Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"»
Пятое октября.
Классная работа.
ы
м
о
а
н
и
п
и
с
р
о
с
л
з
е
ф
1
о
н
е
е
р
с
о
п
е
н
2
а
и
м
н
т
о
ы
н
3
з
ы
к
м
е
и
и
д
а
л
т
4
5
е
г
з
о
о
а
о
ч
н
м
н
н
ы
н
и
м
о
н
и
с
6
л
е
к
к
и
а
с
7
о
г
л
о
и
л
е
к
с
и
к
я
8
г
ы
з
м
и
н
л
о
е
о
9
и
м
з
о
и
р
ы
т
с
10
з
а
р
ы
м
а
х
и
11
м
о
ы
и
н
о
м
12
Фразеологизмы.
Источники фразеологизмов.
Цель:
сформировать представление о фразеологизмах и источниках их возникновения.
Задачи:
уметь отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Фразеологизмы это перлы самородки и самоцветы родного языка.
Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка.
А.И. Ефимов
фразеологизм
образное выражение
неделимое
сочетание
один член предложения
Наш к…рабль ст…ял на як…ре у б…регов уд…вительной страны.
Фразеология –от греч. phrasis – выражение + logos – учение
работать на износ - усердно работать
в поте лица – грустное лицо
поднять руки - не покладая рук
(усердно работать)
пальцем не пошевельнул – больной палец
гонять лодыря – гонять на велосипеде
сидеть сложа руки – сидеть на стуле
(бездельничать)
сломя голову – повернуть голову
показать язык – высунув язык
со всех ног – стоять на одной ноге
(быстро)
чайная ложка – в час по чайной ложке черепашьим шагом – черепаший панцирь
тянуть кота за хвост – хвост кота
(медленно)
не разлей вода
как кошка с собакой
душа в душу
стараться изо всех сил
на скорую руку
вкладывать
душу
как у себя дома
как рыба в воде
не в своей тарелке
валять дурака
держать ухо востро
ворон считать
Источники фразеологизмов
сокровища античной мудрости
Аннибалова клятва
Яблоко раздора
Танталовы муки
Синяя птица
Библеизмы
хлеб насущный
умывать руки
соль земли
сучок в глазу
самоустраняться
мелкие недостатки кого-либо
самое необходимое
активные, передовые люди
Жемчужины народной мысли
и
художественной литературы
1. А Ванька слушает да ест.
Медвежья услуга. Принцесса на
горошине.
2. Буря в стакане воды. По щучьему веленью. А ларчик просто открывался
3. При царе Горохе. Да воз и ныне там. Мартышкин труд.
4. Сказка про белого бычка. Как белка
в колесе. В тридевятом царстве
Фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа
Плеч…м к плечу, на всех п…русах, высуну… язык, не покл…дая рук, в…дой (не) разольёш…, сл…мя голову, погрузит…ся по уши, не разг…бая сп…ны.
быстро
усердно
дружно
Для чего необходимо знание фразеологизмов?
Как вы оцениваете свой фразеологический запас?
Где используются фразеологизмы в зависимости от происхождения?
Представьте, если фразеологизмы исчезнут из речи…
Назовите источники фразеологизмов
Чтотакоефразеологизм?
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ОЦЕНОЧНЫЕ
ВОПРОСЫ
«Ромашка Блума»
ЛЕКСИКА
ВЫБЕРИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВАШУ РАБОТУ НА УРОКЕ
Шевелить мозгами
Слушать краем уха
Хлопать ушами
Не покладая рук
Витал в облаках
Стараться изо всех сил
Работать с полной отдачей
Задание на самоподготовку
§ 29, 30
составить синквейн к слову «фразеологизм»
Упражнение 149либо155
ДЕРЖИ!!!Выше — нос! Пистолетом — хвост! Себя — в руках! Рот — на замках! Голову — в холоде! Живот — в голоде! Порох — сухим, себя к сплетням — глухим! За зубами — язык! Внутри — оскорбленья и крик! Востро' — ушки! Да чтобы — на макушке! Руку на пульсе, снова и снова! Держи слово! Себя — в узде! На высоте! Всегда и везде!