kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию изложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к итоговой аттестации в формате ОГЭ.Знакомство со способами сжатия текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию изложения»

Способы сжатия текста Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Способы сжатия текста

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Содержание Исключение Обобщение Упрощение Лингвистические понятия Ссылки Условные обозначения: страница СОДЕРЖАНИЕ  вперёд  назад

Содержание

  • Исключение
  • Обобщение
  • Упрощение
  • Лингвистические понятия
  • Ссылки

Условные обозначения: страница СОДЕРЖАНИЕ

вперёд

назад

Исключение При исключении необходимо: Выделить главное (существенное) и детали (подробности); Объединить существенное; Составить новый текст. Примеры исключения при языковом сжатии текста

Исключение

При исключении необходимо:

  • Выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • Объединить существенное;
  • Составить новый текст.

Примеры исключения при языковом сжатии текста

Примеры исключения при языковом сжатии текста Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.  У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.  У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Примеры исключения при языковом сжатии текста

  • Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Примеры исключения при языковом сжатии текста 2. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.  Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.  Он знал разные языки , и никто не мог распознать в нём русского.

Примеры исключения при языковом сжатии текста

2. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки , и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение  Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с детства жюль-верновский романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие Подростков – спортивные игры и соревнования. Са- мым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.    Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек. При обобщении необходимо: Вычленить единичные факты; Подобрать языковые средства их обобщённой передачи; Составить новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей текста. Например:

Обобщение

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному.

Кто-то предпочитает перечитывать любимые с

детства жюль-верновский романы; кто-то проводит

много времени на реке или в лесу. Основное занятие

Подростков – спортивные игры и соревнования. Са-

мым запоминающимся событием был прошлогодний

велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в

зависимости от вкусов и привычек.

При обобщении необходимо:

  • Вычленить единичные факты;
  • Подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • Составить новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей текста. Например:

Упрощение  Упрощение синтаксических структур касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется с интаксическая синонимия.

Упрощение

Упрощение синтаксических структур касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется с интаксическая синонимия.

С интаксическая синонимия.

С интаксическая синонимия.

  • Замена придаточного определительного синонимичным определением.
  • Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом
  • Сокращение количества структурных частей сложного предложения
  • Замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно.
Замена придаточного определительного синонимичным определением  Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.  Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Замена придаточного определительного синонимичным определением

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом    Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.  Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Сокращение количества структурных частей сложного предложения  Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.   Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Сокращение количества структурных частей сложного предложения

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно.  Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее

Замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

Идя к своей мечте, человек на много лет

наполняет свою жизнь содержанием и становится

намного лучше и добрее

Лингвистические понятия Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например: глаза (нейтр.) – очи (книжн., высок.) – зенки (разг., простореч.) Синонимы украшают и обогащают речь, делая её выразительной, яркой, образной. Они позволяют передавать оттенки значения и избегать повторов.

Лингвистические понятия

Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Например: глаза (нейтр.) – очи (книжн., высок.) – зенки (разг., простореч.)

Синонимы украшают и обогащают речь, делая её выразительной, яркой, образной. Они позволяют передавать оттенки значения и избегать повторов.

Однородные члены –  это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы .

Однородные члены –

это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы .

Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Географические названия .

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река,

ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком,

растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь

со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои

новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия

больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. О чём говорится в этом тексте? а) о страхе древних людей перед богами; б) о переселении древних людей; в) о названии рек; г) о завоевательных войнах древности Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов ? Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов ? а) почти невозможно установить их происхождение; б) они почти никогда не менялись; в) многие из них по значению связаны со сменой времён года; г) в них отражена история древних междоусобиц.

Задания, которые помогут проверить глубину

и точность

восприятия исходного текста.

О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности

  • Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов ?
  • Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов ?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)? а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр; б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий; в) названия рек невозможно перевести на другой язык; г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4. Закончите план этого текста . 1) Названия рек - _______________________________ . 2) Древние люди боролись за _____________________ . 3) Пришельцы почему-то никогда _________________ . 4) Два предположения о том, почему _______________

4. Закончите план этого текста .

1) Названия рек - _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

1) Названия рек - старейшины в мире географических названий. 2) Древние люди боролись за удобные для жизни места. 3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков. 4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

. Работа по написанию сжатого изложения. 1.(Запишите главную часть первого предложения.) ________________ ___________________ _______________________ 2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ . 3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ . 4.Мы не знаем, почему ________ . 5.Может быть, они __________ _____________ _____________ . 6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ . 7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

. Работа по написанию сжатого изложения.

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

________________ ___________________ _______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .

6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

Имена рек – старейшины в мире географических названий.  Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.  Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов,  но всегда сохраняли названия больших рек.  Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.

Имена рек – старейшины в мире географических названий.

Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.

Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.

Ссылки

Ссылки

  • http://www.omczo.org/publ/121-1-0-225
  • http://animashky.ru/index/0-6
  • http://www.omedu.ru/?id=62


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к написанию изложения

Автор: Волгина Т.В.

Дата: 21.10.2019

Номер свидетельства: 523517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения"
    ["seo_title"] => string(65) "podghotovka-k-napisaniiu-izlozhieniia-s-eliemientami-sochinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "301622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456945408"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока на тему "Подготовка к написанию изложения по тексту В.П. Астафьева "Родные берёзы""
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-na-tiemu-podghotovka-k-napisaniiu-izlozhieniia-po-tiekstu-v-p-astaf-ieva-rodnyie-bieriozy"
    ["file_id"] => string(6) "264449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449727926"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokapodgotovkakizlozhieniiublizkomuktiekstupotiekstuaikuprinaiuiu"
    ["file_id"] => string(6) "285832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454250774"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Написание изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Орёл»."
    ["seo_title"] => string(48) "napisaniieizlozhieniiaporasskazulntolstoghooriol"
    ["file_id"] => string(6) "261004"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449057745"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Подготовка к написанию изложения с элементами описания предмета "
    ["seo_title"] => string(73) "podghotovka-k-napisaniiu-izlozhieniia-s-eliemientami-opisaniia-priedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "150175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420445705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства