Устно: 1. Прогрессия (мат.); прогрессивка (разг.); прогрессист (книжн.). 2. Антоним к слову прогресс – регресс – 'движение' назад (одно из значений латинской приставки ре- - 'назад') отсюда – регрессивный, регрессировать. 3. Элемент –гресс- этимологически вычленяется и в словах конгресс, агрессия (агрессивный, агрессор).
Повторение основных случаев обособления определений – «чтение» графических фрагментарных схем
1. … местоим., любое определ., …
2. … , любое определ., местоим., …
1. … сущ., распростр. определ., …
2. … сущ., определ., определ., …
но:
III. распростр. определ., сущ. …
Графическое и пунктуационное оформление предложений, написанных на доске. Задание: определить, какой схеме соответствует предложение, поставить недостающие знаки препинания, выразительно прочитать предложения. Особое внимание обратить на интонацию обособления.
1. Ребяческий крик повторяемый эхом с утра и до ночи гремит по лесам (Н. Некрасов). 2. Во ржи густой и влажной кричат перепела. 3. Я уставший от шума опять в тишине (В. Солоухин). 4. Увижу туманные долы и глухо рокочущий бор (Л. Татьяничева).
.
Повторение основных случаев обособления приложений – «чтение» графических фрагментарных схем.
Графическое и пунктуационное оформление предложений, написанных на доске; выразительное чтение их учащимися.
И подругу верную, винтовку, вновь берет ударный комсомол (Из песни). 2. В ночь темную-претемную, грозящую бедой, идет Иван Суханов, разведчик молодой (А. Прокофьев). 3. Как по грибы, мы шли по колоски мальчишки, опаленные войной (В. Фирсов). 4. Сибиряк, я рос в лесном краю (В. Федоров).
IV. Диктант с последующими комплексными заданиями.
1. Верные революционному делу, мы, советские коммунисты, боремся и будем бороться за мир – это величайшее благо для всех народов и важное условие прогресса современного человечества (Из газет). 2. Родина, суровая и милая, помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами, славят жизнь по рощам соловьи (В. Фирсов).
Задания: 1) Из последнего предложения диктанта выписать простые словосочетания и произвести их грамматический разбор. Указать такие соединения слов, которые не являются словосочетаниями; объяснить, почему.
2) Составить толкование лексического значения слова агрессор (Агрессор, -а, м. Тот, кто осуществляет агрессию; нападающая сторона, захватчик, поджигатель империалистической, грабительской войны).
3) Определить стилистическую принадлежность каждой из частей записанного текста; назвать другие известные вам стили; указать основные отличия стиля художественной литературы от научного стиля.
Домашнее задание: § 21-26; упр. 393 и 395.
Урок 2. Предложение как основная синтаксическая единица. Предложения двусоставные и односоставные; полные и неполные
Повторение основных признаков предложения. Используется следующая таблица:
Предложение как основная синтаксическая единица
I. Назначения предложения: 1) формирование мысли;
2) выражение мысли;
Интонация конца – средство выражения смысловой завершенности высказывания.
II. Строения предложения: 1) грамматическая основа:
2) грамматическая связь компонентов:
3) порядок компонентов:
4) структурная схема предложения.
III. Грамматическое 1) вид предложения на цели высказывания;
значения 2) соотнесенность смысла высказывания с действительностью;
предложения 3) смысловые отношения между компонентами предложения.
III. Повторение. Предложение двусоставные и односоставные; полные и неполные.
Устное упражнение. Назывные предложения. задание: сравнить написанные на доске предложения, охарактеризовать их по составу и по наличию структурно-необходимых членов, указать сначала односоставные назывные предложения, затем двусоставные неполные.
Осень пустынный берег. Уже осень. Берег пустынный.
Небольшой затон. Тишина. Корабли в затоне.
На пристани – тишина.
Повторение по таблице. Определенно-личные предложения.
Сравнить:
1-е л.ед.ч. (Я) пишу 1-е л.мн.ч. (Мы) пишем
2-е л.ед.ч. (Ты) пишешь 2-е л.мн.ч. (Вы) пишете
(Ты) пиши (Вы) пишете
Юра, пиши Дети, пишите.
Но: 3-е л.ед.ч. (он, она, спецкор, режиссер, лаборантка, преподаватель, журналист… и т.д.) пишет; прош. вр.ед.ч. (я, ты, он, спецкор, режиссер, лаборант, преподаватель, журналист… и т.д.) писал.
Если сказуемое выражено одной из форм глагола, указанных в верхней части таблицы (до слова но), то возможна подстановка только одного, причем совершенно определенного подлежащего; такие предложения – односоставные, определенно – личные. Если сказуемое выражено глаголом в форме 3-го л.ед.ч. или прош.вр.ед.ч., то возможно подстановка безграничного количества вариантов подлежащего (в качестве подлежащего можно «подставить» любое одушевленное существительное). Такие предложения определенно – личными могут не быть; это – предложения двусоставные, но неполные.
Устное упражнение. Задание: в тексте, воспринимаемом на слух, найти двусоставные неполные предложения.
Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек. Они загалдели и поднялись… но одна чайка вдруг отделилась от стаи. Летит к нам. Опускается. И вдруг садится на плечо моему спутнику. Мальчик не выражал удивления. Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца. Отогрел, высушил и оставил дома. аккуратно кормил, ходил с приемышем к берегу. Чайка выросла и вернулась в свою колонию…
(В. Песков)
Сопоставление определенно-личных и неопределенно-личных предложений. Повторение по таблицам:
Сказуемое в определенно-личном предложении – глагол в форме:
1-го л.ед.ч. пишу 1-го л.мн.ч. пишем
2-го л.ед.ч. пишешь 2-го л.мн.ч. пишете
повел.накл.ед.ч. пиши повел.накл.мн.ч. пишите
Пиши, Юра. Пишите, дети.
Сказуемое в неопределенно-личном предложении – глагол в форме:
3-го л.мн.ч. пишу - В газетах пишут о выставке.
прош. вр.мн.ч. пишешь - В газетах писали о выставке.
2-го л.ед.ч. – Дело словом не заменишь.
повел.накл.ед.ч. – Береги честь смолоду.
- Почему при определении видов односоставных предложений учет только морфологического выражения сказуемого недостаточен? Что еше необходимо учитывать при классификации односоставных предложений? Их грамматическое значение; характер предполагаемого деятеля или адресата (лица, которому адресовано действие). Если предполагаемый деятель (адресат) – говорящий или собеседник, то предложение определенно-личное; если же предполагаемый деятель – неопределенная группа лиц или все люди вообще, то предложение неопределенно-личное. Пословицы, афоризмы, поучения обычно являются неопределенно-личными предложениями. Вводное слово бывало – примета тоже неопределенно-личных предложения. Например: Идешь, бывало, зимою на лыжах по тихому лесу, любуешься сказочной его красотою(И. Соколов-Микитов).
Диктант с грамматическим заданием: подчеркнуть грамматические основы предложений; охарактеризовать придаточные предложения по составу и по наличию структурно-необходимых членов.
1. Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить ее. (В. Инбер). 2. Дальний лес дрожал в струйчатом мареве, словно плыл куда-то (С. Шуртаков). 3. Рожь под ветром ходила плавными светло-зелеными кругами, отливая на солнце, точно кто-то без конца причесывал и причесывал ее огромным гребнем (С. Шуртаков). 4. За лесом грохнуло, точно там выстрелили из очень большой пушки (С. Шуртаков). 5. Листва зашелестела, замахала зелеными платочками, ветви стали кланяться, словно прощались с нами (С. Воронин).
Повторение по таблице. Безличные предложения.
Сказуемое в безличном предложении:
безличный глагол;
личный глагол в безличном значении;
нет, не было, не будет, не бывает;
глагол в неопределенной форме;
наречия-сказуемые.
Графическое оформление предложений:
Опять потеплело, и все кругом буйно пошло в рост. 2. Земля была горячей, и от нее пахло солнцем и хлебом (С. Шуртаков).
Общий вывод из всех наблюдений и упражнений, выполненных на уроке: при анализе предложения необходимо учитывать и строение его, и грамматическое значение.