kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит отрывок художественного текста для лексического анализа, терминологию ( художественного- изобразительные средства языка).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА  АНАЛИЗ ТЕКСТА (И.А.Гончаров «Обломов» 9 гл.)   К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся... В.Г.Белинский.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА АНАЛИЗ ТЕКСТА (И.А.Гончаров «Обломов» 9 гл.)

К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся... В.Г.Белинский.

(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?  (3)Что за чудный край!
  • (1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? (3)Что за чудный край!

(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним! (8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

(14)Нет, бог с ним, с морем!..

(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

И. А. Гончаров

Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять: это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя. По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена». Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа.
  • Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять: это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя.
  • По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена».
  • Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа.
План лексического анализа текста

План лексического анализа текста

  • 1. Определить стиль текста.
  • Стили:  художественный; публицистический; официально-деловой;
  • разговорный; научный.
  • 2. Определите тему и основную идею .
  • 3. Выделить ключевые слова.
  • Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.
  • 4. Выделить лексически окрашенные слова:
  • для художественного текста – метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
  • 5. Выделить стилистические фигуры . К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.
  • 6. Найти синонимы, антонимы, омонимы , используемые в тексте, объяснить их роль.
  • 7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы , заимствованные слова . Используя словарь, объяснить их лексическое значение.
Три основные части: 1-4 предложения. Чудный уголок, 5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть), 18 предложение. Мирный уголок.  Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.  Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы. Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.

Три основные части:

  • 1-4 предложения. Чудный уголок,
  • 5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
  • 18 предложение. Мирный уголок.

Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы. Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.

  • Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.
Термины Лексический  повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические  повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15)

Термины

Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту

В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15)

Термины Перифра́з , также перифра́за — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» и т. п. !!! Необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, широкая картина  Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

Термины

  • Перифра́з , также перифра́за — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» и т. п.

!!! Необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, широкая картина

Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

Термины

Термины

  • Аллитера́ция (от лат. ad — к, при + лат. lit(t)era — буква) — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
  • Синонимыслова , объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление. Контекстные — или контекстуальныесинонимы обладают особыми признаками. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами
Термины

Термины

  • Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Не имея в теории литературы определённого положения, название « эпитет » прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
  • Сравне́ние процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух более) объектов, выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»), утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление.
  • Олицетворениетроп , приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Термины

Термины

  • Градация . (лат. gradatio — постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
Л. Булаховский:

Л. Булаховский: "Язык романа прост без опрощенности и сниженности, полон и красив без погони за украшенностью, точен в передаче авторской мысли”

Творческое задание : Мое впечатление от начала главы "Сон Обломова”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.

Автор: Шеина Елена Владимировна

Дата: 06.12.2021

Номер свидетельства: 593668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства