kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корней с чередующимися гласными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема :Правописание чередующихся гласных в корнях слов.Выполнение упражнений на закрепление навыков правописания чередующихся  гласных а-о,е-и в корнях слов.

Обучающий компонент: выявить уровень освоения студентами программного материала по данной теме, формировать навыки правописания а-о,е-и в корнях с чередующимися гласными.

Развивающии компонент: развивать орфографическую зоркость

Воспитывающии компонент: способствовать осознанию личной значимости при освоении учебного материала для общего развития  и правильного использования  его в речи.

Методы контроля: письменный опрос.

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, словесные(вопросы, обсуждение), наглядные(интерактивная доска, презентация).

Формы работы: коллективная, индивидуальная

Межпредметные и внутрипредметные  связи :связь с информатикой Прогназируемый результат :создать условия для формирования общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск. Анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 

Тип урока: практическое занятие.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Литература: Е.С.Антонова,Т.М.Воителева Русский язык 2014

                               Т.М.Воителева Русский язык (сборник упражнений) 2014

Структура урока

Организационный момент

1 мин.

Актуализация знаний

5 мин.

Сообщение темы, целей и задач урока

4мин.

Повторение материала:

Интерактивное закрепление

15 мин.

Практическая        работа

15 мин.

Подведение итогов урока

2 мин.

Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению

1 мин.

Рефлексия

2 мин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие»

Практическое занятие

Специальность: 09.02.02 Компьютерные сети

Преподаватель: Харина Елена Петровна

Тема :Правописание чередующихся гласных в корнях слов.Выполнение упражнений на закрепление навыков правописания чередующихся гласных а-о,е-и в корнях слов.

Обучающий компонент: выявить уровень освоения студентами программного материала по данной теме, формировать навыки правописания а-о,е-и в корнях с чередующимися гласными.

Развивающии компонент: развивать орфографическую зоркость

Воспитывающии компонент: способствовать осознанию личной значимости при освоении учебного материала для общего развития и правильного использования его в речи.

Методы контроля: письменный опрос.

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, словесные(вопросы, обсуждение), наглядные(интерактивная доска, презентация).

Формы работы: коллективная, индивидуальная

Межпредметные и внутрипредметные связи :связь с информатикой Прогназируемый результат :создать условия для формирования общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск. Анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


Тип урока: практическое занятие.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Литература: Е.С.Антонова,Т.М.Воителева Русский язык 2014

Т.М.Воителева Русский язык (сборник упражнений) 2014

Структура урока

Организационный момент

1 мин.

Актуализация знаний

5 мин.

Сообщение темы, целей и задач урока

4мин.

Повторение материала:

Интерактивное закрепление


15 мин.

Практическая работа

15 мин.

Подведение итогов урока

2 мин.

Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению

1 мин.

Рефлексия

2 мин.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

Организационно-мотивационный этап


Преподаватель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Староста, доложите о готовности группы к уроку

(Проверка посещаемости, готовности студентов к уроку).


1.Я предлагаю начать наше занятие с эпиграфа (слайд)-это высказывание первого национального педагога, основоположника научной педагогики в России К. Ушинского:

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

(Допущена пунктационная ошибка ,найдите ее)-предложение сложное,2части,сравнительный союз.


Как вы понимаете слова Ушинского?

Органы чувств-слух,зрение ,озязание, поэтому нам сегодня необходимо внимательно слушать,смотреть , запоминать и правильно писать все ,что мы узнаем.

2.Работа по реализации домашнего задания: индивидуальное

Преподаватель: Лексика-это совокупность всех слов языка ,у каждого слова есть лексическое значение Необходимо было составить кроссворд,используя лексическое значение слов.

1. Монитор.

2. Винчестер

3. Гиперссылка.-способ образоания этого слова?

4. Клик.

5. Терминал.

6. Модем.

7. Сервер(ы)

Преподаватель : Это все термины, которые связаны с вашей будущей профессией . Поставьте их во мн.число.

  1. Интеллектуальная разминка.

Преподаватель : ум,мыслительная способность-это все интеллект и кому как ни вам небходимо быть интеллектуалами

Перед вами высказывания программистов и русские пословицы , надо их соотнести если это возможно(слайд)

4.Сообщение темы занятия. (слайд)

Преподаватель : Каковы наши цели занятия?(Вспомнить правильное написание чередующихся гласных в корнях слов, грамотно употреблять их в устной и письменной речи)

Преподаватель : Открыли учебники с. 136 таблицы 14-17,проанализируйте и сделайте вывод - отчего зависит правильное написание чередующихся гласных в корнях?.(слайд)

5. Работа у доски-закрепление( по цепочке)

Открыли тетради для практических работ, на титульном листе написали свою Ф.И.

а)Вставьте пропущенные буквы (проверка у доски)- слайд


Прил…гаемые усилия

легкое прик…сновение

бл…стающий на балу

вым…кший под дождем

ур…внять в правах

соч…тание звуков

плоская р…внина

б)В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется

одна и та же буква?

  1. з…рянка, зар…внять яму, изл…жение

  2. вым…кнуть под дождем, зар…внять яму, пл…вец

  3. соч…тание, расст…лать, бл…стать

  4. к…саться, з…ря, накл…ниться


в)В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  1. зан…мать, угр…жать, соч…тание

  2. расст…лать, уг…реть, бл…стать

  3. зам…реть, прор…щивать, ум…лять

  4. прид…раться, прик…сновение, просл…влять

д)Подберите пары слов с чередующимися гласными:

Положительный – полагать

Растение –

Загорелый –

Прикоснуться –

Озарение –

? Какой признак определяет условие написания гласных а – о в этих словах

6.Итак ,мы с вами вспомнили основные условия чередования в корнях , и теперь работа для самопроверки. Перед вами 5 заданий ,инструкция к выполнению и критерии оценок .Вы сможете себя оценить.Работу выполняете 10 мин

7.Самопроверка (зачитывается задание,ответ комментируется)

Задание 1. Растение, заскочил, загорается(/), озарение (/), выпирать.

Задание 2. № 2, 3

Задание 3. № 2, 3, 4

Задание 4. № 1, 2, 3, 5

Задание 5. № 1, 3, 4, 5

7. Итог урока. Заключительное слово преподавателя.

Оценки за урок

8.Рефлексия (Оцени свои знания по шкале,расставь цифры и поставь любой знак около той , сколько баллов ты себе ставишь за работу на этом занятии

9.Домашнее задание:составитьтест по правописанию чередующихся гласных(10 в)




Просмотр содержимого презентации
«Чередующиеся гласные»

ОГАПОУ БПК Учебная дисциплина Русский язык Специальность 09.02.02 «Компьютерные сети» Преподаватель Харина Е.П.

ОГАПОУ БПК

Учебная дисциплина

Русский язык

Специальность 09.02.02 «Компьютерные сети»

Преподаватель Харина Е.П.

Задание. Расставь знаки препинания. Знания будут тем прочнее и полнее чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. К. Ушинский

Задание. Расставь знаки препинания.

  • Знания будут тем прочнее и полнее чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

Цели: способствовать развитию умения правильно писать слова с чередующимися гласными; совершенствовать навыки работы с учебной литературой, формировать культуру умственного труда

Цели: способствовать развитию умения правильно писать слова с чередующимися гласными; совершенствовать навыки работы с учебной литературой, формировать культуру умственного труда

  • ОК
  • 1. Осуществлять поиск. Анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • 2. Работать с информацией.
  • 3. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • Контроль и оценка результатов освоения практического материала:
  • Устный опрос
  • Практическая работа.
  • Рефлексия (самоконтроль, самооценка)
1. М онитор . 2. В инчестер  3. Г иперс с ылка . 4. К лик . 5. Т ерминал . 6. М одем .  7. С ервер
  • 1. М онитор .
  • 2. В инчестер
  • 3. Г иперс с ылка .
  • 4. К лик .
  • 5. Т ерминал .
  • 6. М одем .
  • 7. С ервер

Задание: Поставьте слова во множественное число.

Интеллектуальная разминка.

Интеллектуальная разминка.

  • Компьютер лучший друг.
  • Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
  • На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива.
  • Компьютер памятью не испортишь.
  • По ноутбуку встречают, по уму провожают.
  • Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.
  • По одёжке встречают, по уму провожают.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
  • Книга - лучший друг.
Правописание корней с чередующимися гласными  Корни с чередующимися  гласными От чего зависит написание А/О лаг-/лож- от последующей согласной  Выбор гласной А/О  раст- рос- (ращ-)- Примеры и  исключения Перед Г пишется А Перед Ж пишется О от последующей согласной излагать - изложить перед СТ и Щ пишется А, Перед С пишется О растение выращенный выросли Исключения: росток ростовщик Ростов отрасль

Правописание корней с чередующимися гласными

Корни с

чередующимися

гласными

От чего зависит

написание

А/О

лаг-/лож-

от последующей

согласной

Выбор гласной

А/О

раст- рос-

(ращ-)-

Примеры и

исключения

Перед Г пишется А

Перед Ж пишется О

от последующей

согласной

излагать -

изложить

перед СТ и Щ

пишется А,

Перед С пишется О

растение

выращенный

выросли

Исключения:

росток

ростовщик

Ростов

отрасль

Корни с чередующими с  гласными От чего зависит написание  Е/И бер-/бир- дер-/дир- пер-/пир- мер-/мир- тер-/тир- блест-/блист- жег-/жиг- стел-/стил- чет-/чит- Выбор гласной от наличия или отсутствия суффикса -а- Примеры и  исключения если есть суффикс -а- пишется И, если нет, - пишется Е А/О кас-/кос- собирать- соберу (нет -а- ) от наличия или отсутствия суффикса -а- Исключения: сочетать словосочетание если есть суффикс -а- пишется А если нет,- пишется О касаться- коснуться (нет -а- )

Корни с

чередующими с

гласными

От чего зависит

написание

Е/И

бер-/бир-

дер-/дир-

пер-/пир-

мер-/мир-

тер-/тир-

блест-/блист-

жег-/жиг-

стел-/стил-

чет-/чит-

Выбор гласной

от наличия

или отсутствия

суффикса -а-

Примеры и

исключения

если есть суффикс -а-

пишется И,

если нет, - пишется Е

А/О

кас-/кос-

собирать-

соберу (нет -а- )

от наличия или отсутствия суффикса -а-

Исключения:

сочетать

словосочетание

если есть суффикс -а-

пишется А

если нет,- пишется О

касаться-

коснуться

(нет -а- )

Корни с чередующими гласными От чего зависит  написание О/А гор-/гар- клон-/клан- твор-/твар- от ударения Выбор гласной Примеры и  исключения в безударном положении пишется О О/А зор-/зар- плов-/плав- загорелый поклониться творение от ударения Исключения: утварь в безударном положении пишется А озарение сплавлять Исключения: пловец пловчиха пловцы СОВЕТ: Постарайтесь запомнить корни, в которых происходит чередование гласных. Это вполне возможно, ведь их не так много. Следите за лексическим значением корня – и вы избежите ошибок.

Корни с

чередующими

гласными

От чего зависит

написание

О/А

гор-/гар-

клон-/клан-

твор-/твар-

от ударения

Выбор гласной

Примеры и

исключения

в безударном положении пишется О

О/А

зор-/зар-

плов-/плав-

загорелый

поклониться

творение

от ударения

Исключения:

утварь

в безударном положении пишется А

озарение

сплавлять

Исключения:

пловец

пловчиха

пловцы

СОВЕТ:

Постарайтесь запомнить корни, в которых происходит чередование гласных. Это

вполне возможно, ведь их не так много.

Следите за лексическим значением корня – и вы избежите ошибок.

Корни с чередующими гласными От чего зависит  написание О/А мок-/мак- Выбор гласной от лексического значения О/А ровн-/равн- Примеры и  исключения МОК – в значении «пропускать жидкость». МАК – в значении «погружать в жидкость» от лексического значения  непромокаемый   обмакнуть РОВН – в значении «ровный, прямой, гладкий». РАВН – в значении «равный, одинаковый» сровнять сравнить Исключение: равнина

Корни с

чередующими

гласными

От чего зависит

написание

О/А

мок-/мак-

Выбор гласной

от лексического значения

О/А

ровн-/равн-

Примеры и

исключения

МОК – в значении «пропускать жидкость».

МАК – в значении «погружать в жидкость»

от лексического значения

непромокаемый

обмакнуть

РОВН – в значении «ровный, прямой, гладкий».

РАВН – в значении «равный, одинаковый»

сровнять

сравнить

Исключение:

равнина

Вставьте пропущенные буквы.  Прил…гаемые усилия легкое прик…сновение бл…стающий на балу вым…кший под дождем ур…внять в правах соч…тание звуков плоская р…внина обг…ревшая свеча соприк…саться с трудностями бл…стящие украшения

Вставьте пропущенные буквы.

Прил…гаемые усилия

легкое прик…сновение

бл…стающий на балу

вым…кший под дождем

ур…внять в правах

соч…тание звуков

плоская р…внина

обг…ревшая свеча

соприк…саться с трудностями

бл…стящие украшения

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется

одна и та же буква?

  • з…рянка, зар…внять яму, изл…жение
  • вым…кнуть под дождем, зар…внять яму, пл…вец
  • соч…тание, расст…лать, бл…стать
  • к…саться, з…ря, накл…ниться
В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  • зан…мать, угр…жать, соч…тание
  • расст…лать, уг…реть, бл…стать
  • зам…реть, прор…щивать, ум…лять
  • прид…раться, прик…сновение, просл…влять
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется

одна и та же буква?

  • разг…рается, изл…гать, ур…вень
  • Р…стов, выск…чка, пл…вчиха
  • заск…чить, пор…сль, предл…гать
  • соб…раться, разв…вающаяся отрасль, заст…лить постель
о а
  • о а
Проверь себя. Ответы к практической работе. ст ч а

Проверь себя. Ответы к практической работе.

ст ч а


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание корней с чередующимися гласными.

Автор: Харина Елена Петровна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Безударные чередующиеся гласные в корне слова "
    ["seo_title"] => string(59) "biezudarnyie-chierieduiushchiiesia-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "221469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435315129"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок на тему: "Чередующиеся гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-na-tiemu-chierieduiushchiiesia-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "116693"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412591564"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Правописание корней с чередованием гласных"
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisanie_kornei_s_cheredovaniem_glasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "495316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547483820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства