Пояснительная записка к уроку
Преподаватель: Володина Светлана Ивановна, учитель начальных классов
Предмет: Познание мира
Тема: Времена года.
Цели и задачи:
1. Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течение года. Сформировать представления о причинах смены времен года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
Тип урока: урок – путешествие с элементом исследования.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме "Времена года", компьютер, репродукция картины С.Ю. Жуковского " Зима".
Дети работают в группах, эмблемы - символизирующие "Времена года", «лучики» с названием месяцев, чудо – дерево, карточки для каждой группы, план рассказа, конспект урока познание мира.
Педагогические технологии: развивающее обучение, совершенствование общеучебных умений, технология развития критического мышления через чтение и письмо,
Формы и методы: словесный, наглядный, поисковый, исследование, практический.
Образовательное учреждение: ГУ «Новосельская средняя школа»
Уровень образования школьников – 1 класс.
- 35 мин.
Предназначение – для групповой и фронтальной работы.
Авторские комментарии:
В.А.Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы и человека, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота природы. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги ».
Разрабатывая вводный урок по теме «Времена года», я ставила перед собой цель - показать мир природы во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Урок сопровождается слайдами презентации. Урок построен в форме урока-путешествия с элементами исследования.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадку (на доске появляется «чудо – дерево» символизирующее времена года). Учащиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний.
Просмотр видеозаписи мультфильма «Черепаха». В результате просмотра учащиеся в доступной форме знакомятся с последовательностью смены времен года, изменениями в природе. На протяжении всего мультфильма звучит музыкальное сопровождение из цикла «Времена года» А. Вивальди, что усиливает зрительное и эмоциональное восприятие материала.
На основном этапе - этапе изучения нового материала – использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды. Инсценирование отрывка сказки-Н. Сладкова «Почему год круглый », а также проведение опыта, способствовали формированию ответа на поставленный вопрос: отчего происходит смена времен года?
Этап первичной проверки усвоения знаний.
Работа в группах: Расскажите о своем времени года по плану, который приготовил для вас Лесовичок. Выступления спикеров сопровождаются чтением отрывков из стихотворений, рассматриванием картин.
Игра «Угадай» О каком времени года говорится в этих описаниях? (на выбор вытягивают текст), игра на внимание «Найди ошибку», что способствовало закреплению знаний и их систематизации.
Завершающий этап: оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся. Рефлексия.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.