kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предложение - основная синтаксическая единица языка, служит для средства общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложение -  основная синтаксическая единица языка, служит для средства  общения.

П р о с т о е

С л о ж н о е

По цели высказывания

бывают

По эмоциональной окраске

Союзные

Бессоюзные

1.Повествовательные

( содержат сообщение).

С середины неба глядит месяц. [    ]

Казахский  народ  смышлён и понятлив, усерден и горяч  ко  всему  благому и прекрасному.

2. Вопросительные           (содержат вопрос). 

Знаете ли вы украинскую ночь?  [   ] ? 

3. Побудительные (содержат совет, просьбу, призыв). 

Отец, пойдем! [    ] !

1. Восклицательные  (произносятся с особой интонацией восклицания).

Уж постоим мы головою за Родину свою! 

2.Невосклицательные 

( произносятся без особого восклицания).  Восклицательным может быть каждое простое предложение.

ССП

СПП

БСП

Сочинительные с равноправными частями

Подчинительные с определительными изъяснительными  обстоятельственными придаточными частями

 С различными  

 смысловыми 

 отношениями

 между частями.

1.Одновременности

последовательности

2.Сопоставления

противопоставления

3.Условия   и

     времени

4.Причины и               следствия

5.Пояснения

Простые предложения соединяются в сложное  при помощи

-интонацией,

-без союзов и        

-союзных слов.

1.Месяц совсем закатился, ледяная

равнина потемнела.

 (Перечисления)

2. Лес молчит, в полях идёт снег.

(Одновременность)

3.Молвит слово –соловей поёт.

(Сопоставление).

4. Сделал дело- гуляй смело.

( Условия).

5.Мы спокойны: клевете  и зависти не сделать  белого

чёрным

     Соединительные

союзы

С придаточными

изъяснительными

Жизнь дается один раз, и  хочется прожить ее добро, осмысленно, красиво.

(и, да, ни-ни, не только, но и, как  так  и)

Может тут ему почудилось, что из-за вершины ветер донес дыхание родного края.

По наличию главных членов

По структуре

Противительные  союзы

С придаточными

определительными

1. Двусоставные

 ( в предложении основа состоит из подлежащего и сказуемого).

Река ещё  не замёрзла

Простое

Составное

1.Составное  глагольное

2.Составное  именное

2. Односоставные

(в предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого).

Назывные

 Золотая  осень

Определённо-личное

Люблю  грозу  в  начале  мая.

Неопределённо-личное

Обобщённо-личное

пословицы

Безличное

1.Распространенные  Наступила ранняя осень.

 Нераспространенные.

Катятся ядра, свищут пули.

2. Полные

 С запада надвигалась туча.

  Неполные

  Асхат  пошел   

   в библиотеку;  а  я –в     

   спортзал.

 3.Осложненные  Березы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. (обособленное определение)

 Не осложнённые (предложения, где нет осложнения).

 Я жил у моря.

Было поздно, однако никто еще не спал.

(а, но, да(но), зато,

 однако)

 Корень  учения  горек,  зато  плод  сладок

Я поймал себя на мысли, что вижу мир  в новом свете

С придаточными обстоятельственными

      места

      времени

      причины

      цели

      следствия

      образа действия

Где труд, там и счастья.

Утром,  когда  он проснулся на дворе

уже было светло.

Лес   стоял   тихий  и   молчаливый, потому что птицы улетели.

Надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою  мысль  ясно

и  просто.

Живи  так, чтобы каждый день казался  новым.

Если

Разделительные

 союзы

То падал, как -  

будто туман, то  

вдруг припускал косой, крупный дождь.

(или(иль), либо, то-то, не то- не то

     Алфавит-  это первые две буквы                              Азбука  -   это первые две буквы

                            латинского алфавита                                                старославянской азбуки

       Г л а с н ы е

                      С  о г л а с н ы е

                    Ъ + Ь

Ударные

Безударные

   П   а   р   н   ы   е

Н  е  п  а  р  н  ы  е

Эти две буквы, но не звуки. Они не гласные и не согласные.

Ъ- твердый  знак пишется

 перед гласными: е, ё, ю, я

подъезд,   съёмка, объявленье, адъютант

 Ь- мягкий   знак   пишется:

1.В середине   слова     письмо

2.Перед   гласными     е, ё, ю, я, и.

Варенье,  вьюга, ружьё,  воробьи,   семья, волчьи,  серьёзный,  ночью,  дьявол

3.На   конце слова    шить, день, степь

4.С буквой   о в  заимственных словах  бульон,   гильотина

В заимственных   словах  

ъ знак пишется  в слове   фельдъегер.

5.Ь знак  пишется после щипящихся в конце  наречий прочь, наотнашь

Исключение: Уж,  замуж,

невтерпёж

у глаголов  НФ: беречь, сжечь

у глаголов повелительного наклонения : спрячь-спрячься

                 обозначь -обозначьте

у глаголов 1 -2 спряжения

2 лица ед. ч.  Ты красишь   умываешься

Примечание: сочетание

чк, чн, нч, нщ, щн, пишутся без ь знака  дочка блочный нянчить сменщик мощный.

без ь  знака у существительных М.р.  нож, кирпич,

У сущ.  в  Р.п. во  Мн.ч.

туч, пастбищ,

У прилагательных  в краткой форме  хорош, горяч.

У сущ. Ж.р. 3 скл.пишется  ь знак ночь- ночью   фальшь

ь знак  также  употребляется для обозначения мягкости согласного звука в середине и в  конце  слова   пальто, дождь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предложение - основная синтаксическая единица языка, служит для средства общения »

Предложение - основная синтаксическая единица языка, служит для средства общения.

П р о с т о е

С л о ж н о е

По цели высказывания

бывают

По эмоциональной окраске

Союзные

Бессоюзные

1.Повествовательные

( содержат сообщение).

С середины неба глядит месяц. [ ]

Казахский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

2. Вопросительные (содержат вопрос).

Знаете ли вы украинскую ночь? [   ] ?


3. Побудительные (содержат совет, просьбу, призыв).

Отец, пойдем! [ ] !

1. Восклицательные (произносятся с особой интонацией восклицания).

Уж постоим мы головою за Родину свою!



2.Невосклицательные

( произносятся без особого восклицания). Восклицательным может быть каждое простое предложение.

ССП

СПП

БСП

Сочинительные с равноправными частями

Подчинительные с определительными изъяснительными обстоятельственными придаточными частями

С различными

смысловыми

отношениями

между частями.

1.Одновременности

последовательности


2.Сопоставления

противопоставления


3.Условия и

времени


4.Причины и следствия


5.Пояснения


Простые предложения соединяются в сложное при помощи

-интонацией,

-без союзов и

-союзных слов.


1.Месяц совсем закатился, ледяная

равнина потемнела.

(Перечисления)


2. Лес молчит, в полях идёт снег.

(Одновременность)


3.Молвит слово –соловей поёт.

(Сопоставление).


4. Сделал дело- гуляй смело.

( Условия).

5.Мы спокойны: клевете и зависти не сделать белого

чёрным

Соединительные

союзы

С придаточными

изъяснительными

Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее добро, осмысленно, красиво.

(и, да, ни-ни, не только, но и, как так и)

Может тут ему почудилось, что из-за вершины ветер донес дыхание родного края.

По наличию главных членов

По структуре

Противительные союзы

С придаточными

определительными

1. Двусоставные

( в предложении основа состоит из подлежащего и сказуемого).

Река ещё не замёрзла


Простое


Составное

1.Составное глагольное

2.Составное именное

2. Односоставные

(в предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого).

Назывные

Золотая осень


Определённо-личное

Люблю грозу в начале мая.

Неопределённо-личное


Обобщённо-личное

пословицы


Безличное



1..Распространенные Наступила ранняя осень.

Нераспространенные.

Катятся ядра, свищут пули.

2. Полные

С запада надвигалась туча.

Неполные

Асхат пошел

в библиотеку; а я –в

спортзал.

3.Осложненные Березы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. (обособленное определение)

Не осложнённые (предложения, где нет осложнения).

Я жил у моря.

Было поздно, однако никто еще не спал.

(а, но, да(но), зато,

однако)

Корень учения горек, зато плод сладок

Я поймал себя на мысли, что вижу мир в новом свете



С придаточными обстоятельственными

места

времени

причины

цели

следствия

образа действия

Где труд, там и счастья.

Утром, когда он проснулся на дворе

уже было светло.

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что птицы улетели.

Надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль ясно

и просто.

Живи так, чтобы каждый день казался новым.

Если



Разделительные

союзы


То падал, как -

будто туман, то

вдруг припускал косой, крупный дождь.

(или(иль), либо, то-то, не то- не то


Алфавит- это первые две буквы Азбука - это первые две буквы

латинского алфавита старославянской азбуки

Г л а с н ы е

С о г л а с н ы е

Ъ + Ь

Ударные

Безударные

П а р н ы е

Н е п а р н ы е

Эти две буквы, но не звуки. Они не гласные и не согласные.

Ъ- твердый знак пишется

перед гласными: е, ё, ю, я

подъезд, съёмка, объявленье, адъютант

Ь- мягкий знак пишется:

1.В середине слова письмо

2.Перед гласными е, ё, ю, я, и.

Варенье, вьюга, ружьё, воробьи, семья, волчьи, серьёзный, ночью, дьявол

3.На конце слова шить, день, степь

4.С буквой о в заимственных словах бульон, гильотина

В заимственных словах

ъ знак пишется в слове фельдъегер.

5.Ь знак пишется после щипящихся в конце наречий прочь, наотнашь

Исключение: Уж, замуж,

невтерпёж

у глаголов НФ: беречь, сжечь

у глаголов повелительного наклонения : спрячь-спрячься

обозначь -обозначьте

у глаголов 1 -2 спряжения

2 лица ед. ч. Ты красишь умываешься

Примечание: сочетание

чк, чн, нч, нщ, щн, пишутся без ь знака дочка блочный нянчить сменщик мощный.

без ь знака у существительных М.р. нож, кирпич,

У сущ. в Р.п. во Мн.ч.

туч, пастбищ,

У прилагательных в краткой форме хорош, горяч.

У сущ. Ж.р. 3 скл .пишется ь знак ночь- ночью фальшь

ь знак также употребляется для обозначения мягкости согласного звука в середине и в конце слова пальто, дождь




А , О, У, Ы, Э


Е, Ё , Ю, Я, И

Эти 4 буквы Е,Ё,Ю,Я дают по два звука

1.В начале слова

Ель, ёжик, Юра, яблоко

2.После Ъ и Ь знака

Воскресенье, съезд, семья

3. После гласных

Собрание, моя, моё,

шею




Р



Л



М



Н





(Й)


Звонкие

Глухие

Мягкие

Твердые


Б

В


Г


Д


(Ж)


З


П


Ф


К


Т


(Ш)


С





В с е г д а

Ч



Щ



Й


Ж



Ш



Ц

Б у к в ы 33

З в у к и 42


Гласные 10

Согласные 21

Гласные 6

Согласные 36

Буквы мы видим и пишем

Звуки мы слышим и произносим


Ф о н е т и к а – раздел науки о языке, в котором изучаются

звуки языка, ударение, слог.

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Это замена называется оглушением . Например: Пробка (пропка), книжка (книшка), дуб( дуп).

Глухой согласный перед звонким согласным ( кроме л, р, м, н,й) заменяется парным ему звонким. Это замена называется озвончением. Например: Просьба (проз'ба).


С л о г - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха.

Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный

звук в слоге.



К а к о п р е д е л и т ь р о д ?



Мужской

По суффиксу

По окончанию

По значению

Учитель

Ученик

Хоккеист

Шкаф

Чай

День

Конь

Сын

Кофе

Женский

Ученица

Радость

Студентка

Книга

Вишня

Ночь

Лошадь

Дочь

Г Э С

Средний


Окно

Море

Ружьё


Общий

Отличник

Директор

Неряха

Капуша

Сластёна




































Е д и н и ц ы я з ы к а


Фонема


Морфема


Слово

Текст


Стили речи

Слово

1.Фонетический разбор

2.Разбор слово по составу

3.Словообразовательный разбор

4.Лексическое значение слов

5.Морфологические признаки слов


Словосочетание

1.Найти главное и зависимое слово

2.Определить вид связи

a) Подчинительная связь

- согласование

- примыкание

- управление


б)Сочинительная связь

Предложение

Синтаксический разбор

Найти и подчеркнуть

а) главные члены

-подлежащее

- сказуемое

б) второстепенные

-определение

-дополнение

-обстоятельство

в) однородные члены предложения (какими членами они выражены)?

Определить предложение по цели высказывания

-повествовательное

-вопросительное

- побудительное


По эмоциональной окраске

-восклицательное

-невосклицательное


По наличию

главных членов

-односоставные

-двусоставные


По структуре

-распространённые

-нераспространённые






Разговорный


Книжный



Диалог

Монолог


Научный

Художественный

Публицистический

Деловой


Речевая ситуация

Где говорим


Общение

Сообщение

Воздействия

с кем говорим?

с одним человеком


со многими

с какой

целью говорим?

В официаль

ной

неофициальной обстановке

Типы речи

Описание

Повествование

Рассуждение

Описываются предметы,

места событий, состояние среды и человека


Повествуются

о действиях и

событиях

Рассуждают

о причинах явления и

события










Почему падежи так называются?


Название

падежей










Вопросы на которые они отвечают

Предлоги с которыми они употребля-ются

Склонение

1

М.р. Ж.р.

2

М.р.

Ср.

3

Ж.р.

1

Именительный

Называет

имя (есть)

Кто?

Что?

Учитель

книга

кошка

дом, солнце


а, я

мама

папа

о, е

письмо

море

Ь

мать

любовь

2

Родительный определяет род

(нет)




К


О


С


В

Е

Н


Н


Ы


Е


Кого? Чего?

чей? чья

чьё? чьи?

откуда? куда?

от берега

до станции

из леса

у моря

вокруг елки

ы –и

мамы

папы

а –я

письма

моря

и

матери

любви

3

Дательный

от слова дать

Кому?

Чему?

где? куда?

к берегу

по морю

е

маме

папе

у, ю

письму

морю

и

матери

любви


4

Винительный

от слова винить, (вижу)

Кого?

Что?

в окошку

на полу

за мною

через море


у –ю

маму

папу

о, е

письмо

море

мать

любовь

5





Творительный

от слова творить (работать)

Кем?

Чем?

где?

над землёй

под небом

с водой

за океаном


Ой

(ою)

ей (ею)

мамой

папой

Ом, ем

письмом

морем

ью

матерью

любо-

вью

6




Предложный употребляется только с предлогами

Думать

( говорить)

О ком?

о чем?

где?





о книге

об ученике

в школе

на скамейке

при вокзале


е

о маме

о папе



е

о письме

о море


и

о матери

о любвии


Ч л е н ы п р е д л о ж е н и я



Подлежащее

Отвечает на вопросы

Способы выражения

Примеры

г

р

а

м

м г

а л

т а

и в

ч н

е ы

с е

к

а

я


о ч

с л

н е

о н

в ы

а

Кто?

Что?

1. Именем существительным в

именительном падеже

( или другой частью речи в значении имени сущ-го)

2. Местоимением в именительном падеже

3. Неопределенной формой гл-а

4. Фразеологизмами

5. Составное цельное наименование

6. Синтаксически цельное словосочетание

1 .Из кухни доносился аппетитный запах. (сущ.)

Трое незаметно проскользнули во двор.

(числ) Провожающие вышли на перрон

2. Мы прождали его до рассвета.

3. Жить- Родине служить.

4. В поле вышли от мала до велика.

5. Восточный Крым был полон

цветения и тишины.

6. Мы с бабушкой уходили

тихонько к себе на чердак .

Сказуемое



Что делать?

Что сделать?

1. Имя прилагательное

2. Имя существительное

3. Краткое страдательное

причастие

4. Имя числительное

5. Местоимение

6. Наречие

7. Синтаксически цельное

словосочетание

1. Ночь казалась мне удивительной и

прекрасной .

2. Чтение- вот лучшее учение.

3. Ряд новых домов был построен в

этом году.

4. Я был первым в списке.

5. Вишневый сад теперь мой.

6. Её туфли будут впору.

7. Вечером море было чёрного цвета.

Дополнение

в

т

о

р

о

с

т

е

п

е

н

н

ы

е

ч

л

е

н

ы

Отвечает на вопросы кос-венных падежей

Р, Д, В,

Т, П.

1. Имя существительное

2. Местоимение

3. Имя числительное

4. Наречие

5. Неопределенная форма

глагола

6. Имя прилагательное

( в значении сущ-го)

7.Неделимое словосочетание

1. Я нарвал (что?) большой букет.

2.Горы давно манили (кого?)меня.

3.Десять-делится (на что?) на два

4.Завтра не будет похоже (на что?)

на сегодня.

5.Я прошу (о чём?) вас говорить по

существу дела.

6.Все вспоминали (о чем?) о прошлом.

7.Пароход ведет (что?) баржи.

Определение

ой?

Как ая?

ое?

Какие?

Чей?

1.Имя прилагательное

2. Причастие

3. Порядковые числительные

4. Местоимением

1.Воспоминается мне ранняя осень.

2.Рассеянные ветром облака

быстро неслись на запад.

3. Они приехали в первый день.

4. Вижу твой жребий на светлом челе.

Обстоятельство




Где?

Куда?

Откуда?

1. Образа действия

2. Места

3. Времени

4. Причины

5. Цели

6. Условия

7. Уступки


1.Костер горел(как?)жарко.

2.(где?) Кругом кричали коростели.

3. (когда?) Вчера я приехал в Киев.

4. (Почему?) Утомившись в дороге, я

крепко заснул.

5.Ягнёнок в жаркий день зашел к

ручью (зачем?) напиться.

6. Имея плащ (при каком условии?) я мог

бы ловить рыбу под дождём.

7. В домах, (не смотря на что?) не-

смотря на ранний час горели лампы.

Однородные


: О, О, О, О. Отвечают на один и тот же вопрос и являются одним из членом

предложения или главным или второстепенным.





Словообразование

О С Н О В А



О К О Н Ч А Н И Е



Приставка


Корень




Суффикс

Приставка

Предлог

Однокоренные слова

Форма одного и того же слова

М.р





С.р





Ж.р

Р

о

д

а

Ч

и

с

л

а

П

а

д

е

ж

а

С

п

р

я

ж

е

н

и

я

С

к

л

о

н

е

н

и

я

1.Часть

слова




2.Пишется


слитно



3.Служит для

Образова-

ния новых слов

Часть

речи




со

словами

раздельно



для связи новых слов в предложе-

нии

Род

Родина

родители

родственники

родные

народ


Родина

Родины

Родине

Родину

Родиной

о Родине

тель

ник

ист

щик

чик

ок

ер






















еств

ищ

ец


























ость

к

иц

ин


М.р


Ж.р

а

я


С.р

о

е

ё

Е.д


мр.

ж.р

с.р


М.н

ы

и

а

я

И.п


Р.п


Д.п


В.п


Т.п



П.п

1-ое


-у,(ю)

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут-ют


2-ое

-у,(ю)

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат-ят

1-ое

м.р

ж.р


2-ое

м.р


с.р


3-ье

ж.р












Морфология - изучает части речи

Ч а с т и р е ч и

Отвечает на

вопросы

Обозначает

значение

Синтаксическая роль

1

Имя существительное


С


А


М


О


С


Т


О


Я


Т


Е


Л


Ь


Н


Ы


Е

И


З


М


Е


Н


Я


Е


М


Ы


Е

Кто?

Что?

Предмета

Подлежащее, любой член

2

Имя прилагательное

ой

Как ая ие?

ое

Признаки предмета

Определение, сказуемое

3

Имя числительное


Сколько?

Который?

Какой?

Количество и

порядок предметов при счёте

Подлежащее

десять

Определение

десятый

4

Местоимение


Кто? Что? Какой?

Чей? Сколько?

Который?

Не называет,

а указывает на предметы, признаки и количество.

Определение

Мой, твой

Подлежащее

Я, ты, он

5

Глагол


Что делать?

Что сделать?


Действие или состояние предмета


Сказуемое , любой член предложения

6




Наречие



Н


Е


И


З


М


Е


Н


Я


Е


М


Ы


Е

 



Что? Где? Когда? Почему? и.др.



Признак признака или признак действия



Обстоятельство

7


Междометие

О

С

О

Б

А

Я



Не



являются



членами





предложения



Производные


Непроизводные


Батюшки ,Караул.


Эх, Ну ,Ох, Ах.



8


Союзы

 


С

Л

У

Ж

Е

Б

Н

Ы

Е

Соединительные


Противительные


Разделительные

и, да, ни-ни,

а, но, да(но), зато,


или, либо, то-то.

9

Предлоги


Производные


Непроизводные


виду, в течение


в, для на, за ,по.


10

Частицы

Словообразую-

щие

Модальные

Отрицательные

 бы, б


пусть, давай

не, ни.






И м я с у щ е с т в и т е л ь н о е - самостоятельная часть речи обозначает предмет

и отвечает на вопросы Кто? Что?



С

О

Б

С

Т

В

Е

Н

Н

Ы

Е



Н

А

Р

ИЦ

А

Т

Е

Л

Ь

НЫЕ



О

Д

УШЕ

В

Л

Ё

ННЫЕ



Н

Е

О

Д

У

Ш

Е

В

Л

Ё

Н

Н

Ы

Е



К

О

Н

К

Р

Е

Т

Н

Ы

Е



А

Б

С

Т

Р

А

К

Т

НЫЕ



В

Е

ЩЕ

С

Т

В

Е

ННЫЕ



СО

Б

И

Р

А

Т

Е

Л

Ь

НЫЕ

Категория рода

Категория числа

Категория падежа

С к л о н е н и е

 

МУЖС

КОЙ

ЖЕ

НС

К

ИЙ

С

Р

Е

Д

НИЙ

О

Б

Щ

И

Й


Е

Д

И

Н

С

Т

В

Е

Н

Н

О

Е


М

Н

О

Ж

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

О

Е

Только

Им

е

н

и

т

е

л

ь

н

ы

й

Р

о

д

и

т

е

л

ь

н

ы

й


Д

а

т

е

л

ь

н

ы

й

В

и

н

и

т

е

л

ь

н

ы

й

Т

в

о

р

и

т

е

л

ь

н

ы

й

П

р

е

д

л

о

ж

н

ы

й

1

2

3

Н

Е

С

К

Л

О

Н

Я

Е

М

Ы

Е

Р

А

З

Н

О

С

К

Л

О

Н

Я

Е

М

Ы

Е

Ед

Мн

М.р.


Ж.р.

М.р.


С.р.

Ж.р.




 

А

с

т

а

н

а

г

о

р

о

д

д

е

в

о

ч

к

а

р

а

с

т

е

н

и

е

к

н

и

г

а

н

а

д

е

ж

д

а

з

о

л

о

т

о

м

о

л

о

д

ё

ж

ь

д

у

б

л

и

п

а

и

с

к

у

с

с

т

в

о

с

и

р

о

т

а

п

а

р

т

а

п

а

р

т

а

ы

а

с

ф

а

л

ь

т

д

у

х

и

к

о

т


 к

о

т

а


 к

о

т

у

к

о

т

а

к

о

т

о

м

о 


к

о

т

е

ю

н

о

ш

а




з

е

м

л

я

г

е

н

и

й




с

о

л

ц

е

п

л

о

щ

а

д

ь


м

а

т

ь





к

е

н

г

у

р

у


к

и

н

о


и

м

я






п

у

т

ь


д

Собственные - это название отдельных лиц, индивидуальных, единичных предметов и явлений.

К ним относятся: 1)имена, фамилии, отчества и клички животных, псевдонимы, прозвища

2) географические, административно-территориальные наименования, названия исторических событий, литературных научных произведений, наименования предприятий, обществ . 3) астрономические названия

Нарицательные - это общее название для всех однородных предметов их явлений.

Одушевлённые - названия умерших людей мертвец, покойник.

Неодушевлённые- отвечают на вопросы что? например: стол, журнал

Конкретные - это существительные, обозначающие предметы и явления действительности, поддающиеся счету.

Абстрактные- (или отвлечённые) - это существительные, обозначающие абстрактные, понятия (качества, состояния)

Вещественные - обозначающие различные однородные по составу вещества, поддающиеся делению, измерению, но не счету: полезные ископаемые, химические элементы и соединения, пищевые продукты.



Имя прилагательное - это изменяемая, самостоятельное часть речи обозначает признак предмета непосредственно или через отношение к другим предметам и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? По значению различают разряды прилагательных. Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними в роде, числе, падеже.

Качественные - обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть большей или меньшей степени, сочетаются с наречием очень, имеют антонимы, сравнительную и превосходную степень, каждая степень может быть простой и составной


Относительные- обозначают такой признак предмета, который не может быть большей или меньшей степени, не имеют краткой формы, степеней сравнения не сочетается с наречием очень, не имеют антонимов, изменяется по родам, числам и падежам.В

Ед.ч. они могут обозночать

  • отношение к лицу: детские книги

  • отношение к животным: конский базар

  • отношение к предмету неодущевлённому:

  • морская волна

  • отношение к отвлечённому предмету :

  • научный труд,

  • отношение к действию:

  • подготовительный класс

  • отношение к месту:

  • здешние жители

  • отношение к времени: вчерашний знакомый

  • отношение к числу:

  • тройная плата













Притяжательные - обозначают принадлежность определённому лицу или животному, изменяется по родам, числам и падежам имеет суффиксы- ов, -ев, -ин, -ын, -ий

Полная форма изменяется по родам, числам и падежам белый( ая, ое, ые)



Краткая форма не склоняется, в предложении употребляется как сказуемое бел умён, свеж, хрупок





Отношение

к человеку

к животным

сестрин

отцов

Иванов

Камышин

под Бородином

с Бородиным

лисий

медвежий

Сравнительная степень

простое

составное

ее,е, ше

умнее

умней

выше

дольше

побольше

хороший

лучше


более

менее

умный



П ревосходная степень

простое

составное




















айш

ейш

умнейший

высочаиший

наивысший

хороший

лучший

самый

наиболее

наименее

умный

умнее всех



Имя числительное -изменяемая часть речи, обозначает число, количество предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? какой? который? Имена числительные делятся на количественные (сколько?- пять, тридцать) и порядковые (какой? который? третий урок).



Количественные

Порядковые

Собирательные

Могут обозначать:

1) Целые числа 11 дней

5 школ

2) дробные числа 2/3, 1/4

Одна четверть метра

3) несколько предметов как

одно целое двое суток

семеро ребят

Ударение падает 2,6,7,8 сороковой у

всех остальных на первый слог

Склоняется как прилагательное с твердой основой Исключение: третий

В составных порядковых склоняется только последнее слово

Оба - обе

Двое, трое, 4,5,6,7,8,9,10

лиц. М.р. дет животных

только во мн.ч. три ножниц

двое медвежат, трое ребят

Простые

Сложные

Составные

Одно слово тринадцать

5-20-30 ь в конце, пять, двадцать

50-80-500-900 ь в середине пятьдесят,

пятьсот, девятьсот, восемьдесят

40-90-100

1.И.В. 40-90-100 сорок, девяносто, сто

2.Р.Д. Т.П. 40 а,90а,100а.

Одно слово два основа

Пятьдесят

Склоняется обе части

50-80-500-900

И.п. пятьдесят, пятьсот

Р.п. пятидесяти, пятиста

Д.п. пятидесяти, пятиста

В.п. пятьдесят, пятьсот

Т.п. пятьюдесятью, пятьюста

П.п.о лятидесяти, о пятиста

Состоят из двух и более слов

триста шестьдесят пять 365

Склоняются все слова 853

восьми сот пятидесяти трех

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Цивры бывают Римские; |, ||, |||,

Арабские ; 0, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9.






















Глагол - это самостоятельная, изменяемая часть речи, которая

обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Неличные глагольные формы

Инфинитив Начальная

Неопределён

ная форма глагола имеет окончание


-ть, -ти, -чь

Например:

Работать, идти, беречь,




Особая форма

Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Бывает СВ и НСВ, изменяются по родам, числам, падежам, в предложении является определением

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действие выраженное глаголом, не изменяется, не имеет окончания, в предложении является обстоятельством

Действительное

Причастие

обозначает признак того предмета, который сам производит действие

Страдательное

Причастие

обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

СВ

НСВ

Что сделав?

Образуются от основы неопределённой формы глаголов СВ+ суффиксами

–в, -вши, -ши


Что делая?

Образуются от основы

настоящего времени+

суффиксами –а, -я

НВ

ПВ

НВ

ПВ

Образуются от основы

настоящего времени +суффиксы

-ущ,-ющ

1спряж.

-ащ,-ящ

2спр.

Образуются от основы неопределён

ной формы

-вщ, -щ

читавший

нёсший



Образуются от основы

настоящего времени переходных глаголов НСВ при помощи суффиксов

- ом, -ем

1спр.

-им, 2 спр.


Образуются от основы неопределён

ной формы

непереходных глаголов СВ и НСВ

-нн

-ённ

-енн

П р и з н а к и г л а г о л а

Существительного

Прилагательного

Наречия

Употребление Синтаксическая роль. Каким членом предложения является?

1. Дополнение

Он любит петь(пение)

2. Определение

Умение наблюдать необходимо каждому

3. Обстоятельство

Он поехал туда учиться

1. Часть сказуемого

Работа была сделана хорошо

2. Определение

Сделанная работа нам понравилась

1. Обстоятельство

Делая работу, напевал.

Сделав работу, он пошел домой.






Личные глагольные формы

Н а к л о н е н и я

Изъявительное

Условное

Повелительное

Время

л + бы

Прочитал бы

Если б я была царица

не читай!

прочитайте

скажика мне

пусть читает

НВ

ПВ

БВ

- ут, - ют

- ат, - ят

читают

смотрят

Л

прочитал

ушел

прочитаю

буду читать

П р и з н а к и

П о с т я н н ы е

Н е п о с т о я н н ы е

Вид


Переходность

Спряжение

Наклонение

Число

Время

Лицо

Род

СВ

НСВ

Переход

ный

Непере-

ходный

1

ут

ют

2

ат

ят

Разно

спрягаемые

Изъя-витель-ное

Условное

Повели-тельное

Ед

Мн

Н

П

Б

1

2

3

М

Ж

С












Языкознание – это раздел науки о языке

Фонетики

Морфемика

Лексика

Слово-

оброзование


Грамматика



Пунктуация



Алфавит

Азбука

Буквы -33

Гласные-10

Согласные-21

Ь и Ъ это буквы, но не звуки

Звуки -42

Гласных-6

Согласных-36


Слог:

1)открытый

окончивается на гласный

звук

за-ряд-ка,

во-да , не-бо,


2)закрытый окончивается на согласный

чер-неть,

гор-дость,


Ударение

всегда падает на гласный звук в слове молодость, звезда,

небесный.


Гласная бывает

-ударная

-безударная

Это наименьшая значимая часть слова.

-корень

центральный элемент структуры слова

-суффикс

находится после корня и служит для оброзования слов.

учитель

водитель

Приставка находится перед корнем

зашёл

вошёл

ушёл


Окончание изменяемая значимаяя часть слова

школа

школы

школу

Основа

часть слова без окончания.

В основу входит приставка корень суффикс

загородка

подснежники















Изучает слова

-однозначные

берёза

многозначные

перемена

прямое значение

мальчик идёт

переносное значение

молоко бежит

слова омонимы

одинаковые по звучанию и написанию,но разные по лексическому значению.

посол-должность

посол-соление чего-либо

Омоформы

мой-местоимение

мой-глагол

Омофоны:

род - рот

Слова синонимы

Родина

Отечество

Отчизна

Слова антонимы

любовь-ненависть

умный -глупый

добр -зол

холодно- жарко

Фразеологизмы

имеют синонимы и антонимы

за тридевять земель- на краю света,

рукой падать

Он работал засучив рукава

(хорошо)

Способы

образование слов.

Приставочный

удача –неудача

заголовок- подзаголовок

Суффиксальный орех-орешек

заготовить –заготовка

Прставочно - суффиксальный

второй –во-вторых река-заречный

Дар-бездарный

Бессуффиксный

Зелёный -зелень

отлететь-отлёт

Сложение

целых слов

диван-кровать

Сложение основ без соединительной гласной

стенгазета

спортплощадка

С помощью соединительной гласной

железобетон

кубометр

пятилетка

овцевод

змеелов

и одновременным присоединением суффикса

летописец

трёхэтажный

слиянием слов

многоуважаемый

вечнозелёный

сложносокращён-

ные слова

образуются названием начальных букв

ЧП (чрезвычайное проишествие)

Сложением начальных звуков

ООН, ТЮЗ

Сложением слогов

спецкор

Морфология

Синтаксис


Это система знаков препинания и правил их употребления различают

10 знаков

Эти знаки служат для обозначения в предложении и в тескте границ смысловых отрезков, значение которых подчеркивается пишущим.

Стилистика

изучает стили литературно-го языка,

определяет тип и стиль речи

Типы речи

Описание

Рассуждение

Повествова

ние

Стили речи

Разговорный диалог монолог

Книжный

Официально-деловой

Научный

Публицистический

Художественный

Изучает

части речи

1Имя.существи-тельное

2Имя прилагательное

3Имя. числительное

4 Местоимение

5 Глагол

6Наречие

7 Междометие

8 Предлоги

9 Союзы

10 Частицы

Самостоятель

ные части речи называют

предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.

Имя существ

Имя прилаг

Имя числит

Местоимен

Глагол

Наречие


Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.

Союзы

Предлоги

Частицы


Особая часть речи


Междометие





Изучает

словосочетание и предлжение

красивая кофта

вид связи

согласование

письмо к брату

управление говорить медленно

примыкание

В словосочетании

определяют главное и зависимое слово.

В предложении - главные члены подлежащее и сказуемое

второстепнные члены

дополнение

определение

обстоятельство

однородные члены

Были они: сильные, веселые и смелые люди.

:о,о и о.

простые предложения различаются:

-по цели высказывания

- по эмоциональной окраске

- по наличию главных членов

- по структуре сложные

предложения бывают :-союзное

сложносочинённое

сложноподчинённое

ССП СПП

Бессоюзное БСП

простое предложение соединяется в сложное при помощи интонации , без союзов и союзных слов


Члены предложения

Главные

Второстепенные

Однородные

Кто? Что?

Подлежащее


1 .Из кухни доносился аппетитный запах. (сущ.)

Трое незаметно проскользнули во двор.

(числ) Провожающие вышли на перрон(причастие)

2. Мы прождали его до рассвета.(местоимение)

3. Жить- Родине служить.(н.ф.г.)


Какой( ая, ое, ие)

Определение

Отвечают на один и тот же вопрос и являются одним из членом предложения

Согласованное

Вид связи согласование

Несогласованное

управление, реже примыкание

Согласуется в роде, числе и падеже

-имя прилагат.

-причастие

-порядковые числительные

-местоимения


1.Воспоминается мне ранняя осень.

2.Рассеянные ветром облака

быстро неслись на запад.

3. Они приехали в первый день.

4. Вижу твой жребий на светлом челе

Что делать? что сделать?

Сказуемое

Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа предложения

Приложение

Выражается существительным, ставится в том падеже, что и определяемое слово. Значение: различные качества

национальность, возраст, профессия,

названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий.

Простое

Составное

Выражается одним глаголом в форме

наклонения:

изъявительное

повелительное

условное

Глагольное

Именное



состоит из вспомогательного глагола

Стала сильно изменять память.

состоит из глагола- связки

Вокзал был новый , каменный.



Косвенные падежи

Дополнение


Стоит после сказуемого


Выражается



Прямое

Косвенное


имя прил.

имя сущ.

краткая страд причастия

местоимении

наречие

сцс

1. Вишневый сад теперь мой.

2. Её туфли будут впору.

3. Ночь казалась мне удивительной и

прекрасной .

4. Чтение- вот лучшее учение.

5. Ряд новых домов был построен в

этом году.

6. Я был первым в списке.



Р.п. и В.п. без предлога

-имя сущ.

-местоимениие

-имя числ.

-наречие

-имя прилг.

-неделимое словосочетание

- НФГ

1. Я нарвал (что?) большой букет.

2.Горы давно манили (кого?)меня.

3.Десять-делится (на что?) на два

4.Завтра не будет похоже (на что?)

на сегодня.

5.Я прошу (о чём?) вас говорить по

существу дела.

6.Все вспоминали (о чем?) о прошлом


Обстоятельство


1.Костер горел(как?)жарко.

2.(где?) Кругом кричали коростели.

3. (когда?) Вчера я приехал в Киев.

4. (Почему?) Утомившись в дороге, я

крепко заснул.

5.Ягнёнок в жаркий день зашел к

ручью (зачем?) напиться.




Междометия - это особая неизменяемая часть речи, слова выражающие чувства , настроения и побуждения к действию, но не называют их.

В ы р а ж а е т

Чувства (восторг, презрение, удивление, страх ,торжество , испуг, ужас, отвращение)



Побуждение к действию, сомнение, недоверие, осуждение, укор, (желание удалить, прекратить разговор или шум)


а, о, э, у, ах, ой, увы, фу, тьфу, ну

Ах, богатырь!

Ах, чудо - то какое!


Ну, тсс, эй, прочь, брысь, вон-вон, шабаш

А вон-вон: это облачко

Ну, что вы об этом думаете?



Иногда употребляются в значении других частей, тогда они становятся членами предложения Вот раздался «ау!» вдалеке. «ау»-подлежащее

БЫВАЮТ

Непроизводные

Эх, ну, фу

Знаки препинания при междометиях

Междометия выделяются запятой, если находятся в начале или в конце предложения: Эй, завяжи на память узелок. Как я люблю море, ах, как я люблю море.

Восклицательным знаком, если находятся в начале предложения и произносится с повышенной интонацией: О! Чем заплатишь ты, тиран, за эту праведную кровь.

Междометия не выделяются , если стоят перед личными местоимением ты, вы, за которым следует обращение: Ах ты, степь моя, степь привольная!


Человек неожиданно коснулся горячего предмета. Отдёрнув руку, он вскрикнул: »Ой!» Очевидно, именно эти восклицания естественны, свойственны всем людям, где бы они не жили.






Производные

Батюшки, караул

«Мне,- сказало Междометье ,-

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет..

Те, кого охватит страх,

Произносят слово Ах!

У кого тяжёлый вздох,

Произносит слово Ох!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово Ой!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово Эй!

У кого захватит дух,

Произносит слово Ух1

Ах! Как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий.

Междометия передают разнообразные чувства (эмоции) Например; торжество- ура, о, ого, удивление- ба, а, батюшки

Выражают отношение к собеседнику: побуждение к действию- алло, стоп, марш -сомнение- право ой-ли.

Служебные части речи

Не являются членами предложения, не изменяются

Частицы

Предлоги

Союзы

Вносят различные оттенки значения в предложении. Служат для образования новых наклонение глагола

Выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании

Связывают однородные члены в простых предложениях и простые предложения в состав сложных

Простые

Непроизводные

Простые

О, а, ну, да

В, для, из, к, на, о, об, перед, с, со, у,, через

И, а, но, да, если, или, тоже, также, чтобы, зато

Производные

Производные

Производные

именно, непременно, пожалуй

ввиду, вслед, в отличие, насчет, в течение

чтобы, также, хотя

Составные

Временные

Составные

Ну-ка, то-то, как раз, вряд ли

в, до, к, с

так что, потому что, для того чтобы, с тех пор как

Словообразующие

Причины

Сочинительные

Сослагательные : бы, б

повелительные: да давай, давайте, пусть

3.Отрицательные служат для выражение отрицание не, ни

Благодаря, ввиду, от

Связывает однородные члены и равноправные простые предложение в состав сложного:

1.Соединительные:и, да =(и), тоже, также, но, и, не только и, ни…ни

2.Противительные: же, зато, а, но, да =(но),однако

3.Разделительные: или, либо, то…то, не то

Цели

для, за, на

Пространственные

вокруг, до, из, в, на

Модальные

Предлоги падежей

Подчинительные


Служат для выражение смысловых оттенков и чувств в предложении:

1.Уточнение: именно, как раз

2.Вопрос: ли, разве, неужели

3.Восклицание: что за

4.Указание: вот, вон

5.Выделение ограничении только, лишь, исключительно почти

6.Усиление: даже, ни, и, же, ведь, уж, всё, все таки, -то, -ка

Р.п.: у, около, вокруг, позади, сзади, вдаль, мимо, от, до, из, ввиду

Д.п.: к, благодаря

В.п.: через, сквозь, про, несмотря на, в, о, за

Т.п.: над, под, перед, между, за, с

П.п.: при, в, на, о, с, по

Связывает в составе сложного предложение простые предложение из которых одно подчинено другому

1.Уступительные: несмотря на то что, как ни

2.Условные: если бы, раз ли, как скоро, ежели

3.Сравнительные: как, как будто, словно, точно

4.Временные: когда, пока, только, едва, лишь

5.Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы

6.Изъяснительные: что, чтобы, как






Наречие - самостоятельная, неизменяемая часть речи, обозначающий признак действия, качества или предмета и отвечает на вопросы где, куда?, откуда?, почему?, зачем?, как? сколько?.

Не изменяется, не склоняется, не спрягается

Простые

Производные

Составные

здесь, тут, там, тогда


весело, дружески, по-хорошему, по- научному




Где-то, куда-нибудь, внизу, никуда, кое-как


Степени сравнения

Положительная

Сравнительная

Превосходная (всего, всех)

быстро плохо

медленно много

красиво мало

хорошо далеко


быстрее (более быстро) хуже

медленно (более медленно) больше

красивее (более красиво) меньше

лучше дальше


быстрее всего (всех) хуже всего

медленно всего (всех) больше всего

красивее всего (всех) меньше всего

лучше всего (всех) дальше всего

Простая

Составная

Ее (ей) е, ше

более, менее

Обстоятельственные

Определительные

Особая группа


1.Места: где? куда? откуда? здесь, прямо, сверху

2. Времени: когда? сегодня

как долго? долго

как часто? ежедневно

3. Причины: почему? по глупости

4.Цели: зачем? намеренно











1.Качественной оценки действия или признака: как? хорошо – плохо

2.Количества: сколько? много – мало

3.Действия или способа и образа действия: как? устно; каким образом?

4.Сравнения: как? по- мужски

5.Уподобления: как? по- братски

6.Совокупности: как? толпой


1.Вопросительные: где? куда?

(когда?) как? почему? зачем?

2.Отрицательные: нигде, никогда,

незачем

3.Неопределенные: где-то, когда-то, куда-нибудь, где- либо

4.Указательные: здесь, тут, там, оттуда, туда, тогда


Имя числительное - самостоятельная, изменяемая часть речи, обозначает количество

число и порядок предметов при счете. Делятся на количественные, которые отвечают на вопросы сколько? порядковые, которые отвечают на вопросы какой? который?

Простые

состоят из одного слова и одной основы 3-три 13- тринадцать

Сложные

Обозначают одним словом, но

имеют две основы пятьдесят, восемьсот

Составные

Состоят из двух и более слов 362 триста шестьдесят два.

Целые числа

Сорок деревьев

Одиннадцать дней

Дробные

2

3 две третьих

1

4 одна четверть

Собирательные несколько предметов как одно целое

Двое суток, семеро цыплят

И

Мр.ср

один

одно

Ж.р

одна

Мн.ч

одни

два

две

три четыре

5,

20,

30

как сущ.

3скл

40,90

100

имеет

две

формы

И.п В.п.

сорок

сто

50-80

200,300

400

500-900


Полтора

1,5

Р

одного

одной

одни

двух

трёх четырёх

пяти

сорока

Пяти

десяти

двухсот

пяти сот

тысяч


Д

одному

одной

одних

двум

трём четырем

пяти

сорока

Пяти

десяти

двумстам

пяти сот

тысячам

В

как И или Р.

одну

одним

И.Р.

И.Р.

пять

сорок

Пять

десят

двести



Пять

сот

тысячи

Т

одним

одной

одних

одними

двумя

тремя четырьмя

пятью

сорока

Пятью

десятью

двумястами

Пятью

стами

тысячами

П

об одном

об одной

об одних


о двух

о трёх

о четырёх

о пяти

о сорока

о пяти

десяти

о двухстах

о пяти

стах

о тысячах

У порядковых числительных только последнее слово изменяется как прилагательное по




















Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество,

но не называет их. Местоимение обычно изменяются по падежам. Есть местоимение, которые изменяются по родам и числам. Это зависит от той части речи, которую местоимение заменяет.

В предложении местоимение бывают подлежащими и дополнениями, как имена прилагательные, обстоятельствами, как наречия. По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают:

Личные

Возврат-

ное

Притя-

жатель-ные

Вопроситель

ные и отно--сительные

Указа-

тельные

Опреде-

литель-

ные

Отрица-

тельные


Неопреде-лённые

Я , меня

ты, тебя

он ,она

его, её

мы, нас

вы, вас

они, их

Р.п. себя

Д.п. себе

В.п. себя

Т.п. собой

П.п.о себе

мой

твой

наш

ваш

свой

кто? что? какой?

чей? который?

сколько? где?

когда? куда?

откуда? почему? зачем?

какой? как?



этот

тот

такой

столько

там

тут

туда

тогда

поэтому

оттуда

так

отсюда

сюда

здесь



сам

весь

всякий

каждый

любой

иной

другой

всюду

везде

всегда

никто

ничто

ничей

никакой

некого

нечего

нигде

никогда

никуда



некто

нечто

некоторые

несколько

некогда

кто-то

что-то

кто-нибудь

какой-то

когда-то

где-то

кое-кто

кое-где

кое-когда

Указыва-ют на лица

Отвеча

-ют на вопросы кто? что?

при склоне

-нии

Меняет

-ся всё слово

иногда в корне проис

-ходит чередо-

вание

в 3 лице имеет род

о нём

о ней


Указывает на того о ком говорят не имеет И.п. рода и числа

В предло-

жении

является дополне-

нием










Указы-

вает на принад-

леж

ность и отвеча-

ют на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

В предло

жении

является

определе

ниями









Служат для выражения вопроса в составе вопроситель

ных предложении

кто? что? не изменяются по родам и числам

каков не склоняется, но изменяется по родам и числам

каков? какова?

каково? каковы?








Таков изменяет-

ся по родам и числам, но не склоня-

ется











В предложе-нии бывают определе-ниями изменяются по родам, числам и падежам










Указывают

на отсутствие

предметов, признаков, количества образова

-ны от вопроси

тельных с помощью приставок

не - всегда

ударная

ни -безударная

некого

нечего не имеют И.п.






Указывают

на неопределён

-ные,

неизвестные

предметы,

признаки, количества

некто нечто

не изменяются по падежам пишутся слитно












Заполни таблицу

Начальная форма

инфинитив

НВ

Что делаю?

ПВ

Что делал?

БВ

Что буду делать?

Красить


Говорить


Служить


Учить


Хвалить


Кормить


Верить


Любить


Дышать


Видеть


Слышать


Читать


Рисовать


Думать


Стелить


Брить


Держать


Бежать


Хватать



Крашу

Красил

Буду красить

покрашу







































Склонение - это изменение существительных

по родам прилагательных

числам и числительных

падежам местоимений

причастии





1.склонение

2. склонение

3.склонение

разносклоняемые

несклоняемые

М. р.

Ж. р. а ,- я-,

М.р.

С.р. –о, -е, ё-,

Ж. р.


10 слов среднего рода на –мя и слово мужского рода путь


кофе

мороженое

кино

пальто

кенгуру














1…


И п

Книга, вишня

-а ,я

Стол, окно

–о, -е

ночь



имя, время, путь

2


Рп


-ы, -и

книги, вищни

-а ,я

стола, окна

-и ночи

имени, времени

пути

3

Дп


-е, -ё

книге, вишне

-у, -ю

столу, окну

-и ночи

имени, времени

пути

4

Вп

-у, -ю

книгу, вишню

-о ,е (-а, -я)

стол, окно

ночь

имя, время

путь

5

Тп

-ой, -ей

книгой, вишней

-ом, -ем

столом, окном

-и ночи

именем, временем

путём

6

Пп


-е, -е

о книге, о вишне

-е, -е

о столе, об окне

-и о ночи

об имени, о времени

о пути

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам


1-спряжение

2-спряжение

разноспрягаемые

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Я

-у,- ю

пишу

пою


МЫ

-ем

пишем

поём


Я

-у, -ю

учу

люблю


МЫ

-им

мы учим

мы любим


Я

-у, -ю,

хочу

ем


МЫ

-им

хотим

едим


ТЫ

-ешь, -ёшь

пишешь

поёшь


ВЫ

-ете, -ёте

пишете

поёте


ТЫ

-ишь

любишь

учишь


ВЫ

-ите

учите

любите


ТЫ

-ешь

хочешь

ешь

ВЫ

-ите

хотите

едите


ОН (А)

- ет, -ёт

пишет

поёт


ОНИ

-ут -ют

пишут

поют


ОН (А)

-ит

учит

любит


ОНИ

-ат, -ят

учат

любят


ОН (А)

-ет

хочет

ест


ОНИ

-ат, -ят

хотят

едят







Основные виды синтаксической связи слов в словосочетании и предложении

Сочинительная

Подчинительная

Бессоюзная

Объединяет равноправные относительно самостоятельные слова в предложениях и простые предложения в состав сложных, связывает однородные члены и части сложносочинёных предложении.

Показатели: сочинительные союзи и интонация

Сочинительные союзы

1.Соединительные

и,да, тоже, ни,ни

2 Разделительные или...или, то...то, либо

3Противительные

а, но, однако

Например: Ёще несколько слов и несколько ласк матери и крепкий сон овладел мною

Не имя красит человека ,

а человек – своё имя.

Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.

Корень учения горек , зато плоды его сладки.

То падал как будто туман , то вдруг припускал косой крупный дождь .








Объединяет неравноправные слова или предложения одной из которых подчиняет себе другое.

Показатели:окончание в словосочетаниях, подчинительные союзы и союзные слова в сложно-подчинёныхх предложениях

Подчинительные союзы

1 Определительные

который,кто, какой,чей, что, когда,где ,куда, откуда

2 Изъяснительные

что,как, будто,чтобы,ли

3 Обстоятельственные

- цели:,для того чтобы

-времени: когда, как долго, с каких пор, в то время как

-причины: потому что , оттого что ,так как

-места: где, куда ,откуда

-образа действия: что, чтобы, будто как

Виды подчинительной связи

-согласование

-управление

-примыкание

Отечеством мы зовём нашу страну, потому что в ней жили отцы и деды наши.

Утром, когда я проснулся, на дворе было уже светло.

В краю, где я вырос , есть много обычев, которыми гордится наш народ. Где нет труда, сады там не цветут. Живите так, чтобы каждый день казался новым. Я жить хочу, чтоб любить и созидать.

Части (простые предложения ) соединяются только по смыслу и интонационно без помощи союзов и союзных слов

Смысловая связь выражается интонацией , имеет значения

- одновременности и последовательности;

-сопоставления (противопоставления );

-условия и времени;

-причины и следствия;

-пояснения.

Показатели: на письме передаётся 4 мя знаками препинания , ; : -

Жжёт солнце, слепит пыль.

Даурен Абиров был первым национальным танцовщиком и балетмейстером; он исполнял ведущие партии в классических

балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мысли,она научит вас уважать человека.Ты прозаик – я поэт.

Труд человека кормит – лень портит.

Были листья – стали почки, почки стали вновь листвой.

Воображение помогает человеку ориентироваться в жизни, найти своё признания и , наконец, самого себя – это качество нужно развивать в себе.





Содержание


Введение ................................................................................................. 3

1.Таблицы Языкознание........................................................................ 4

Алфавит.Азбука............................................................................... 5

Словообразование........................................................................... 6

Части речи........................................................................................ 7

Почему падежи так называются...................................................... 8

Как определить род........................................................................ 9

Имя существительное...................................................................... 10

Имя прилагательное........................................................................ 11

Имя числительное............................................................................ 12

Склонение имён числительных........................................................ 13

Местоимение..................................................................................... 14

Глагол............................................................................................... 15

Склонение и спряжение.................................................................... 16

Наречие............................................................................................. 17

Междометие...................................................................................... 18

Служебные части речи..................................................................... 19

Единицы языка................................................................................. 20

Члены предложение......................................................................21-22

Предложение.................................................................................... 23

Виды синтаксической связи............................................................. 24

2.Занимательная грамматика......................................................... 25-30

3.Проверь себя. ....................................................................................... 31-47

4.Список литературы..................................................................................48


















Глагол - это самостоятельная изменяемая часть речи, которая

обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Неличные глагольные формы

Инфинитив Начальная или неопределён

ная форма глагола имеет окончание


-ть, -ти, -чь

Например:

работать, идти, беречь,




Особая форма

Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?Изменяются по родам, числам, падежам, в предложении является определением

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действие выраженное глаголом, не изменяется, не имеет окончание, в предложении является обстоятельством

Действительное

причастие

обозначает признак того предмета, который сам производит действие

Страдательное

причастие

обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

СВ

НСВ

Что сделав?

Образуются от основы неопределённой формы глагола СВ+суффиксами

–в, -вши, -ши

прочитав

кончив



Деепричастие плюс зависимое слово будет деепричастный оборот

Что делая?

Образуются от основы

настоящего времени+

суффиксами –а, -я


читая


недоумевая

НВ

ПВ

НВ

ПВ

Образуются от основы

настоящего времени +суффиксы

-ущ,-ющ

1спряж.

-ащ,-ящ

2спр.

Образуются от основы неопределён-

ной формы

-вш, -ш

читавший

нёсший

Причастие плюс зависимое слово будет причастный оборот

Образуются от основы

настоящего времени переходных глаголов НСВ при помощи суффиксов

- ом, -ем

1спряж.

-им, 2 спр.


Образуются от основы неопределён-

ной формы

непереходных глаголов СВ и НСВ

-нн

-ённ

-енн

П р и з н а к и г л а г о л а

Существительного

Прилагательного

Наречия

Употребление Синтаксическая роль. Каким членом предложения является?

1. Дополнение

Он любит петь(пение)

2. Определение

Умение наблюдать необходимо каждому

3. Обстоятельство

Он поехал туда учиться

1. Часть сказуемого

Работа была сделана хорошо

2. Определение

Сделанная работа нам понравилась

1. Обстоятельство

Делая работу, напевал.

Сделав работу, он пошел домой.






Личные глагольные формы

Н а к л о н е н и я

Изъявительное

Условное

Повелительное

Время

л + бы

Прочитал бы

Если б я была царица

читай!

прочитайте

скажика мне

пусть читает

НВ

ПВ

БВ

- ут, - ют

- ат, - ят

читают

смотрят

Л

читал

ушел

прочитаю

буду читать

П р и з н а к и

П о с т я н н ы е

Н е п о с т о я н н ы е

Вид

Переходность

Спряжение

Наклонение

Число

Время

Лицо

Род

СВ

НСВ

Переход

ный

Непере-

ходный

1

-ут

ют

2

-ат

ят

Разно-

спрягае-мые

Изъя-витель-ное

Услов-ное

Повели-тельное

Ед

Мн

Н

П

Б

1

2

3

М

Ж

С


Лексика – это раздел науки о языке изучающий словарный состав языка.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков, действий и количества. Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическое значение слова «стол»: предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Грамматическое значение- слова «стол» существительное, неодушевленное, нарицательное, М.р, Ед.ч, И. п. 2скл.

Слова бывают

Примеры


Однозначные - имеют только одно лексическое значение. Берёза, хлеб

Многозначные - слова имеющие несколько лексических значений. Корень, ручка.

Лётчик- «специалист, управляющий летательным аппаратом»

Орех. 1Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке.2Дерево или кустарник, приносящие такие плоды.

Слова прямого значения – слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество выступают в прямом значении.

Слова переносного значения- наименование происходит на основе сходства предметов в чём либо

Железный гвоздь - железный характер

Изумрудная брошь – изумрудная трава

Гребень для волос – гребень горы.


Омонимы – слова одинаковые по звучанию и написанию,норазные по лексическому значению.

Посол – «должность дипломата»

Посол – «соление чего-либо»

Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Метель, пурга, буран, метелица, вьюга.

Завтракать, обедать, ужинать, есть, кушать, заморить червяка.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположенным значением.

Белый- черный Высоко – низко

День – ночь

Профессиональные слова– это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой – либо профессией, специальностью.

Масштаб, магма (в географии), гипотенуза, катет (в математике).

Заимствованные слова- по происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е такие, которые взяты из других языков )

дерево, земля, солнце, мать, дом, карандаш (турецкое слово),

армия (немецкое),

футбол (английское),

газета (итальянское).

Неологизмы – новые слова, возникающие в языке. Неологизмы в языке появляются для того, чтобы называть появляющиеся в жизни новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире и .


Интернет, принтер, сотовый, мобильный, ксерокс.

Общеупотребительные – слова, известные всем говорящим на русском языке и употребляемые всеми

Антибиотик, экран



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Предложение - основная синтаксическая единица языка, служит для средства общения

Автор: Мунгалова Мувада Сырымовна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методы формирование грамматических навыков школьников "
    ["seo_title"] => string(60) "mietody-formirovaniie-ghrammatichieskikh-navykov-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "229176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441637202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства