Тема: Написание изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Орёл».
Цель: Создать условия для формирования навыка деления текста на части; озоглавливания и пересказа;формировать умение в письменной передачи образцового текста.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
1)Образовательная: обеспечить формирование умений детей последовательно передавать прочитанный текст в устной и письменной форме.
2)Коррекционная: учить строить план текста и выделять опорные слова, учить различать устную и письменную речь,учить строить предложения и последовательно излагать текст в соответсвии с планом ; развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мелкой и общей моторики, развитие фонематических процессов; закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога полным ответом; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.
3)Воспитательная: формировать аккуратное оформление записи в тетради, на доске. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать на примере героя рассказа
Оборудование:текст изложения, карточки с опорными словами, иллюстрации с изображение предметов.
Ход урока:
- Здравствуйте,ребята. Сегодня урока русского языка проведу у вас я, меня зовут Кристина Сергеевна.
-Сейчас присядет тот, кто верно справится с заданием;
«Что лишнее?»
Учитель вывешивает на доске изображения с животными, предметами, профессиями…
-Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по рассказу Л.Н.Толстого «Орёл».
- Как вы думаете, зачем нам учиться писать изложение и где в жизни нам это пригодится?
- Но прежде чем мы приступим с вами к изучению изложения, выполним артикуляционную гимнастику.
«С»
Са, са, са- в лесу живет лиса
Су,су,су – вижу я в лесу
Сы,сы, сы – у лисы усы.
Текст записан на доске: «Орёл» учитель читает 1 раз вслух.
Беседа по содержанию:
- Почему орлята остались голодными?
- Как можно назвать поступок людей?
- Как усталый орел успокаивал детей?
- Удалось ли орлу накормить детей?
- Кому в этом рассказе вы сочувствуете и почему?
- К какому типу относится этот текст?(повествование, рассуждение или описание)
Коллективное составление плана
- На сколько частей можно разделить данный текст ?
- Прочитайте 1 часть.
- О чем говорится в этой части?
- Сколько предложений в этой части?
- Что самое главное в ней?
- Как можно назвать эту часть?(Коллективный выбор подходящего названия).
(Учитель вывешивает или зписывает на доску подходящий вариант )
- Давайте выберем опорные слова в этой части.
- В каждом слове проставьте ударение и подчеркните орфограммы.
- А сейчас перескажите 1 часть, используя опорные слова.
Динамическая пауза.
Физкультминутка.
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки,
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы на стулья сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела.
- Прочитайте 2 часть.
- О чем говориться в этой части?
- Что самое главное в ней?
- Сколько предложений в этой части?
- Как можно назвать эту часть?(коллектывный выбор)
(Учитель вывешивает или зписывает на доску подходящий вариант )
- Выберем опорные слова в этой части.
- В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
- А сейчас перескажите 2 часть, используя опорные слова.
-Прочитайте 3 часть
- О чем говорится в этой части?
- Сколько предложений в этой части?
- Что самое главное в этой части?
- Как можно назвать данную часть ?(выбор)
- Выберем опорные слова в данной части. В каждом слове поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
- А сейчас перескажите 3 часть, используя опорные слова.
Гимнастика для глаз
«Комплекс специальных упражнений для глаз»
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
Орфографическая подготовка
А. ребята найдите в тексте слова с безударной гласн., проверяемые ударением.(учитель на доске подчеркивает слова)
Б.Орфографическое чтение слов.
Ребята прочитайте слова, которые написаны под цифрой 1, 2, 3(слова для справок, трудные)
В. Подбор синонимов.
Подобрать к слову орёл.
Г.Назовите предлоги и союзы:
Индивидуальная карточка для слабых обучающихся:
- Кто свил гнездо на большой дороге?
- Что люди бросили в орла?
- Как орел успокаивал своих детей?
-Когда и с чем он вернулся к детям?
Пальчиковая гим-ка:
Рак.
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!"
Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.
(подготовка пальцев перед письмом.)
Письмо изложения
До написания изложения, дети ещё раз читают текст.Учитель убирает текст с доски. Можно оставить 1-2 самых трудных предложения.
- На столах у вас светофоры. Если вам было интересно, вы довольны своей работой – покажите мне зеленый цвет,
Если – у вас что не получилось, вы не довольны- красный.
- Спасибо всем за работу на уроке.
Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!