kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

 Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения в 9 классе

Цель: 

-отработать навык воспроизведения текста;

-развивать умение обучающихся составлять собственный текст в художественном стиле;

-развивать у обучающихся восприимчивость к выразительности речи, научить  выражать своё эмоциональное состояние, способность оценить окружающую действительность средством родного языка;

-развивать умение отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания;

-совершенствовать культурологическую компетенцию обучающихся: приобщать к миру изобразительного искусства, воспитывать умение и желание внимательно всмотреться в произведение живописи, вызвать интерес к этому виду искусства.

Оборудование:

репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», высказывание Ф.Тютчева;

памятка «Учимся писать сочинение», контрольный листок по орфографии и пунктуации (всем обучающимся);

 материал по изобразительным средствам языка (всем обучающимся);

 текст изложения (всем обучающимся).

                                               ХОД УРОКА

Повторение

Теоретическая разминка по терминам и определения, которые были изучены      ранее на уроке по развитию речи

Какие различают формы речи?

Что такое диалог? Монолог?

Что такое текст? Какие виды связи предложений в тексте вам известны?

Что такое тема текста?

На какие  группы стилей делится наша речь?

Что такое идея текста?

Когда, где, при каких обстоятельствах мы используем разговорный стиль?

Назовите книжные стили и суть их употребления?

Как различают типы речи?

Подготовка к написанию изложения

Чтение текста изложения учителем.

                                  Певец русской природы

    На берегу Камы, в окружении хвойных лесов стоит небольшой город  Елабуга. Здесь в семье небогатого купца в 1832 году родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта любовь к родной природе, стремление  научиться запечатлевать её на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, а затем  - Петербургскую академию художеств. Вскоре  он стал одним из лучших русских пейзажистов.

   Сила его полотен не в том, что они почти с фотографической точностью  воспроизводят знакомые картины природы. Искусство художника глубже и содержательнее. В картине «Рожь» волнующееся под свежим ветром море колосьев полевая дорога, уводящая вдаль, сосны – великаны порождают мысль о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают образ России. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, ведь художник любит изображать могучие вековые дубы и стройные, золотые от солнца сосны.

        Не обходил Шишкин и потайные уголки леса. Один из них     мы видим на картине…

  Выяснение значений непонятных слов.

Пейзажист, пейзаж –

Запечатлевать –

Воспроизводить

2.  Работа с учащимися на выяснение степени восприимчивости.

О ком говорится в тексте?

Что вы узнали об этом человеке?

Почему, по-вашему, художник И.И. Шишкин избрал для написания картин именно жанр пейзажа? Что повлияло наюного Шишкина в его выборе?

Где обучался юный художник?

В чем сила его искусства? Только ли в том, чтобы почти с фотографической точностью изображать уголки родной природы?

3.  Слово учителя (вывод)

    Искусство великого живописца гораздо глубже и содержательнее. Попробуем разобраться, в чем же его сила как художника с большой буквы?

4.  Сформулируем тему и основную мысль текста, который мы должны воспроизвести.

     Тема: рассказ о И.И.Шишкине.

Идея: сила искусства художника – создание обобщенного образа России.

5. Разделим текст на композиционные и смысловые части и составим план.

И.И.Шишкин родился в городе Елабуга

Любовь к природе повлияла на выбор будущего художника.

В чем сила искусства Шишкина:

картина «Рожь»;

      б)   былинное величие лесных пейзажей;

      в)    обобщенный образ матушки – России.

6. Пересказ текста по частям плана. Запись ключевых слов.

На берегу Камы, в окружении сосновых лесов, семья небогатого купца, выдающийся русский пейзажист;

Суровая мощная природа Приуралья; величественная красота сосновых боров и рощ; Московское училище живописи; Петербургская академия художеств.

Искусство глубже и содержательнее;

а) волнующие море колосьев; дорога, уходящая вдаль; сосны-великаны; порождают мысль; создают образ России;

б) былинное величие лесных пейзажей, дубы и сосны.

7.Орфографическая разминка

И (с,сс)ку(с,сс)тво, и(с,сс)кусный, (не)большой город, (с,з)десь, (не)б…гатый купец, п.йзаж…ст, пр.рода, пр…ура…е, в…личестве(н,нн)ая  кр…сота, зап…ч…тлевать, пр…вели, юн…ша,  (с)нач…л…, п…л…тно, к…ртина, ф…т…гр…фическая точ…ность, во(с,з)пр…изводить, зн…комые, с…д…ржат…льный, к…лос…я, (под)свеж…м ветром, ув…дить (в)даль, в…личие, из…бр…жать, ве…т ветер, пот…йные уголки, вид…м на картин…, оз…рить, выр…сти, выр…сли, р.сток.

8. Пунктуационная разминка

1) Я иду берегом и сквозь ветки и корни елей появляется передо мной ручей.

2) Водная дрожь от солнца бросает тень на ствол ёлки на травы и в дрожи этой возникает звук журчит вода.

3) Весь проход ручья через лес это путь длительной борьбы.

4) На мелком месте на пути ручья образуются преграды но вода собирается в струйки будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

5) Ручей выбежал из глухого леса на полянку и в теплых лучах солнца разлился широким лесом. Многое можно увидеть и услышать в лесу.

Подготовка к написанию сочинения

Портрет дерева (сообщение учащегося)

План сочинения.

         1) Какое время года и дня изображено художником?

         2) Прослушивание музыкальной композиции и воспроизведение картины природы («Утро» Э.Грига). Ученица на фоне музыки читает текст.

 Раннее летнее утро. Я нахожусь на поляне. Вокруг спящий лес. Окружающая природа замерла в ожидании чуда. Вот первые лучики восходящего солнца позолотили верхушки стройных сосен.

Прослушайте композицию Э.Грига «Утро» и продолжите описание пробуждающегося леса.

Составление плана к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Раннее летнее утро.

Вековые  сосны и молодая поросль.

Сломанная бурей сосна.

Забавные медвежата.

Заботливая строгая мать – медведица.

Моё отношение к картине.

Работа над изобразительными средствами языка:

Своё сочинение-описание вы будете писать в художественном стиле. Какую цель вы поставите перед собой?

Какие художественно-выразительные средства вы будете использовать?

Эпитеты – художественные определения.

Родничок – веселый, молодой, быстрый.

Лес – могучий, темный, задумчивый, светлый, добрый.

Олицетворения: - сосны задумались, замерли.

   - родничок бормочет, булькает, залепетал, смеется

 - солнце выглянуло из-за туч, улыбнулось, засмеялось, согрело кустики

  - дождик лопочет, смеется, трогает своей мягкой лапкой листочки.

Прослушивание текста изложения. Пересказ текста.

Написание изложения с элементами сочинения.

Пишем сочинение

1. Какое время года и дня изображено художником?

2. Представим себе, что мы «вошли» в картину художника. Что увидели, услышали, почувствовали бы мы, находясь в лесу?

3. Какое настроение вызывает вас картина природы? Какие эпитеты можно использовать в сочинение?

4. Какие метафоры и олицетворения можно использовать в сочинении?

       Лес (темный, могучий, задумчивый).

       Деревья (нахмурились, зашептали).

       Родничок (заговорил, залепетал, забормотал).

      Солнце (выглянуло из-за тучи, засмеялось, улыбнулось, коснулось лучами верхушек деревьев, согрело кустики, и они распрямились).

5.Чем вы предполагаете закончить эту работу?

Итог урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения в 9 классе

Цель:

-отработать навык воспроизведения текста;

-развивать умение обучающихся составлять собственный текст в художественном стиле;

-развивать у обучающихся восприимчивость к выразительности речи, научить выражать своё эмоциональное состояние, способность оценить окружающую действительность средством родного языка;

-развивать умение отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания;

-совершенствовать культурологическую компетенцию обучающихся: приобщать к миру изобразительного искусства, воспитывать умение и желание внимательно всмотреться в произведение живописи, вызвать интерес к этому виду искусства.

Оборудование:

репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», высказывание Ф.Тютчева;

памятка «Учимся писать сочинение», контрольный листок по орфографии и пунктуации (всем обучающимся);

материал по изобразительным средствам языка (всем обучающимся);

текст изложения (всем обучающимся).

ХОД УРОКА

Повторение

Теоретическая разминка по терминам и определения, которые были изучены ранее на уроке по развитию речи

Какие различают формы речи?

Что такое диалог? Монолог?

Что такое текст? Какие виды связи предложений в тексте вам известны?

Что такое тема текста?

На какие группы стилей делится наша речь?

Что такое идея текста?

Когда, где, при каких обстоятельствах мы используем разговорный стиль?

Назовите книжные стили и суть их употребления?

Как различают типы речи?

Подготовка к написанию изложения

Чтение текста изложения учителем.

Певец русской природы

На берегу Камы, в окружении хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь в семье небогатого купца в 1832 году родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта любовь к родной природе, стремление научиться запечатлевать её на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, а затем - Петербургскую академию художеств. Вскоре он стал одним из лучших русских пейзажистов.

Сила его полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые картины природы. Искусство художника глубже и содержательнее. В картине «Рожь» волнующееся под свежим ветром море колосьев полевая дорога, уводящая вдаль, сосны – великаны порождают мысль о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают образ России. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, ведь художник любит изображать могучие вековые дубы и стройные, золотые от солнца сосны.

Не обходил Шишкин и потайные уголки леса. Один из них мы видим на картине…

Выяснение значений непонятных слов.

Пейзажист, пейзаж –

Запечатлевать –

Воспроизводить

2. Работа с учащимися на выяснение степени восприимчивости.

О ком говорится в тексте?

Что вы узнали об этом человеке?

Почему, по-вашему, художник И.И. Шишкин избрал для написания картин именно жанр пейзажа? Что повлияло на юного Шишкина в его выборе?

Где обучался юный художник?

В чем сила его искусства? Только ли в том, чтобы почти с фотографической точностью изображать уголки родной природы?

3. Слово учителя (вывод)

Искусство великого живописца гораздо глубже и содержательнее. Попробуем разобраться, в чем же его сила как художника с большой буквы?

4. Сформулируем тему и основную мысль текста, который мы должны воспроизвести.

Тема: рассказ о И.И.Шишкине.

Идея: сила искусства художника – создание обобщенного образа России.

5. Разделим текст на композиционные и смысловые части и составим план.

И.И.Шишкин родился в городе Елабуга

Любовь к природе повлияла на выбор будущего художника.

В чем сила искусства Шишкина:

картина «Рожь»;

б) былинное величие лесных пейзажей;

в) обобщенный образ матушки – России.

6. Пересказ текста по частям плана. Запись ключевых слов.

На берегу Камы, в окружении сосновых лесов, семья небогатого купца, выдающийся русский пейзажист;

Суровая мощная природа Приуралья; величественная красота сосновых боров и рощ; Московское училище живописи; Петербургская академия художеств.

Искусство глубже и содержательнее;

а) волнующие море колосьев; дорога, уходящая вдаль; сосны-великаны; порождают мысль; создают образ России;

б) былинное величие лесных пейзажей, дубы и сосны.

7.Орфографическая разминка

И (с,сс)ку(с,сс)тво, и(с,сс)кусный, (не)большой город, (с,з)десь, (не)б…гатый купец, п...йзаж…ст, пр..рода, пр…ура…е, в…личестве(н,нн)ая кр…сота, зап…ч…тлевать, пр…вели, юн…ша, (с)нач…л…, п…л…тно, к…ртина, ф…т…гр…фическая точ…ность, во(с,з)пр…изводить, зн…комые, с…д…ржат…льный, к…лос…я, (под)свеж…м ветром, ув…дить (в)даль, в…личие, из…бр…жать, ве…т ветер, пот…йные уголки, вид…м на картин…, оз…рить, выр…сти, выр…сли, р...сток.

8. Пунктуационная разминка

1) Я иду берегом и сквозь ветки и корни елей появляется передо мной ручей.

2) Водная дрожь от солнца бросает тень на ствол ёлки на травы и в дрожи этой возникает звук журчит вода.

3) Весь проход ручья через лес это путь длительной борьбы.

4) На мелком месте на пути ручья образуются преграды но вода собирается в струйки будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

5) Ручей выбежал из глухого леса на полянку и в теплых лучах солнца разлился широким лесом. Многое можно увидеть и услышать в лесу.

Подготовка к написанию сочинения

Портрет дерева (сообщение учащегося)

План сочинения.

1) Какое время года и дня изображено художником?

2) Прослушивание музыкальной композиции и воспроизведение картины природы («Утро» Э.Грига). Ученица на фоне музыки читает текст.

Раннее летнее утро. Я нахожусь на поляне. Вокруг спящий лес. Окружающая природа замерла в ожидании чуда. Вот первые лучики восходящего солнца позолотили верхушки стройных сосен.

Прослушайте композицию Э.Грига «Утро» и продолжите описание пробуждающегося леса.

Составление плана к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Раннее летнее утро.

Вековые сосны и молодая поросль.

Сломанная бурей сосна.

Забавные медвежата.

Заботливая строгая мать – медведица.

Моё отношение к картине.

Работа над изобразительными средствами языка:

Своё сочинение-описание вы будете писать в художественном стиле. Какую цель вы поставите перед собой?

Какие художественно-выразительные средства вы будете использовать?

Эпитеты – художественные определения.

Родничок – веселый, молодой, быстрый.

Лес – могучий, темный, задумчивый, светлый, добрый.

Олицетворения: - сосны задумались, замерли.

- родничок бормочет, булькает, залепетал, смеется

- солнце выглянуло из-за туч, улыбнулось, засмеялось, согрело кустики

- дождик лопочет, смеется, трогает своей мягкой лапкой листочки.

Прослушивание текста изложения. Пересказ текста.

Написание изложения с элементами сочинения.

Пишем сочинение

1. Какое время года и дня изображено художником?

2. Представим себе, что мы «вошли» в картину художника. Что увидели, услышали, почувствовали бы мы, находясь в лесу?

3. Какое настроение вызывает вас картина природы? Какие эпитеты можно использовать в сочинение?

4. Какие метафоры и олицетворения можно использовать в сочинении?

Лес (темный, могучий, задумчивый).

Деревья (нахмурились, зашептали).

Родничок (заговорил, залепетал, забормотал).

Солнце (выглянуло из-за тучи, засмеялось, улыбнулось, коснулось лучами верхушек деревьев, согрело кустики, и они распрямились).

5.Чем вы предполагаете закончить эту работу?


Итог урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

Автор: Толмачева Гелена Николаевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Изложение с элементами сочинения. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(43) "izlozhieniieseliemientamisochinieniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "326313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463139940"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Изложение. Подготовка к изложению"
    ["seo_title"] => string(39) "izlozhieniie-podghotovka-k-izlozhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "284058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453912808"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Продуктивная деятельность учащихся   при работе над изложением в старших классах. "
    ["seo_title"] => string(94) "produktivnaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-pri-rabotie-nad-izlozhieniiem-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "225451"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439658357"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Программа и тематическое планирование по русскому языку для 9 класса по учебнику Тростенцовой Л.А. "
    ["seo_title"] => string(109) "proghramma-i-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-uchiebniku-trostientsovoi-l-a"
    ["file_id"] => string(6) "108285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403639279"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок развития речи. Изложение. "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-razvitiia-riechi-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "155176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421249720"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства