Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.»
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Лексический анализ текста. Задание 1, 24,26.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА АНАЛИЗ ТЕКСТА (И.А.Гончаров «Обломов» 9 гл.)
К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся... В.Г.Белинский.
(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?(3)Что за чудный край!
(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, например? (7)Бог с ним!(8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать.(9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса.(11) Птицы не щебечут вокруг, только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
(14)Нет, бог с ним, с морем!..
(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…(17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
И. А. Гончаров
Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе помогает понять: это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное воздействие на читателя, слушателя.
По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «великолепный эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена».
Одна из задач урока – исследовав текст, понять, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – способствуют созданию художественного образа.
Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.
4. Выделить лексически окрашенные слова:
для художественного текста – метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
5. Выделить стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.
6. Найти синонимы, антонимы, омонимы , используемые в тексте, объяснить их роль.
7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы,фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объяснить их лексическое значение.
Три основные части:
1-4 предложения. Чудный уголок,
5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
18 предложение. Мирный уголок.
Начало и конец отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнута благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, ощущающий свою ничтожность, беспомощность перед лицом дикой природы. Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.
Одновременно автор подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающее нечто необычное, исключительное, далекое от обыденной жизни.
Термины
Лексическийповтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексическиеповторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту
В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15)
Термины
Перифра́з , также перифра́за — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» и т. п.
Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.
Термины
Аллитера́ция (от лат. ad — к, при + лат. lit(t)era — буква) — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Синонимы — слова , объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление. Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами
Термины
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Не имея в теории литературы определённого положения, название « эпитет » прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Сравне́ние—процессколичественногоиликачественногосопоставленияразныхсвойств(сходств, отличий, преимуществинедостатков)двух(иболее) объектов, выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»), утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление.
Олицетворение — троп , приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Термины
Градация . (лат. gradatio — постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
Л. Булаховский: "Язык романа прост без опрощенности и сниженности, полон и красив без погони за украшенностью, точен в передаче авторской мысли”
Творческое задание : Мое впечатление от начала главы "Сон Обломова”