Сложное предложение. Основные виды сложных предложений
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений
Словарно - орфографическая работа.
3. Комментарий, комментировать, комментатор.
II. Объяснение нового материала. Беседа о структурно-семантических признаках сложного предложения в сопоставлении его с простым. Повторно используется таблица «Предложение как основная синтаксическая единица» (см. с.22).
Наблюдения. Даны два простых предложения:
Комментарий был кратким. 2. Он сестре понравился.
Построить из них одно сложное предложение, используя разные способы синтаксической связи. Понаблюдать, как средства связи простых предложений влияют на смысл сложного. Использовать союзы но, хотя, потому что, так что и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение. Основные виды сложных предложений»
Разработка
урока русского языка.
9 класс
по теме «Сложное предложение.
Основные виды сложных предложений»
Учитель СОПШДО №17
г.Павлодар
Блашкина Н.Н.
Тема 4: Сложное предложение.
Основные виды сложных предложений.
Словарно - орфографическая работа.
3. Комментарий, комментировать, комментатор.
II. Объяснение нового материала. Беседа о структурно-семантических признаках сложного предложения в сопоставлении его с простым. Повторно используется таблица «Предложение как основная синтаксическая единица» (см. с.22).
Наблюдения. Даны два простых предложения:
Комментарий был кратким. 2. Он сестре понравился.
Построить из них одно сложное предложение, используя разные способы синтаксической связи. Понаблюдать, как средства связи простых предложений влияют на смысл сложного. Использовать союзы но, хотя, потому что, так что и др.
Вывод: синтаксические средства связи простых предложений в сложном влияют на его смысл; поэтому все сложные предложения делятся прежде всего по средствам связи на два вида: союзные и бессоюзные.
Работа по таблице «Основные группы сложных предложений» (С.Г. Бархударов и др. «Русский язык». Учебник для 7-8 кл.». М., 1979, с. 149).
Диктант с последующим грамматическим заданием.
1. Теплое, пасмурное утро, и чуть-чуть моросит. 2. Тихо, и синева повисла между еще зелеными деревьями. 3. Лиловый подлесок пожелтел, и под ним уже ковер желтой листвы, и в лесу пахнет пряниками. 4. Как все затихает, когда удаляешься в лес! 5. Пришло время, когда грибам стало тесно, и они появились везде на лесных дорожках. 6. Роскошное утро, везде блестит роса по траве. 7. Солнечное утро, чуть морозит, и совершенно тихо.
(М.Пришвин)
Задание: графически оформить предложения.
Сопоставление схем только что записанных предложений. Выводы: 1) кроме уже отмеченных основных видов сложных предложений, в русском языке есть предложения смешанного типа, т.е. с подчинительной и сочинительной связью, и комбинированные, т.е. с бессоюзной и союзной связью; 2) в составе сложных предложений могут быть как двусоставные, так и односоставные; как полные, так и неполные предложения.
Лингвистический эксперимент. Задание: определить, какой из приведенных ниже текстов – авторский, а какой – измененный. Доказать правильность своего ответа.
1. Каюту качнуло, и со стола скатилась ручка. Переборка скрипнула, зазвенела разбитая тарелка, и с грохотом захлопнулась дверь.
2. Каюту качнуло. Со стола скатилась ручка. Переборка скрипнула. Зазвенела разбитая тарелка. С грохотом захлопнулась дверь. С каждым часом сила шторма нарастала.
С каждым часом сила шторма нарастала.
Авторский текст, конечно второй. Это отрывок из произведения М. Михайлова «Иду по меридиану»: простые, короткие предложения позволяют наилучшим образом передать стремительность, напряженность событий, взволнованность рассказчика. Замена простых предложений сложными снимает эту напряженность и, следовательно, стилистически нецелесообразно. Кроме того, смысловой связи между теми простыми предложениями, из которых искусственно построены сложные, нет; так что комментируемое упражнение включает в себя одновременно и элементы редактирования.
Домашнее задание: § 27-29, 41; упр. 400 (устно), 401 (письм.); продолжить сбор материалов к сочинению.