kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание опыта работы "Основные формы и методы объяснения на уроках словесности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информирую коллег об эффективных формах и методах при объяснении нового материала на уроках словесности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы "Основные формы и методы объяснения на уроках словесности"»

Описание опыта  педагогической деятельности

Описание опыта педагогической деятельности "Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СШ №47 г. Макеевки» Макотченко Светлана Борисовна

Если ученик не научится в школе сам ничего творить,  то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,  так как мало таких, которые, научившись копировать,  умели делать самостоятельное приложение этих сведений.    Л.Н.Толстой

Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

Новизна опыта заключается в разработке анализа основных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы, идейно-тематических индивидуальных занятий для учащихся среднего звена. Нужно помнить, что на уроках ведется целенаправленная исследовательская работа, раскрывается интеллектуально-творческий потенциал, повышается коммуникативная компетенция обучающихся, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.  Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.

Новизна опыта

заключается в разработке анализа основных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы, идейно-тематических индивидуальных занятий для учащихся среднего звена. Нужно помнить, что на уроках ведется целенаправленная исследовательская работа, раскрывается интеллектуально-творческий потенциал, повышается коммуникативная компетенция обучающихся, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.

Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.

Актуальность работы :      Перспективы развития школьных уроков русского языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.  Я считаю данную работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике языка и литературы, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки.   Сейчас ДНР нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни.

Актуальность работы : Перспективы развития школьных уроков русского языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Я считаю данную работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике языка и литературы, пытаюсь проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки. Сейчас ДНР нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни.

Задачи данного опыта:   Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.  Используя традиционные и нетрадиционные формы и методы:  • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;  • стимулировать процессы переключения, поисковой активности;  • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;  • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Задачи данного опыта: Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей. Используя традиционные и нетрадиционные формы и методы: • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; • стимулировать процессы переключения, поисковой активности; • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Методы обучения, которые я использую на уроках:

Методы обучения, которые я использую на уроках:

  • Исследовательский метод  – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.
  • Лекционный метод  – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
  • Объяснительно – иллюстративный метод  предполагает осознанное усвоение знаний.
  • Проблемный метод  – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации.
  • Частично-поисковый метод обучения  – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности.
Приемы обучения:

Приемы обучения:

  • Прием «Лови ошибку;
  • Прием «Вопрос к тексту»;
  • Прием «Пресс – конференция»
Средства обучения, которые используются мною при объяснении нового материала:

Средства обучения,

которые используются мною при объяснении

нового материала:

  • Учебники;
  • Учебные пособия;
  • Сборники дидактических материалов;
  • Словари;
  • Карточки;
  • Таблицы;
  • Видеофильмы;
  • Презентации.
Консультации бывают:  а) по деятельности: тематические (по основным темам) текущие (индивидуально) обучающие (тест, работа с текстом) б) по форме: групповые индивидуальные смешанные (индивидуально-групповые) в) по организационным признакам:

Консультации бывают:

а) по деятельности:

  • тематические (по основным темам)
  • текущие (индивидуально)
  • обучающие (тест, работа с текстом)

б) по форме:

  • групповые
  • индивидуальные
  • смешанные (индивидуально-групповые)

в) по организационным признакам:

  • вводные
  • вводно-обобщающие
  • повторительно-обобщающие
  • инструктивные
Этапы усвоения знаний: 1) Мотивационный: внешний внутренний (познавательный интерес к предмету) 2) Ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в неё знаниями. 3) Практические действия (конспект, беседа). 4) Выполнение внешнеречевых действий (работа в парах, группах). 5) Индивидуальная работа (знания аккумулируются в уме).

Этапы усвоения знаний:

1) Мотивационный:

  • внешний
  • внутренний (познавательный интерес к предмету)

2) Ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в неё знаниями.

3) Практические действия (конспект, беседа).

4) Выполнение внешнеречевых действий (работа в парах, группах).

5) Индивидуальная работа (знания аккумулируются в уме).

Задачи моих уроков:  1) Оперативно выявлять педагогическую запущенность каждого ученика. 2) Снимать психологические барьеры в отношениях с учёбой, школой, учителями и учениками. 3) Обеспечивать начальный успех в полузабытых видах деятельности. 4) Стимулировать учебную мотивацию. 5) Помогать самоутвердиться и повысить самооценку личности. 6) Корректировать навыки обучения. 7) Формировать коллектив. 8) Выявлять и реализовывать зону ближайшего развития.

Задачи моих уроков:

1) Оперативно выявлять педагогическую запущенность каждого ученика.

2) Снимать психологические барьеры в отношениях с учёбой, школой, учителями и учениками.

3) Обеспечивать начальный успех в полузабытых видах деятельности.

4) Стимулировать учебную мотивацию.

5) Помогать самоутвердиться и повысить самооценку личности.

6) Корректировать навыки обучения.

7) Формировать коллектив.

8) Выявлять и реализовывать зону ближайшего развития.

Заключение.  Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.  Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.  Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.  На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.

Заключение.

Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.

Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения. Главным принципом планирования уроков считаю соответствие учебного материала этапам урока.

Каждый урок, проведенный мной, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре.

На следующий год планирую работу по теме самообразования “Закрепление знаний, умений, навыков”.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Описание опыта работы "Основные формы и методы объяснения на уроках словесности"

Автор: Макотченко Светлана Борисовна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "методическая разработка урока по познанию мира "Времена года" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "110766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406566584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Формализация и моделирование. "
    ["seo_title"] => string(32) "formalizatsiia-i-modielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "189674"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427008253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Качественные вопросы по теме Инерция. Приложение. "
    ["seo_title"] => string(59) "kachiestviennyie-voprosy-po-tiemie-iniertsiia-prilozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "231035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442339564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства