kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Односоставные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка обобщает материал по теме: "Односоставные предложения". В презентации предложены теоретические сведения и практические задания по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»

«Односоставные предложения» Заболотских Елена Вячеславовна Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №87

«Односоставные предложения»

Заболотских Елена Вячеславовна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №87

Цель: систематизация знаний по теме

Цель: систематизация знаний по теме "Односоставное предложение"

Умения:

  • различать односоставные и двусоставные предложения
  • различать односоставные предложения по значению и структуре
  • находить односоставные предложения в сложных
Предложения по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные двусоставные Есть подлежащее и сказуемое Ночь нежна. Может быть неполное (подлежащее легко восстанавливается) Он не знает, когда (он) вернется.   Подлежащее: кто? что?- И.п. (что? -подставь: весна, лиса) Не путать с В.п. (неодушевленное)- дополнение  (что? - подставь: весну, лису)

Предложения по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные

двусоставные

Есть подлежащее и сказуемое

Ночь нежна.

Может быть неполное

(подлежащее легко восстанавливается)

Он не знает, когда (он) вернется.

 

Подлежащее: кто? что?- И.п.

(что? -подставь: весна, лиса)

Не путать с В.п. (неодушевленное)- дополнение

(что? - подставь: весну, лису)

Односоставные предложения - это предложения, в которых только один главный член: подлежащее или сказуемое. ( Похолодало. Тишина. Спешу домой. )

Односоставные предложения - это предложения, в которых только один главный член: подлежащее или сказуемое.

( Похолодало. Тишина. Спешу домой. )

Виды  односоставных предложений   1. с главным членом подлежащим:  назывные 2. с главным членом сказуемым:

Виды односоставных предложений

1. с главным членом подлежащим:

назывные

2. с главным членом сказуемым:

  • определенно-личные
  • неопределённо-личные
  • безличные
Назывное    односоставное предложение, в котором есть только подлежащее Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Назывное

односоставное предложение, в котором есть только подлежащее

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Односоставные  с главным членом сказуемым

Односоставные с главным членом сказуемым

  • определенно-личное
  • неопределенно-личное
  • безличное
Определенно-личные  Глагол в 1 и 2 лице ед. и мн. ч. -Я (-у/-ю) -Ты (-ешь/-ишь) -Мы -(ем/-им) -Вы (-ете/-ите/-те)   Любл ю (=я) грозу в начале мая. Уходи м (=мы) завтра в горы. Сказуемое может быть только в форме настоящего и прошедшего времени

Определенно-личные

Глагол в 1 и 2 лице ед. и мн. ч.

-Я (-у/-ю)

-Ты (-ешь/-ишь)

-Мы -(ем/-им)

-Вы (-ете/-ите/-те)

 

Любл ю (=я) грозу в начале мая.

Уходи м (=мы) завтра в горы.

Сказуемое может быть только в форме

настоящего и прошедшего времени

Неопределенно-личные Глагол в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени  (-ут/- ют/-ат/-ят)  Постро ят (=они) дом.    или множественного числа прошедшего времени (-ли)  Построи ли (=они) дом.   Не путать с двусоставным: Писатели пишут. (есть подлежащее)

Неопределенно-личные

Глагол в форме 3 лица множественного числа

настоящего или будущего времени

(-ут/- ют/-ат/-ят)

Постро ят (=они) дом.

 

или множественного числа прошедшего времени

(-ли)

Построи ли (=они) дом.

 

Не путать с двусоставным:

Писатели пишут.

(есть подлежащее)

Безличные Формы сказуемого 1. -ет/-ит (-ся, -сь) Темне ет . Мерещ ит ся. 2. -О/ -НО/-ЛО В комнате чис то . Теп ло . Тем но . Подморозило. (безличные глаголы, личные глаголы в безличной форме, категория состояния) 3. -ТЬ/-ТИ/-ЧЬ (глаголы в неопределенной форме) Надо сдела ть задание. 4. слово-предложение НЕТ Нет правды на земле, но нет и правды выше 5...Ни...(+ сущ. в Р.п.) В городе ночью ни души.

Безличные

Формы сказуемого

1. -ет/-ит (-ся, -сь)

Темне ет . Мерещ ит ся.

2. -О/ -НО/-ЛО

В комнате чис то . Теп ло . Тем но . Подморозило.

(безличные глаголы, личные глаголы в безличной форме, категория состояния)

3. -ТЬ/-ТИ/-ЧЬ

(глаголы в неопределенной форме)

Надо сдела ть задание.

4. слово-предложение НЕТ

Нет правды на земле, но нет и правды выше

5...Ни...(+ сущ. в Р.п.)

В городе ночью ни души.

Алгоритм выполнения задания (начать работу с поиска подлежащего в каждом предложении)

Алгоритм выполнения задания

(начать работу с поиска подлежащего в каждом предложении)

  • внимательно прочитать задание, определить, что искать, в каких предложениях ( выделить ограничители)
  • обратить внимание, простое или часть сложного необходимо найти, сколько предложений должно быть (одно-несколько)
  • найти глаголы с нужным по заданию окончанием, проанализировать, в каком предложении они находятся
  • исключить предложения, противоречащие заданию(если задано найти простое, то вычеркни сложные, и наоборот)
  • найти правильный ответ
Запомнить 1. О предложениях с однородными сказуемыми (концовки слов, формы вопросов должны быть одинаковые вопрос ставим одинаковый ко всем однородным от одного слова): Детвора бега ет , прыга ет . (однородные сказуемые) Света ет , теп ло . ( бессоюзное сложное предложение, оба простых - односоставны, безличные) 2. В составном глагольном или именном сказуемом смотрим на форму вспомогательного глагола и глагола - связки. 3. Неопределенной формой глагола может быть выражено подлежащее Сейчас, когда подумать стало труднее...

Запомнить

1. О предложениях с однородными сказуемыми

(концовки слов, формы вопросов должны быть одинаковые

вопрос ставим одинаковый ко всем однородным от одного слова):

Детвора бега ет , прыга ет . (однородные сказуемые)

Света ет , теп ло . ( бессоюзное сложное предложение, оба простых - односоставны, безличные)

2. В составном глагольном или именном сказуемом смотрим на форму вспомогательного глагола и глагола - связки.

3. Неопределенной формой глагола может быть выражено подлежащее

Сейчас, когда подумать стало труднее...

Практикум  1. Какие предложения не являются односоставными? а) Тихо и сонно в деревне. б) За окном виднелось уже вспаханное поле. в) Свод неба был тих и чист. г) Дело словом не заменишь. д)Темнело в это время рано. е) Горы продолжают нас восхищать. ж) Мне не хотелось возвращаться.   2. В каком предложении нет подлежащего а) Поздняя осень. б) Тихо в деревне. в) Здесь очень хорошо. г) Пчелиный рой дымом не приманишь. д) Его проблему никто не решит. е) Век живи, век учись.

Практикум

1. Какие предложения не являются односоставными?

а) Тихо и сонно в деревне.

б) За окном виднелось уже вспаханное поле.

в) Свод неба был тих и чист.

г) Дело словом не заменишь.

д)Темнело в это время рано.

е) Горы продолжают нас восхищать.

ж) Мне не хотелось возвращаться.

2. В каком предложении нет подлежащего

а) Поздняя осень.

б) Тихо в деревне.

в) Здесь очень хорошо.

г) Пчелиный рой дымом не приманишь.

д) Его проблему никто не решит.

е) Век живи, век учись.

1. Установить соответствия а) В лесах было холодно. 1. назывные б) Теплая южная ночь. 2. определенно-личные в) С нетерпением ждем вашего решения. 3. безличные г) В городе построили новый стадион. 4. неопределенно-личные д) Самолет сильно тряхнуло. е) Никому не хотелось двигаться. ж) Мне удалось с ним поговорить. 2. Установить соответствия а) глагол в форме 1-2 лица ед.и мн. числа 1. определенно-личные б) безличный глагол 2. неопределенно-личные в) глагол в форме 3 лица мн.ч. наст. и буд. времени 3. безличные г) глагол в форме мн.ч. прош. Времени 4. назывные д) неопределенная форма глагола е) существительное в им. падеже ж) личный глагол в безличной форме

1. Установить соответствия

а) В лесах было холодно. 1. назывные

б) Теплая южная ночь. 2. определенно-личные

в) С нетерпением ждем вашего решения. 3. безличные

г) В городе построили новый стадион. 4. неопределенно-личные

д) Самолет сильно тряхнуло.

е) Никому не хотелось двигаться.

ж) Мне удалось с ним поговорить.

2. Установить соответствия

а) глагол в форме 1-2 лица ед.и мн. числа 1. определенно-личные

б) безличный глагол 2. неопределенно-личные

в) глагол в форме 3 лица мн.ч. наст. и буд. времени 3. безличные

г) глагол в форме мн.ч. прош. Времени 4. назывные

д) неопределенная форма глагола

е) существительное в им. падеже

ж) личный глагол в безличной форме

1. Найти неопределенно-личные предложения а) От листьев пахло осенью. б) Хотелось бы с вами поговорить в) Меня об этом попросили г) Не забуду этой встречи д) Мне нельзя ошибиться е) Клюкву собирают поздней осенью 2) Укажи определенно-личные предложения а) С удовольствием перечитываем ваш роман. б) Дни поздней осени бранят обыкновенно. в) Люблю смотреть на падающий снег. г) Чудесная прогулка. д) Его подробно расспрашивали о поездке. е) Радость горю не попутчик.

1. Найти неопределенно-личные предложения

а) От листьев пахло осенью.

б) Хотелось бы с вами поговорить

в) Меня об этом попросили

г) Не забуду этой встречи

д) Мне нельзя ошибиться

е) Клюкву собирают поздней осенью

2) Укажи определенно-личные предложения

а) С удовольствием перечитываем ваш роман.

б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

в) Люблю смотреть на падающий снег.

г) Чудесная прогулка.

д) Его подробно расспрашивали о поездке.

е) Радость горю не попутчик.

1) В каких рядах все предложения являются назывными а) Неуютная жидкая лунность и тоска бесконечных равнин. (С.А.Есенин)  Февраль. Достать чернил и плакать! (Б.Пастернак) б) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.Ахматова)  Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К.Бальмонт) в) Вечер. Зеленая детская с низким ее потолком (И.Анненский)  Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек! (А.Блок) г) Вот серый, старый дом. Родные русские равнины.(Н.А.Некрасов) 2) В состав каких сложных предложений входят безличные? (знаки препинания не расставлены) а) Солнце село и мне пора было идти домой. б) Ни ветра на земле ни туч на бледном небе. (М.Ю.Лермонтов) в) Но как бы ни было зима кончилась. ( А.П.Чехов). г) Других никаким горем не проймешь легко сносят и потери и обиды и болезни а я сразу раскисаю. (А.П.Чехов)

1) В каких рядах все предложения являются назывными

а) Неуютная жидкая лунность и тоска бесконечных равнин. (С.А.Есенин)

Февраль. Достать чернил и плакать! (Б.Пастернак)

б) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.Ахматова)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К.Бальмонт)

в) Вечер. Зеленая детская с низким ее потолком (И.Анненский)

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек! (А.Блок)

г) Вот серый, старый дом. Родные русские равнины.(Н.А.Некрасов)

2) В состав каких сложных предложений входят безличные?

(знаки препинания не расставлены)

а) Солнце село и мне пора было идти домой.

б) Ни ветра на земле ни туч на бледном небе. (М.Ю.Лермонтов)

в) Но как бы ни было зима кончилась. ( А.П.Чехов).

г) Других никаким горем не проймешь легко сносят и потери и обиды и болезни а я сразу раскисаю. (А.П.Чехов)

(1)Век девятнадцатый называют веком филологии, и не потому только, что техника тогда не была еще развита, как нынче. (2)На важность филологии для общества смотрели по-иному, и в особенности на её составную часть- науку о родном языке. (3)Видимо хорошо понимали, что изучение языков развивает мышление ещё похлеще математики, учит формам выражения мысли, приобщает к другим национальным культурам.

(4) При изучении родного языка в старой русской гимназии не оставалась в стороне его история, тесно связанная с историей народа и его культуры. (5)Сдается, уже тогда не хуже нас понимали: чтобы осмыслить современное явление, нельзя строить замки на песке, нужно знать, как оно возникло и как развивалось.(6) Это вело к поискам истоков родного языка, следовательно, родной истории и культуры. (7)Алексей Шахматов, еще будучи гимназистом, понял это и написал в одном из писем: "Филология - это наша жизнь"

Задания к тексту

1. Среди предложений 2-го абзаца найти сложное предложение, в состав которого вход ят прост ые безличн ые . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1-го абзаца найдите простое неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 1-го абзаца найти сложные предложен ия , в состав которых входят неопределенно-личные предложения. Напишите номера этих предложений.

Благодарю за внимание! Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №87 Заболотских Елена Вячеславовна E-mail: zabolotskih1966@bk.ru

Благодарю за внимание!

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №87

Заболотских Елена Вячеславовна

E-mail: [email protected]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Односоставные предложения

Автор: Заболотских Елена Вячеславовна

Дата: 10.08.2020

Номер свидетельства: 555531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока  по русскому языку в 8 классе по теме: Повторение  по теме «Односоставные предложения» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "199525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428590307"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "обобщающий урок по теме Односоставные предложения "
    ["seo_title"] => string(63) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415552511"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "обобщение урока по теме "Односоставные предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchieniie-uroka-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419577664"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421257896"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства