kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предложение как основная синтаксическая единица

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентация предложение рассматривается по цели высказывания, интонации и структуре

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предложение как основная синтаксическая единица»

Предложение  как основная синтаксическая единица    выполнила: Акбаева М.Т.

Предложение как основная синтаксическая единица выполнила: Акбаева М.Т.

Простое предложение.  Предложение — основная единица синтаксиса, так  как в предложении оформляется мысль, которую говорящий  или пишущий хочет сообщить. предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

Простое предложение. Предложение — основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить. предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

В русском языке существуют разные типы предложений.  По цели высказывания и зависящей от этой цели  интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные .  Каждое из предложений этих трёх групп при соответствующей эмоциональной окраске может стать восклицательным, т.е. произноситься с особой восклицательной интонацией.  В зависимости от количества самостоятельных частей, входящих  в это предложение, — одной или нескольких — предложения  могут быть простыми или сложными .  Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные , т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.  По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются  предложения распространённые и нераспространённые .

В русском языке существуют разные типы предложений. По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные . Каждое из предложений этих трёх групп при соответствующей эмоциональной окраске может стать восклицательным, т.е. произноситься с особой восклицательной интонацией. В зависимости от количества самостоятельных частей, входящих в это предложение, — одной или нескольких — предложения могут быть простыми или сложными . Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные , т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения. По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространённые и нераспространённые .

Вспомните правило! В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. ( утверждаемом или отрицаемом ), например: Пугачёв узнал меня и махнул рукой. Вопросительными называются предложения, побуждающие собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, например: Зачем тебе в Петербург? (П.) Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.) Побудительными называются предложения, отражающие желание говорящего. Они могут выражать приказ, просьбу, мольбу, совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение, призыв, приглашение к совместному действию. Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.)

Вспомните правило!

В зависимости от цели высказывания различаются

предложения повествовательные, вопросительные

и побудительные.

Повествовательными называются предложения,

заключающие в себе сообщение о каком-либо факте

действительности, явлении, событии и т.д. ( утверждаемом или отрицаемом ), например: Пугачёв узнал меня и махнул рукой. Вопросительными называются предложения, побуждающие собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, например: Зачем тебе в Петербург? (П.) Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.)

Побудительными называются предложения, отражающие

желание говорящего. Они могут выражать приказ, просьбу, мольбу, совет, предложение, предостережение, протест,

угрозу, согласие, разрешение, призыв, приглашение к совместному действию. Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, произнесённые с особой интонацией, становятся восклицательными , например: Солнце встало! При выражении восклицания могут употребляться особые восклицательные слова (частицы, междометия, наречия), например: Как прекрасен этот мир, посмотри!

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, произнесённые с особой интонацией, становятся восклицательными , например: Солнце встало!

При выражении восклицания могут употребляться особые восклицательные слова (частицы, междометия, наречия), например: Как прекрасен этот мир, посмотри!

Мы рассмотрели простое предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.  Теперь, давайте рассмотрим предложение по структуре

Мы рассмотрели простое предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Теперь, давайте рассмотрим предложение по структуре

Нераспространённым называется предложение, состоящее только из главных членов — подлежащего и сказуемого, например:  Она не ответила и отвернулась.  Он молод, хорош. Прошло несколько лет .  Предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены, называется распространённым , например:  Между тем солнце поднялось довольно высоко.­  Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной.

Нераспространённым называется предложение, состоящее только из главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Она не ответила и отвернулась. Он молод, хорош. Прошло несколько лет . Предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены, называется распространённым , например: Между тем солнце поднялось довольно высоко.­ Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение . Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, интонация и логическое ударение. В русском языке нет строгих правил того, как должны выстраиваться члены предложения. Порядок слов в предложении свободный; он имеет синтаксическое, смысловое и стилистическое значение. Сравните предложения и скажите, влияет ли порядок слов на смысл предложения? 1. Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). — Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение). 2. Приехал больной (определение) человек. — Человек был больной (именная часть составного именного сказуемого). 3. Моя мама (подлежащее) — наша учительница (сказуемое). — Наша учительница (подлежащее) — моя мама (сказуемое). 4. Ты пойдёшь со мной. — Со мной пойдёшь ты.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение .

Основными средствами оформления предложения

являются порядок слов, интонация и логическое ударение.

В русском языке нет строгих правил того, как должны

выстраиваться члены предложения. Порядок

слов в предложении свободный; он имеет синтаксическое, смысловое и стилистическое значение.

Сравните предложения и скажите, влияет ли порядок

слов на смысл предложения?

1. Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). — Дочь

(подлежащее) любит мать (дополнение). 2. Приехал больной (определение) человек. — Человек был больной (именная часть составного именного сказуемого). 3. Моя мама (подлежащее) — наша учительница (сказуемое). — Наша учительница (подлежащее) — моя мама (сказуемое). 4. Ты пойдёшь со мной. — Со мной пойдёшь ты.

При достаточно свободном порядке слов в русском языке всё же выделяется прямой и обратный порядок слов. На первом месте обычно стоит подлежащее, а потом сказуемое, например: Весна пришла. Птицы запели.  Определение стоит перед определяемым словом, например: Первая листва появилась на ветках. Мне рассказали об интересной книге.  Дополнение стоит после сказуемого, например: Мы купили книги и тетради.  Обстоятельство может занимать различное место в предложении, например: Встревоженные птицы громко кричали. Вчера он пришёл домой поздно.  Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, чем достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией .

При достаточно свободном порядке слов в русском языке всё же выделяется прямой и обратный порядок слов. На первом месте обычно стоит подлежащее, а потом сказуемое, например: Весна пришла. Птицы запели. Определение стоит перед определяемым словом, например: Первая листва появилась на ветках. Мне рассказали об интересной книге. Дополнение стоит после сказуемого, например: Мы купили книги и тетради. Обстоятельство может занимать различное место в предложении, например: Встревоженные птицы громко кричали. Вчера он пришёл домой поздно. Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, чем достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией .

Логическое ударение — это смысловое ударение. Оно может падать на любое слово в предложении в зависимости от желания и задач говорящего и выделяет самое главное.   Укажите, в каком случае выделенное слово несет на себе логическое ударение. Все тот же я, как был и прежде. Расскажите мне, как найти эту постоянную лестницу. На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны. Правильным ответом является В. В этом предложение на союзное слово как падает логическое ударение, то есть вы выделяете это слово с большей силой

Логическое ударение — это смысловое ударение. Оно может падать на любое слово в предложении в зависимости от желания и задач говорящего и выделяет самое главное.

Укажите, в каком случае выделенное слово несет на себе логическое ударение.

  • Все тот же я, как был и прежде.
  • Расскажите мне, как найти эту постоянную лестницу.
  • На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка.
  • На другое утро Рудин только что успел одеться, как явился к нему человек от Дарьи Михайловны.

Правильным ответом является В. В этом предложение на союзное слово как падает логическое ударение, то есть вы выделяете это слово с большей силой

Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), который ясен из контекста или обстановки. Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложении и не мешает целям общения, например: Я очень люблю читать фантастику, а мой друг — очерки по истории государства.(пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит). Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например: Все получали письма, а я не получал

Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), который ясен из контекста или обстановки.

Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложении и не мешает

целям общения, например: Я очень люблю читать

фантастику, а мой друг — очерки по истории государства.(пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит).

Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например: Все получали письма, а я не получал

Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное), например: 1. Возвратился старик ко старухе. Что он видит? Высокий терем. (П.) 2. У ребят нашёлся котёл, а у девчонок — продукты, поэтому через полчаса от костра тянуло не только дымом, но и манящим запахом чего-то вкусного. Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой, например: Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко. машине. (С. Бар.)

Неполные предложения делятся на

контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения

с неназванными членами предложения, которые были

упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в

том же предложении (если оно сложное), например: 1. Возвратился старик ко старухе. Что он видит? Высокий

терем. (П.) 2. У ребят нашёлся котёл, а у девчонок —

продукты, поэтому через полчаса от костра тянуло не

только дымом, но и манящим запахом чего-то вкусного.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой, например: Изредка где-то ухало. Судя по всему,

не близко.

машине. (С. Бар.)

Внимание! Неполные предложения надо отличать от недосказанных предложений, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если ... Нет, так это не получится... (Б. Пол.) В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения может стоять тире, например: Землю солнце красит, а человека — труд. (Посл.) (пропущено слово красит, его можно восстановить из предыдущего контекста, поэтому на месте пропуска стоит тире) Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной. — Что у вас в узле, орлы? — Раки, — ответил неохотно высокий. — Ого! Где вы их достали? — Возле плотины.

Внимание! Неполные предложения надо отличать

от недосказанных предложений, например:

Хотя погоди, Калинина, а что, если ... Нет, так это не получится... (Б. Пол.)

В неполном предложении на месте пропущенного

члена предложения может стоять тире, например:

Землю солнце красит, а человека — труд. (Посл.) (пропущено слово красит, его можно восстановить из предыдущего контекста, поэтому на месте пропуска стоит тире)

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

— Что у вас в узле, орлы?

— Раки, — ответил неохотно высокий.

— Ого! Где вы их достали?

— Возле плотины.

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.  Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из 2х главных членов - подлежащего и сказуемого: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром  Грамматическая основа односоставных простых предложений состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. Поэтому они бывают назывными или глагольными

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из 2х главных членов - подлежащего и сказуемого: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром Грамматическая основа односоставных простых предложений состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. Поэтому они бывают назывными или глагольными

У нас осталась последняя характеристика простого предложения по структуре. Её нет в схеме, которую я дала в 4 слайде.  Простые предложения могут быть осложнёнными и неосложнёнными .  Осложняться может простое предложение с помощью причастного, деепричастного, сравнительного оборотов, однородными членами предложения, уточняющими членами предложения вводными словами и вставными конструкциями, обращениями и т.д.

У нас осталась последняя характеристика простого предложения по структуре. Её нет в схеме, которую я дала в 4 слайде. Простые предложения могут быть осложнёнными и неосложнёнными . Осложняться может простое предложение с помощью причастного, деепричастного, сравнительного оборотов, однородными членами предложения, уточняющими членами предложения вводными словами и вставными конструкциями, обращениями и т.д.

В конце хочу сделать вывод:  теперь вы сможете сделать синтаксический(грамматический) разбор простого предложения.  Давайте проанализируем следующее предложение:  В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину.  (Повеств., невоскл., прост., утвердит., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

В конце хочу сделать вывод: теперь вы сможете сделать синтаксический(грамматический) разбор простого предложения. Давайте проанализируем следующее предложение: В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., утвердит., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Проанализируйте следующее предложение самостоятельно: Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

Проанализируйте следующее предложение самостоятельно: Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

Получилось?  Давайте проверим:  предложение повествовательное, утвердительное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространённое, осложнённое двумя деепричастными оборотами: услышав их голоса и подняв головы, одним причастным оборотом: доносившиеся с высокого неба, и однородными сказуемыми: оставляли и глядели.

Получилось? Давайте проверим: предложение повествовательное, утвердительное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространённое, осложнённое двумя деепричастными оборотами: услышав их голоса и подняв головы, одним причастным оборотом: доносившиеся с высокого неба, и однородными сказуемыми: оставляли и глядели.

А теперь домашнее задание?  Учебник 8 класса §9,10,11,25,26  учебник 11 класс § 2, стр.10-14  вестник блок №9.2,9.2.1,9.2.2

А теперь домашнее задание? Учебник 8 класса §9,10,11,25,26 учебник 11 класс § 2, стр.10-14 вестник блок №9.2,9.2.1,9.2.2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Предложение как основная синтаксическая единица

Автор: Акбаева Муаттар Тураевна

Дата: 25.05.2020

Номер свидетельства: 551273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Предложение как основная синтаксическая единица. Предложения двусоставные и односоставные; полные и неполные"
    ["seo_title"] => string(125) "priedlozhieniie_kak_osnovnaia_sintaksichieskaia_iedinitsa_priedlozhieniia_dvusostavnyie_i_odnosostavnyie_polnyie_i_niepolnyie"
    ["file_id"] => string(6) "347890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475822719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Предложение -  основная синтаксическая единица языка, служит для средства  общения "
    ["seo_title"] => string(96) "priedlozhieniie-osnovnaia-sintaksichieskaia-iedinitsa-iazyka-sluzhit-dlia-sriedstva-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "239081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444719212"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Сложное предложение. Основные виды сложных предложений"
    ["seo_title"] => string(65) "slozhnoie_priedlozhieniie_osnovnyie_vidy_slozhnykh_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "347891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475822882"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Синтаксис.Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса "
    ["seo_title"] => string(80) "sintaksis-slovosochietaniie-i-priedlozhieniie-kak-osnovnyie-iedinitsy-sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "186611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426391671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения."
    ["seo_title"] => string(61) "tema_uroka_predlozhenie_grammaticheskaia_osnova_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "492656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545727457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства