kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формализация и моделирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Формализация и моделирование.

Цели урока:

  • познакомить с основными типами информационных моделей;
  • рассмотреть различные варианты использования таблиц для представления информации;
  • Образовательная:
  • сформировать понятие модели, формализации, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства.
  • Развивающая:
  •  способствовать развитию исследовательской компетентности учащихся при формализации модели, логического мышления, расширение кругозора,
  • Воспитательная:
  •  способствовать формированию познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Изучаемые вопросы:

  • моделирование как метод познания;
  • формализация;
  • информационное моделирование;
  • классификация информационных моделей;
  • примеры практических заданий;
  • проверка знаний (тест).Моделирование и формализация тест на20.03.docx

Тип урока: урок изучения нового материала, самостоятельной деятельности

Программное обеспечение урока:

  • Microsoft PowerPoint;

Раздаточный материал: тест по изучаемой теме.

Наглядное пособие: презентация «Моделирование и формализация», подготовленная в PowerPoint

План урока.

  1. Постановка цели урока.                           (2 мин)
  2. Работа с презентацией                             (18 мин)
  3. Физ. Минутка                                              (2 мин)
  4. Работа с учебником                                    (5 мин)
  5. Закрепление (тест).                                    (10 мин)
  6. Самопроверка                                              (2 мин)
  7. Домашнее задание.                                   (3 мин)
  8. Подведение итогов урока.                       (3 мин)

Ход урока

Учитель.

Открыли тетради и записали тему урока. Сегодня на уроке вы будете изучать новую тему, работая с презентацией. У каждого из вас имеется карточка с планом вашей работы на уроке и вопросы, которые вы должны изучить. Итогом вашей работы будет полученная оценка после прохождения теста.

Объяснение нового материала. 

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).

Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания, Для того чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движения крови. Это модель функционирования системы кровообращения.

Как вы думаете, что такое модель? (учащиеся приводят свои примеры). В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.

Вопрос: для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?

Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.

Почему не использовать сам оригинал?

1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности

  • Теория вымирания динозавров.

2. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказываются от менее существенных.

3. Объект очень велик, очень мал

  • Глобус, модель Солнечной системы, модель атома

4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно

  • Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель

5. Исследование объекта может привести к разрушению

  • Модель самолета, автомобиля
  •  

Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью

Человек: (реальный объект – оригинал)

Модели:

  • Кукла
  • Манекен
  • Скелет
  • Скульптура

Признаки классификации моделей.

1. По области использования;

  • Учебные
  • Опытные
  • Научно-технические
  • Игровые
  • Имитационные

2. С учетом временного фактора;

  • Статические (описывают состояние системы в момент времени)
  • Динамические (описывают процессы изменения и развития систем)

3. По способу представления моделей.

  • Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты)
  • Информационные (Строятся на информации)
  •  

Информационная модель - описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорным или формальном).

Формы представления информационных моделей:

  1. Словесные модели (устные и письменные описания, с использованием иллюстраций)
  2. Математические модели (формулы, отражающие связь различных параметров объектов и процессов)
  3. Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции)
  4. Структурные модели (схемы, графики, таблицы)
  5. Логические модели (выбор действий на основе умозаключений и анализе условий)
  6. Специальные модели (ноты, химические формулы)

Процесс описания объекта с помощью языков называется Формализацией.

Формализация – замена реального объекта его информационной моделью.

По истечению времени работы с презентацией, учащиеся отвечают на вопросы и так далее по плану. В конце работы  учащимся будет предложено проверить свои знания (тест).

Дать указание учащимся - после работы за компьютером не забывать делать упражнения для глаз.

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Какая модель стр. 146  рис 59, стр.148 рис 5.11?

Задание 2. Ниже приведены некоторые виды моделей, с которыми человеку нередко приходится иметь дело. Укажите у каждой модели к какому виду она относится.

  1. План местности
  2. Формула химического вещества
  3. Литературная повесть
  4. Формула равноускоренного движения
  5. Классный журнал
  6. Модель двигателя внутреннего сгорания
  7. Электрическая схема
  8. Второй закон Ньютона

Задание 3. Заполните таблицу:

Дата

 начала ВОВ

Между

какими странами

Союзники

Потери

Дата окончания войны

Задание № 4

Вставьте пропущенные слова, выбрав их из ниже предложенного списка.

  1. Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …
  2. Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.
  3. В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.
  4. Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …
  5. Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.
  6. Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.
  7. Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.
  8. Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.
  9. муляж
  10. макет
  11. таблица
  12. химической формулой
  13. словесному описанию
  14. схему
  15. чертеж
  16. план действий

 

Рефлексия

Контрольные вопросы:

  1. Что такое модель?
  2. Что такое моделирование?
  3. По каким признакам можно классифицировать модели?
  4. Приведите примеры учебных моделей.
  5. Что такое материальные модели?
  6. Что такое информационная модель?
  7. Что осталось еще не понятым?
  8. Какие задание вызвали трудности?
  9. Какие задания показались легкими?

При подведении итогов попросить учащихся встать, кто получил оценку «5», «4», «3».

Какие возникли вопросы?

Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал (конспект), §5.2.1, 5.2.2, вопросы и задания стр. 144-146.

Вопросы для изучения темы «Моделирование и формализация».

  1. Что такое модель, моделирование? Примеры.
  2. Информационное моделирование:
    • типы информационных моделей процессов и объектов
      • графические модели (граф, вершины, отношения. виды),
      • табличные информационные модели («объект-свойство»,
        «объект-объект», «двоичная матрица»),
      • иерархические информационные модели,
  3. Классификация моделей:
  • по способу представления,
  • с учетом фактора времени,
  • по области знаний
  1. Формализация.
  2. Примеры моделей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формализация и моделирование. »

Тема: Формализация и моделирование.

Цели урока:

  • познакомить с основными типами информационных моделей;

  • рассмотреть различные варианты использования таблиц для представления информации;

  • Образовательная:

  • сформировать понятие модели, формализации, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства.

  • Развивающая:

  • способствовать развитию исследовательской компетентности учащихся при формализации модели, логического мышления, расширение кругозора,

  • Воспитательная:

  • способствовать формированию познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Изучаемые вопросы:

  • моделирование как метод познания;

  • формализация;

  • информационное моделирование;

  • классификация информационных моделей;

  • примеры практических заданий;

  • проверка знаний (тест).Моделирование и формализация тест на20.03.docx


Тип урока: урок изучения нового материала, самостоятельной деятельности

Программное обеспечение урока:

  • Microsoft PowerPoint;

Раздаточный материал: тест по изучаемой теме.

Наглядное пособие: презентация «Моделирование и формализация», подготовленная в PowerPoint

План урока.
  1. Постановка цели урока. (2 мин)

  2. Работа с презентацией (18 мин)

  3. Физ. Минутка (2 мин)

  4. Работа с учебником (5 мин)

  5. Закрепление (тест). (10 мин)

  6. Самопроверка (2 мин)

  7. Домашнее задание. (3 мин)

  8. Подведение итогов урока. (3 мин)

Ход урока

Учитель.

Открыли тетради и записали тему урока. Сегодня на уроке вы будете изучать новую тему, работая с презентацией. У каждого из вас имеется карточка с планом вашей работы на уроке и вопросы, которые вы должны изучить. Итогом вашей работы будет полученная оценка после прохождения теста.

Объяснение нового материала. 

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).

Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания, Для того чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движения крови. Это модель функционирования системы кровообращения.

Как вы думаете, что такое модель? (учащиеся приводят свои примеры). В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.

Вопрос: для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?

Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.

Почему не использовать сам оригинал?

1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности

  • Теория вымирания динозавров.

2. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказываются от менее существенных.

3. Объект очень велик, очень мал

  • Глобус, модель Солнечной системы, модель атома

4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно

  • Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель

5. Исследование объекта может привести к разрушению

  • Модель самолета, автомобиля

Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.


Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса


Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью


Человек: (реальный объект – оригинал)

Модели:

  • Кукла

  • Манекен

  • Скелет

  • Скульптура

Признаки классификации моделей.

1. По области использования;

  • Учебные

  • Опытные

  • Научно-технические

  • Игровые

  • Имитационные

2. С учетом временного фактора;

  • Статические (описывают состояние системы в момент времени)

  • Динамические (описывают процессы изменения и развития систем)

3. По способу представления моделей.

  • Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты)

  • Информационные (Строятся на информации)

Информационная модель - описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорным или формальном).


Формы представления информационных моделей:

  1. Словесные модели (устные и письменные описания, с использованием иллюстраций)

  2. Математические модели (формулы, отражающие связь различных параметров объектов и процессов)

  3. Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции)

  4. Структурные модели (схемы, графики, таблицы)

  5. Логические модели (выбор действий на основе умозаключений и анализе условий)

  6. Специальные модели (ноты, химические формулы)

Процесс описания объекта с помощью языков называется Формализацией.


Формализация – замена реального объекта его информационной моделью.


По истечению времени работы с презентацией, учащиеся отвечают на вопросы и так далее по плану. В конце работы учащимся будет предложено проверить свои знания (тест).

Дать указание учащимся - после работы за компьютером не забывать делать упражнения для глаз.

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Какая модель стр. 146 рис 59, стр.148 рис 5.11?

Задание 2. Ниже приведены некоторые виды моделей, с которыми человеку нередко приходится иметь дело. Укажите у каждой модели к какому виду она относится.

  1. План местности

  2. Формула химического вещества

  3. Литературная повесть

  4. Формула равноускоренного движения

  5. Классный журнал

  6. Модель двигателя внутреннего сгорания

  7. Электрическая схема

  8. Второй закон Ньютона

Задание 3. Заполните таблицу:


Дата

начала ВОВ

Между

какими странами

Союзники

Потери

Дата окончания войны


 


 

 







Задание № 4

Вставьте пропущенные слова, выбрав их из ниже предложенного списка.

  1. Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …

  2. Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.

  3. В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.

  4. Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …

  5. Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.

  6. Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.

  7. Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.

  8. Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.

  • муляж

  • макет

  • таблица

  • химической формулой

  • словесному описанию

  • схему

  • чертеж

  • план действий



Рефлексия

Контрольные вопросы:

  1. Что такое модель?

  2. Что такое моделирование?

  3. По каким признакам можно классифицировать модели?

  4. Приведите примеры учебных моделей.

  5. Что такое материальные модели?

  6. Что такое информационная модель?

  7. Что осталось еще не понятым?

  8. Какие задание вызвали трудности?

  9. Какие задания показались легкими?


При подведении итогов попросить учащихся встать, кто получил оценку «5», «4», «3».

Какие возникли вопросы?

Домашнее задание.
  1. Выучить теоретический материал (конспект), §5.2.1, 5.2.2, вопросы и задания стр. 144-146.

Вопросы для изучения темы «Моделирование и формализация».


  1. Что такое модель, моделирование? Примеры.

  2. Информационное моделирование:

    • типы информационных моделей процессов и объектов

      • графические модели (граф, вершины, отношения. виды),

      • табличные информационные модели («объект-свойство»,
        «объект-объект», «двоичная матрица»),

      • иерархические информационные модели,

  3. Классификация моделей:

  • по способу представления,

  • с учетом фактора времени,

  • по области знаний

  1. Формализация.

  2. Примеры моделей.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формализация и моделирование.

Автор: Александров Борис Равилевич

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Моделирование,формализация,визуализация "
    ["seo_title"] => string(45) "modielirovaniie-formalizatsiia-vizualizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101006"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402402990"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тест на тему: Основные этапы моделирования "
    ["seo_title"] => string(46) "tiest-na-tiemu-osnovnyie-etapy-modielirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "108642"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403790262"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по информатики "Информационное моделирование" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-informatiki-informatsionnoie-modielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "114297"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411406158"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК   информатика и ИКТ, история  «Моделирование как метод познания.  Информационные модели на графах» "
    ["seo_title"] => string(122) "intiegrirovannyi-urok-informatika-i-ikt-istoriia-modielirovaniie-kak-mietod-poznaniia-informatsionnyie-modieli-na-ghrafakh"
    ["file_id"] => string(6) "183762"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425923384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Моделирование и формализация информационных моделей"
    ["seo_title"] => string(59) "modielirovaniie-i-formalizatsiia-informatsionnykh-modieliei"
    ["file_id"] => string(6) "250085"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447012638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства