Конспект урока на тему "Подготовка к написанию изложения по тексту В.П. Астафьева "Родные берёзы"
Конспект урока на тему "Подготовка к написанию изложения по тексту В.П. Астафьева "Родные берёзы"
Методическая информация
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок развития речи.
Связан с предыдущими уроками возможностью применения полученных знаний на практике.
Цели урока. Формирование умения писать изложение на заданную тему. Совершенствование умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Задачи урока.
Развивающие
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция.
Коммуникативные: развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения.
Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией; развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения.
Воспитывающие
Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.
- А сейчас мы переходим к теме урока. На следующем уроке нам предстоит написание изложения. Значит, как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения.
- Для начала вспомним, что же такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся) Нам предстоит прочитать текст и пересказать его письменно, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста)
- Сегодня на уроке мы должны подготовиться к изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).
III. Работа над темой.
1. Знакомство с автором и содержанием текста.
Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Приложение № 1)
Выразительное чтение текста. (Приложение 2)
2. Анализ содержания текста.
- От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)
- Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)
- Как вы понимаете значение слова кущи? (Ученики дают свое толкование: листва, крона дерева, заросли. «Кущи – заросли» - запись в тетрадь) А что значит заморские? (За морем – иноземные)
«Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки».
- Какие слова употребляются в просторечии? («Глазел, дивился – просторечные слова» - запись в тетрадь)
- Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)
- Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Вот значение этого оборота из “Нового фразеологического словаря русского языка” А.Д. Куриловой.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному.
(«Не верить своим глазам – сильно удивляться увиденному» – запись в тетрадь)
- Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)
- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь. (Стояли, сиротами кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали, пестрели, не сомлели и не умерли, прижились)
- Каково лексическое значение слова лопотали? («Лопотали – говорили неясно» - запись в тетрадь)
- Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.
- То есть, березы опустили книзу ветви. («Долу – вниз» - запись в тетрадь)
- Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.
(«Глаз не оторвать – смотреть и восхищаться» - запись в тетрадь)
- Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите свой ответ. (Белые стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев…)
- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности)
- Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились …)
- В чем была особенность их роста? (Листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…)
- Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)
3. Определение типа речи.
- Давайте определим тип речи данного текста. Какие мы знаем типы речи? (Описание, повествование, рассуждение) А в этом тексте автор рассуждает, повествует или описывает? (Повествует и описывает)
- Давайте докажем. О чём автор повествует (т.е. рассказывает)? (О том, как увидел берёзы среди чужеземных растений, как эти берёзы привезли и как они прижились) А что автор описывает? (Берёзы: стволы, листики)
- Какой тип речи является ведущим? (Повествование)
Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (Текст представляет собой повествование с элементами описания)
4.Составление плана.
- А теперь составим план текста.
- Для начала предлагаю его озаглавить. Что должно отражаться в заголовке? (Тема, основная мысль) Определим тему. (Берёзы в парке) Основная мысль? (Родные берёзы в чужом краю) А теперь попробуйте предложить заголовок к тексту. (Родные берёзы)
- А сейчас ещё раз взгляните на текст: он разбит на три абзаца. Случайно ли это? О чём говорится в первом абзаце?
1. Прогулка по парку.
- При каких обстоятельствах он их увидел?
а) Бродил, глазел, дивился и увидел три берёзки…
- Что ещё происходит в первом абзаце?
б) Описание берёз.
- О чём говорится во втором абзаце?
2. Место берёзам в тесном парке.
- О чём повествуется в третьем абзаце? (Как деревья попали в чужой парк)
3. История деревьев.
5. Анализ выразительных средств.
- При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту эмоциональность. Посмотрите на сделанные вами записи. Какие образные средства нам встретились?
1. Фразеологизмы: глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз.
2. Устаревшие слова: заморские кущи, долу.
3. Просторечные слова: глазел, дивился.
4. Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность): густой мягкой травке, белые стволы, весёлые сороки, нежная зелень зазубренных листьев, непосильное южное солнце. (Эпитеты записывают в тетрадь)
5. Олицетворения (перенос свойств живого существа на неживое): березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились. (Олицетворения записывают в тетрадь)
IV. Подведение итогов, рефлексия.
- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)
- Чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Писать изложение по тексту В.П. Астафьева) Ваша задача? (Подготовиться к написанию изложения)
- Что вызвало трудности на этом уроке?
- А что представляется сложным на следующем?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Подготовка к написанию изложения по тексту В.П. Астафьева "Родные берёзы"»
Организационная информация
Автор разработки урока.
Кожевникова Елена Николаевна
Предмет.
Русский язык
Класс.
5 класс общеобразовательной школы
Продолжительность урока.
45 минут
Методическая информация
Тема урока.
Подготовка к написанию изложения
Классификация урока в системе образовательных мероприятий.
Тип: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок развития речи.
Связан с предыдущими уроками возможностью применения полученных знаний на практике.
Цели урока.
Формирование умения писать изложение на заданную тему. Совершенствование умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Задачи урока.
Развивающие
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция.
Коммуникативные: развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения.
Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией; развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения.
Воспитывающие
Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.
Знания, умения, навыки и качества, которые ученики получат возможность актуализировать/приобрести/закрепить/др. в ходе урока / занятия.
Умение проводить лингвистический и содержательный анализ текста. Умение продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором. Умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Необходимое оборудование.
ИКТ: ПК, проектор, экран.
Ход урока
I. Приветствие.
II. Постановка целей и задач урока.
- А сейчас мы переходим к теме урока. На следующем уроке нам предстоит написание изложения. Значит, как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения.
- Для начала вспомним, что же такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся) Нам предстоит прочитать текст и пересказать его письменно, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста)
- Сегодня на уроке мы должны подготовиться к изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).
III. Работа над темой.
1. Знакомство с автором и содержанием текста.
Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Приложение № 1)
Выразительное чтение текста. (Приложение 2)
2. Анализ содержания текста.
- От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)
- Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)
- Как вы понимаете значение слова кущи? (Ученики дают свое толкование: листва, крона дерева, заросли. «Кущи – заросли» - запись в тетрадь) А что значит заморские? (За морем – иноземные)
«Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки».
- Какие слова употребляются в просторечии? («Глазел, дивился – просторечные слова» - запись в тетрадь)
- Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)
- Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Вот значение этого оборота из “Нового фразеологического словаря русского языка” А.Д. Куриловой.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному.
(«Не верить своим глазам – сильно удивляться увиденному» – запись в тетрадь)
- Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)
- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь. (Стояли, сиротами кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали, пестрели, не сомлели и не умерли, прижились)
- Каково лексическое значение слова лопотали? («Лопотали – говорили неясно» - запись в тетрадь)
- Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.
- То есть, березы опустили книзу ветви. («Долу – вниз» - запись в тетрадь)
- Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.
(«Глаз не оторвать – смотреть и восхищаться» - запись в тетрадь)
- Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите свой ответ. (Белые стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев…)
- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности)
- Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились …)
- В чем была особенность их роста? (Листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…)
- Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)
3. Определение типа речи.
- Давайте определим тип речи данного текста. Какие мы знаем типы речи? (Описание, повествование, рассуждение) А в этом тексте автор рассуждает, повествует или описывает? (Повествует и описывает)
- Давайте докажем. О чём автор повествует (т.е. рассказывает)? (О том, как увидел берёзы среди чужеземных растений, как эти берёзы привезли и как они прижились) А что автор описывает? (Берёзы: стволы, листики)
- Какой тип речи является ведущим? (Повествование)
Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (Текст представляет собой повествование с элементами описания)
4.Составление плана.
- А теперь составим план текста.
- Для начала предлагаю его озаглавить. Что должно отражаться в заголовке? (Тема, основная мысль) Определим тему. (Берёзы в парке) Основная мысль? (Родные берёзы в чужом краю) А теперь попробуйте предложить заголовок к тексту. (Родные берёзы)
- А сейчас ещё раз взгляните на текст: он разбит на три абзаца. Случайно ли это? О чём говорится в первом абзаце?
1. Прогулка по парку.
- При каких обстоятельствах он их увидел?
а) Бродил, глазел, дивился и увидел три берёзки…
- Что ещё происходит в первом абзаце?
б) Описание берёз.
- О чём говорится во втором абзаце?
2. Место берёзам в тесном парке.
- О чём повествуется в третьем абзаце? (Как деревья попали в чужой парк)
3. История деревьев.
5. Анализ выразительных средств.
- При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту эмоциональность. Посмотрите на сделанные вами записи. Какие образные средства нам встретились?
1. Фразеологизмы: глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз.
2. Устаревшие слова: заморские кущи, долу.
3. Просторечные слова: глазел, дивился.
4. Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность): густой мягкой травке, белые стволы, весёлые сороки, нежная зелень зазубренных листьев, непосильное южное солнце. (Эпитеты записывают в тетрадь)
5. Олицетворения (перенос свойств живого существа на неживое): березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились. (Олицетворения записывают в тетрадь)
IV. Подведение итогов, рефлексия.
- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)
- Чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Писать изложение по тексту В.П. Астафьева) Ваша задача? (Подготовиться к написанию изложения)
- Что вызвало трудности на этом уроке?
- А что представляется сложным на следующем?
Приложение 2
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Садовник широкодушно высвободил место берёзам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал берёзы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.
Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…