kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предложение как основная синтаксическая единица. Предложения двусоставные и односоставные; полные и неполные

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Морфемный разбор слов: прогрессирует, прогрессируя; регрессивный, агрессивность.
  2. Повторение основных признаков предложения. Используется следующая таблица:

         Предложение как основная синтаксическая единица

I. Назначения предложения: 1) формирование мысли;

                                                 2) выражение мысли;

Интонация конца – средство выражения          смысловой  завершенности высказывания.

II. Строения предложения:   1) грамматическая основа:

                                                2) грамматическая связь компонентов:

                                                3) порядок компонентов:

                                                4) структурная схема предложения.

III. Грамматическое              1) вид предложения на цели высказывания;

значения                               2) соотнесенность смысла высказывания с  действительностью;

предложения                        3) смысловые отношения между компонентами предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предложение как основная синтаксическая единица. Предложения двусоставные и односоставные; полные и неполные»










Разработка

урока русского языка

9 класс

по теме «Словосочетание.

Соединения слов, не образующих словосочетаний»














Учитель СОПШДО №17

г.Павлодар

Блашкина Н.Н.


Тема 1: Словосочетание. Соединения слов,

не образующих словосочетаний


  1. Словарно - орфографическая работа.

  1. Прогресс [про - 'вперед'; грессус – 'движение' (лат.)]; прогрессивный; прогрессировать.

Устно: 1. Прогрессия (мат.); прогрессивка (разг.); прогрессист (книжн.). 2. Антоним к слову прогрессрегресс – 'движение' назад (одно из значений латинской приставки ре- - 'назад') отсюда – регрессивный, регрессировать. 3. Элемент –гресс- этимологически вычленяется и в словах конгресс, агрессия (агрессивный, агрессор).

  1. Повторение основных случаев обособления определений – «чтение» графических фрагментарных схем


    1. 1. … местоим., любое определ.,

2. … , любое определ., местоим., …

    1. 1. … сущ., распростр. определ., …

2. … сущ., определ., определ., …

но:

III. распростр. определ., сущ. …


Графическое и пунктуационное оформление предложений, написанных на доске. Задание: определить, какой схеме соответствует предложение, поставить недостающие знаки препинания, выразительно прочитать предложения. Особое внимание обратить на интонацию обособления.


1. Ребяческий крик повторяемый эхом с утра и до ночи гремит по лесам (Н. Некрасов). 2. Во ржи густой и влажной кричат перепела. 3. Я уставший от шума опять в тишине (В. Солоухин). 4. Увижу туманные долы и глухо рокочущий бор (Л. Татьяничева).

.

    1. Повторение основных случаев обособления приложений – «чтение» графических фрагментарных схем.

Графическое и пунктуационное оформление предложений, написанных на доске; выразительное чтение их учащимися.

  1. И подругу верную, винтовку, вновь берет ударный комсомол (Из песни). 2. В ночь темную-претемную, грозящую бедой, идет Иван Суханов, разведчик молодой (А. Прокофьев). 3. Как по грибы, мы шли по колоски мальчишки, опаленные войной (В. Фирсов). 4. Сибиряк, я рос в лесном краю (В. Федоров).

IV. Диктант с последующими комплексными заданиями.

1. Верные революционному делу, мы, советские коммунисты, боремся и будем бороться за мир – это величайшее благо для всех народов и важное условие прогресса современного человечества (Из газет). 2. Родина, суровая и милая, помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами, славят жизнь по рощам соловьи (В. Фирсов).

Задания: 1) Из последнего предложения диктанта выписать простые словосочетания и произвести их грамматический разбор. Указать такие соединения слов, которые не являются словосочетаниями; объяснить, почему.

2) Составить толкование лексического значения слова агрессор (Агрессор, -а, м. Тот, кто осуществляет агрессию; нападающая сторона, захватчик, поджигатель империалистической, грабительской войны).

3) Определить стилистическую принадлежность каждой из частей записанного текста; назвать другие известные вам стили; указать основные отличия стиля художественной литературы от научного стиля.

Домашнее задание: § 21-26; упр. 393 и 395.


Урок 2. Предложение как основная синтаксическая единица. Предложения двусоставные и односоставные; полные и неполные


  1. Морфемный разбор слов: прогрессирует, прогрессируя; регрессивный, агрессивность.

  2. Повторение основных признаков предложения. Используется следующая таблица:


Предложение как основная синтаксическая единица

I. Назначения предложения: 1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца – средство выражения смысловой завершенности высказывания.

II. Строения предложения: 1) грамматическая основа:

2) грамматическая связь компонентов:

3) порядок компонентов:

4) структурная схема предложения.

III. Грамматическое 1) вид предложения на цели высказывания;

значения 2) соотнесенность смысла высказывания с действительностью;

предложения 3) смысловые отношения между компонентами предложения.


III. Повторение. Предложение двусоставные и односоставные; полные и неполные.

Устное упражнение. Назывные предложения. задание: сравнить написанные на доске предложения, охарактеризовать их по составу и по наличию структурно-необходимых членов, указать сначала односоставные назывные предложения, затем двусоставные неполные.


Осень пустынный берег. Уже осень. Берег пустынный.

Небольшой затон. Тишина. Корабли в затоне.

На пристани – тишина.






Повторение по таблице. Определенно-личные предложения.


Сравнить:


1-е л.ед.ч. (Я) пишу 1-е л.мн.ч. (Мы) пишем

2-е л.ед.ч. (Ты) пишешь 2-е л.мн.ч. (Вы) пишете

(Ты) пиши (Вы) пишете

Юра, пиши Дети, пишите.


Но: 3-е л.ед.ч. (он, она, спецкор, режиссер, лаборантка, преподаватель, журналист… и т.д.) пишет; прош. вр.ед.ч. (я, ты, он, спецкор, режиссер, лаборант, преподаватель, журналист… и т.д.) писал.


Если сказуемое выражено одной из форм глагола, указанных в верхней части таблицы (до слова но), то возможна подстановка только одного, причем совершенно определенного подлежащего; такие предложения – односоставные, определенно – личные. Если сказуемое выражено глаголом в форме 3-го л.ед.ч. или прош.вр.ед.ч., то возможно подстановка безграничного количества вариантов подлежащего (в качестве подлежащего можно «подставить» любое одушевленное существительное). Такие предложения определенно – личными могут не быть; это – предложения двусоставные, но неполные.

Устное упражнение. Задание: в тексте, воспринимаемом на слух, найти двусоставные неполные предложения.


Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек. Они загалдели и поднялись… но одна чайка вдруг отделилась от стаи. Летит к нам. Опускается. И вдруг садится на плечо моему спутнику. Мальчик не выражал удивления. Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца. Отогрел, высушил и оставил дома. аккуратно кормил, ходил с приемышем к берегу. Чайка выросла и вернулась в свою колонию…

(В. Песков)

Сопоставление определенно-личных и неопределенно-личных предложений. Повторение по таблицам:


Сказуемое в определенно-личном предложении – глагол в форме:


1-го л.ед.ч. пишу 1-го л.мн.ч. пишем

2-го л.ед.ч. пишешь 2-го л.мн.ч. пишете

повел.накл.ед.ч. пиши повел.накл.мн.ч. пишите

Пиши, Юра. Пишите, дети.


Сказуемое в неопределенно-личном предложении – глагол в форме:


3-го л.мн.ч. пишу - В газетах пишут о выставке.

прош. вр.мн.ч. пишешь - В газетах писали о выставке.

2-го л.ед.ч. – Дело словом не заменишь.

повел.накл.ед.ч. – Береги честь смолоду.


- Почему при определении видов односоставных предложений учет только морфологического выражения сказуемого недостаточен? Что еше необходимо учитывать при классификации односоставных предложений? Их грамматическое значение; характер предполагаемого деятеля или адресата (лица, которому адресовано действие). Если предполагаемый деятель (адресат) – говорящий или собеседник, то предложение определенно-личное; если же предполагаемый деятель – неопределенная группа лиц или все люди вообще, то предложение неопределенно-личное. Пословицы, афоризмы, поучения обычно являются неопределенно-личными предложениями. Вводное слово бывало – примета тоже неопределенно-личных предложения. Например: Идешь, бывало, зимою на лыжах по тихому лесу, любуешься сказочной его красотою (И. Соколов-Микитов).

Диктант с грамматическим заданием: подчеркнуть грамматические основы предложений; охарактеризовать придаточные предложения по составу и по наличию структурно-необходимых членов.


1. Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить ее. (В. Инбер). 2. Дальний лес дрожал в струйчатом мареве, словно плыл куда-то (С. Шуртаков). 3. Рожь под ветром ходила плавными светло-зелеными кругами, отливая на солнце, точно кто-то без конца причесывал и причесывал ее огромным гребнем (С. Шуртаков). 4. За лесом грохнуло, точно там выстрелили из очень большой пушки (С. Шуртаков). 5. Листва зашелестела, замахала зелеными платочками, ветви стали кланяться, словно прощались с нами (С. Воронин).


Повторение по таблице. Безличные предложения.


Сказуемое в безличном предложении:

      1. безличный глагол;

      2. личный глагол в безличном значении;

      3. нет, не было, не будет, не бывает;

      4. глагол в неопределенной форме;

      5. наречия-сказуемые.


Графическое оформление предложений:

    1. Опять потеплело, и все кругом буйно пошло в рост. 2. Земля была горячей, и от нее пахло солнцем и хлебом (С. Шуртаков).

Общий вывод из всех наблюдений и упражнений, выполненных на уроке: при анализе предложения необходимо учитывать и строение его, и грамматическое значение.

Домашнее задание: § 36, упр. 394.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Блашкина Нина Николаевна

Дата: 07.10.2016

Номер свидетельства: 347890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Предложение -  основная синтаксическая единица языка, служит для средства  общения "
    ["seo_title"] => string(96) "priedlozhieniie-osnovnaia-sintaksichieskaia-iedinitsa-iazyka-sluzhit-dlia-sriedstva-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "239081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444719212"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства