙ ЗИМАРЬ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, которые функционируют в речи как неделимое с точки зрения значения ЛЕЖАТЬ НА ПЕЧИ  БИТЬСЯ КАК РЫБА ОБ ЛЁД  НИ ДНЁМ НИ НОЧЬЮ  У ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК МОЙ ГЕРОЙ, ЕСТЬ ИСКРА БОЖИЯ.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, которые функционируют в речи как неделимое с точки зрения значения

  • ЛЕЖАТЬ НА ПЕЧИ
  • БИТЬСЯ КАК РЫБА ОБ ЛЁД
  • НИ ДНЁМ НИ НОЧЬЮ

  • У ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК МОЙ ГЕРОЙ, ЕСТЬ ИСКРА БОЖИЯ.

Низвергнуть, возликовать, поработитель, поприще, рдеющий

Низвергнуть, возликовать, поработитель, поприще, рдеющий

  • Экспрессивная книжная лексика- это слова, употребляющиеся преимущественно в книжной речи ( в публицистике, художественной литературе) и обладающие эмоциональной окраской
Красотка, попугайничать, ребетня, ай-ай-ай ЭКСПРЕССИВНАЯ РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА – ЭТО СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И ОБЛАДАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ

Красотка, попугайничать, ребетня, ай-ай-ай

ЭКСПРЕССИВНАЯ РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА – ЭТО СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И ОБЛАДАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ

Молодой, грандиозный, первостепенный, мчаться, плестись, выдающийся, ничтожный ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОЦЕНКУ ПРЕДМЕТА, ЯВЛЕНИЯ, СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА

Молодой, грандиозный, первостепенный, мчаться, плестись, выдающийся, ничтожный

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОЦЕНКУ ПРЕДМЕТА, ЯВЛЕНИЯ, СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА

Согбенный, тлетворный, титанический, осоловелый, остряк   ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – ОТРАЖАЮТ ОТНОШЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО И ВЫРАЖАЮТ ОЦЕНКУ

Согбенный, тлетворный, титанический, осоловелый, остряк

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – ОТРАЖАЮТ ОТНОШЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО И ВЫРАЖАЮТ ОЦЕНКУ

Эпитет — художественное образное определение предмета или действия

Эпитет — художественное образное определение предмета или действия

  • Тучка золотая ;
  • утес- великан ;
  • стоит одиноко ;
  • в пустыне чахлой и скупой
  • Болтушка -сорока
  • Роковые часы
  • Жадно всматривается
  • Взоры полусонные, нежные, влюблённые
  • Мы широко по дебрям и лесам перед Европой пригожей расступимся
  • Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы
  • Вся комната янтарным блеском Озарена...
  • Тучки небесные, вечные странники
  • И сладостно шумят полуденные волны
  • Последняя кроткая нежность Притихшей осенней земли
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве

  • Был голос как крик ястребиный
  • Ты пришла, словно сон мой, легка…
  • Это чувство сладчайшим недугом наши души терзало и жгло
  • Опрятней модного паркета Блистает речка льдом одета
  • Богатые не похожи на нас с вами
  • Не такой уж горький я пропойца Чтоб, тебя не видя, умереть
  • С помощью слов как, будто, словно, точно, подобно, чем, как будто и т.д.
  • Формой Тв.п.
  • Ср. степенью имени прилагательного
  • Похожий, подобный
  • С помощью отрицания
Метафора  — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются

Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются

  • Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила
  • В стихи б я внёс дыханье роз
  • Парадом развернув моих страниц войска
  • по кудрям лозняка от зари алый свет разливается
  • На заре туманной юности всей душой любил я милую
  • Где-то далеко за Москвой молния распорола небо
  • Золото моих волос
  • В основе метафоризации могут лежать самые разные признаки:
  • Сходство ощущений
  • Масштаб
  • Форма
  • Время
  • Действие
  • Цвет
Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий

Метонимия — сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий

  • Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);
  • вел мечи на пир обильный (вел воинов)
  • И снова властвует Багдат (место для обозначения людей)
  • Я три тарелки съел (сосуд в значении содержимого)
  • Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (имя автора – произведение)
  • Весь пансион признавал превосходство (учреждение – на обитателей)
  • Спросил постоялец, обращаясь к стёганной жилетке (с человека –на внешние признаки)
СИНЕКДОХА - это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого и наоборот Чёрные фраки носились кучами там и сям.

СИНЕКДОХА - это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого и наоборот

Чёрные фраки носились кучами там и сям.

  • Разновидности:
  • Форма ед.ч вместо мн.ч. = собирательному значению
  • Часть предмета вместо всего
  • Отвлечённое понятие вместо названия конкретного
  • Бренчат кавалергарда шпоры
  • Больше всего береги копейку
  • Слышишь, мчатся сани… (= упряжка)
  • Доблесть и девственность! Сей союз древен и дивен…
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Олицетворение — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать

  • Плачут вербы, шепчут тополя
  • Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски…
  • Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворён…
  • Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами
  • Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул...
  • Осторожно ветер Из калитки вышел...
  • Используется
  • при описании природы Клубит и пляшет дым болотный
  • окружающих человека вещей Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шёл со мной по всем путям
  • Явлений …там скитаются воспоминанья
Аллегория (иносказание) -изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы

Аллегория (иносказание) -изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы

  • Аллегория (гр. аllegoria – иносказание) - это литературный прием, основой которого является иносказание: отвлеченные понятия, идеи передаются через конкретный образ. Обычно этим образом являются представители животного и растительного мира: волк, лиса, лев, заяц, свинья, ворона, соловей, дуб, дерево или же предметы неживой природы: ручей, водопад, парус и др. Герои басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей». Ворона – аллегория простоты и глупости; Лисица – аллегория хитрости и лести. Стрекоза – это аллегория легкомыслия, а Муравей – предусмотрительности, деловитости. Предметом аллегории могут быть мифологические персонажи, за которыми закреплены определенные понятия: например Минерва - мудрость, Диана – чистота. Аллегорическая образность – важная составляющая различных творческих систем писателей 19-20 вв
  • Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица!
  • А.Пушкин
  • Иносказательное выражение Цитеры слабая царица означает Венеру (Афродиту), в данном контексте она выступает как покровительница любви и любовной лирики.
  • Отцвела моя бедная липа, отзвенел соловьиный рассвет (= прошло хорошее время, беззаботность, молодость)
Ирония - иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. СКРЫТАЯ НАСМЕШКА

Ирония - иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение.

СКРЫТАЯ НАСМЕШКА

  • Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И Крылов)
  • Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей (А.Грибоедов)
  • Ты всё пела? это дело: Так поди же попляши! (И.Крылов)
  • Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусъю... (М.Лермонтов)
Гипербола - это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, красоты, силы. Значения описываемого

Гипербола - это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, красоты, силы. Значения описываемого

  • Буйство глаз и половодье чувств (С. Есенин)
  • Всё должно сгореть на моём огне. (М.Цветаева)
  • Несметный вихрь песчинок (Б.Пастернак)
  • Уж ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В.Маяковский)
  • В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках...
Литота - это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого

Литота - это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого

  • Далеко сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С.Серафимович)
  • В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)
  • Ваш шпиц, прелестный, шпиц, не более напёрстка (А.Грибоедов)
  • Мальчик с пальчик
ОКСЮМОРОН –троп, при котором необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое

ОКСЮМОРОН –троп, при котором необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое

  • Мой день беспутен и нелеп: У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность… (М.Цветаева)
  • Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том , чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Паустовский)
  • Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин)
  • Живой труп
  • Горячий снег
  • Люблю я пышное природы увяданье
  • Мёртвые души
  • Оптимистическая трагедия
  • молодой старик
  • ученый невежда
  • честный вор
ПЕРИФРАЗ - это замена конкретного понятия описательным оборотом

ПЕРИФРАЗ - это замена конкретного понятия описательным оборотом

  • Прямой долг обязывает нас войти в это устрашающее горнило Азии (автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз)
  • У Цветаевой: певучий град, город, отвергнутый Петром, огромный странноприимный дом, нерукотворный град (МОСКВА)
  • Но, шумом бала утомлённый И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя (А.Пушкин)
  • Унылая пора! очей очарованье! (А.Пушкин)
  • Страна берёзового ситца (С.Есенин)
  • Это было когда улыбался только мёртвый ( А.Ахматова о времени сталинских репрессий)
Желаю удачи!

Желаю удачи!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация "Лексические средства изобразительности"

Автор: Боровицкая Людмила Алексеевна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тема занятия "Изобразительно - выразительные средства языка" "
    ["seo_title"] => string(64) "tiema-zaniatiia-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "214859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432494193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Виды презентаций на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(50) "vidy-priezientatsii-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "141079"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418054218"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-po-litieraturie-na-tiemu-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182296"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425488021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства