kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Образование существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимый материал при изучении существительного в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Образование существительных"»

Образование имён существительных 6 класс

Образование имён существительных

6 класс

Давно живу я в мире этом,  Даю названия предметам.   С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название.

Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.

С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название.

Одна из частей – Имя Существительное  В этой части живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам и явлениям    А другие отвечают только на вопрос …? ( Стол, книга, окно ).  Одни отвечают только на вопрос …? ( Кошка, птичка, человек)

Одна из частей – Имя Существительное В этой части живут удивительные слова. Они дают названия различным предметам и явлениям

А другие отвечают только на вопрос …? ( Стол, книга, окно ).

Одни отвечают только на вопрос …? ( Кошка, птичка, человек)

Но еще существуют явления природы, такие, например, как дождь, снег, град, осень, зима, весна, ночь, утро, туман, гроза, радуга. Они тоже отвечают на вопрос …?

Но еще существуют явления природы, такие, например, как дождь, снег, град, осень, зима, весна, ночь, утро, туман, гроза, радуга. Они тоже отвечают на вопрос …?

Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это сила, бодрость, любовь, доброта, болезнь, красота. Эти слова тоже отвечают на вопрос …?

Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это сила, бодрость, любовь, доброта, болезнь, красота. Эти слова тоже отвечают на вопрос …?

Из истории слов Во многих грамматиках – английской (substantive), французской ( substantif), немецкой (Substantiv), итальянской (sostantivo), датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанция), означающим сущность, существо.

Из истории слов

Во многих грамматиках – английской (substantive),

французской ( substantif), немецкой (Substantiv), итальянской (sostantivo), датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанция), означающим сущность, существо.

а) С помощью суффиксов : Словообразование существительных.      Суффикс Примеры -от -знь Красота, доброта, высота, темнота, слепота; -изн жизнь, боязнь, болезнь; белизна, отчизна, новизна, крутизна, желтизна ; -ени уважение, движение, сочинение ; -ость храбрость, ревность, видимость, растворимость ; -ин -отн тишина, вершина, толщина, глубина; беготня, стукотня, воркотня; -л - р («мертвый», пер. в корень) узел, шило, мыло, жила ; пир, жир, дар; -еньк доченька, дяденька, реченька; -в, -т, -ив («мертвые») пиво, сито, жито, огниво, топливо;

а) С помощью суффиксов :

Словообразование существительных.  

Суффикс

Примеры

-от

-знь

Красота, доброта, высота, темнота, слепота;

-изн

жизнь, боязнь, болезнь;

белизна, отчизна, новизна, крутизна, желтизна ;

-ени

уважение, движение, сочинение ;

-ость

храбрость, ревность, видимость, растворимость ;

-ин

-отн

тишина, вершина, толщина, глубина;

беготня, стукотня, воркотня;

- р («мертвый», пер. в корень)

узел, шило, мыло, жила ;

пир, жир, дар;

-еньк

доченька, дяденька, реченька;

-в, -т, -ив

(«мертвые»)

пиво, сито, жито, огниво, топливо;

-об злоба, худоба, жалоба (непродуктивный суффикс); -б борьба, судьба, просьба, служба, дружба, стрельба; -яг бедняга, бродяга, работяга, трудяга, бедолага; -тель испытатель, хранитель, указатель, писатель; -ак, -як зевака, ломака, кривляка, забияка; -арь пекарь, библиотекарь, аптекарь; -х кроха, блоха, сноха, пройдоха; -ец (муж. р.) кормилец, чтец ; -иц (жен. р.) темница, гостиница, теплица; -ш (жен. р.) кондукторша, докторша, аптекарша; -атор авиатор, оратор, фиксатор;

-об

злоба, худоба, жалоба (непродуктивный суффикс);

борьба, судьба, просьба, служба, дружба, стрельба;

-яг

бедняга, бродяга, работяга, трудяга, бедолага;

-тель

испытатель, хранитель, указатель, писатель;

-ак, -як

зевака, ломака, кривляка, забияка;

-арь

пекарь, библиотекарь, аптекарь;

кроха, блоха, сноха, пройдоха;

-ец (муж. р.)

кормилец, чтец ;

-иц (жен. р.)

темница, гостиница, теплица;

-ш (жен. р.)

кондукторша, докторша, аптекарша;

-атор

авиатор, оратор, фиксатор;

-ент абонент, ассистент; -ант курсант, музыкант, эмигрант; -ация агитация, рекомендация, провокация ; -изм социализм, коммунизм, фашизм; -ер минер, лифтер, боксер ; -фикация электрификация, кинофикация; -чик переплетчик; -ик ключик, шалашик; -ек замочек, платочек, сыночек ; -ник ученик, монтажник, выпускник, дворник. сапожник .

-ент

абонент, ассистент;

-ант

курсант, музыкант, эмигрант;

-ация

агитация, рекомендация, провокация ;

-изм

социализм, коммунизм, фашизм;

-ер

минер, лифтер, боксер ;

-фикация

электрификация, кинофикация;

-чик

переплетчик;

-ик

ключик, шалашик;

-ек

замочек, платочек, сыночек ;

-ник

ученик, монтажник, выпускник, дворник. сапожник .

б) С помощью приставок:   1. Приставки, слитные с корнем: Воз – воздух, возглас; утр – утроба; сн – снедь (еда); по – посол, победа, посланник; об – обед; экс – экспонат.

б) С помощью приставок:

1. Приставки, слитные с корнем:

Воз – воздух, возглас;

утр – утроба;

сн – снедь (еда);

по – посол, победа, посланник;

об – обед;

экс – экспонат.

2. Древние приставки:  Па – пасека, память, патока (слияние с корнем) пасынок, падче-рица, патрубок; пра – пращур, правнук, прародина, праязык, прабабушка; су – сумерки, сумрак, суперечь (песок), суглинок (глина), сутки, сук-ровица, сумятица, сурепица (репа).  

2. Древние приставки:

  • Па – пасека, память, патока (слияние с корнем) пасынок, падче-рица, патрубок;
  • пра – пращур, правнук, прародина, праязык, прабабушка;
  • су – сумерки, сумрак, суперечь (песок), суглинок (глина), сутки, сук-ровица, сумятица, сурепица (репа).

 

в) С помощью приставки и суффикса Под – пис – к – а (клад, маз, нос, сказ, жар); по – ход – к – а (говор, вяз, прав, руб); при – строй – к– а (мерка, прав);  

в) С помощью приставки и суффикса

  • Под – пис – к – а (клад, маз, нос, сказ, жар);
  • по – ход – к – а (говор, вяз, прав, руб);
  • при – строй – к– а (мерка, прав);

 

  • раз – нос – чик (вед, мет, дат).
г) Сложные слова.     1. Волоколамск (1159г.) – волочили суда по реке Ламе; Новгород (1071 г.); Звенигород (1087 г.); Белгород (1155 г.); Ярославль (1071 г.); Холмогоры (1313 г.). 2. Паровозостроение, машиностроение, сельскохозяйственный, мясо-комбинат. 3. Двадцатипятилетний, всемирно-исторический, грязеводолечебница.  

г) Сложные слова.

1. Волоколамск (1159г.) – волочили суда по реке Ламе; Новгород (1071 г.); Звенигород (1087 г.); Белгород (1155 г.); Ярославль (1071 г.); Холмогоры (1313 г.).

2. Паровозостроение, машиностроение, сельскохозяйственный, мясо-комбинат.

3. Двадцатипятилетний, всемирно-исторический, грязеводолечебница.

 

Загадки для работы со словообразовательными моделями   Что же это за девица? Не швея,  не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.  

Загадки для работы со словообразовательными моделями

  • Что же это за девица?
  • Не швея, не мастерица,
  • Ничего сама не шьет,
  • А в иголках круглый год.

 

Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает.
  • Растет в траве Аленка
  • В красной рубашонке.
  • Кто ни пройдет,
  • Всяк поклон отдает.

    Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла – И пропала…  

 

 

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала…

 

Это что за огород? Огород с секретом. Во дворе у нас мороз – В огороде – лето!
  • Это что за огород?
  • Огород с секретом.
  • Во дворе у нас мороз –
  • В огороде – лето!
Зубов много, а ничего не ест.
  • Зубов много, а ничего не ест.

Сверху дыра, А посредине –

Снизу дыра, Огонь да вода .

 

. Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым, Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор.
  • . Он с хвостом резиновым,
  • С желудком парусиновым,
  • Как загудит его мотор,
  • Глотает он и пыль, и сор.

В маленьком оконце Голубое солнце. У окошка я сижу, На весь мир в него гляжу.
  • В маленьком оконце
  • Голубое солнце.
  • У окошка я сижу,
  • На весь мир в него гляжу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Образование существительных"

Автор: Абрамова Раиса Михайловна

Дата: 31.08.2025

Номер свидетельства: 673757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правописание суффиксов имен существительных "
    ["seo_title"] => string(51) "pravopisaniie-suffiksov-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "155473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока " Образование слов при помощи суффиксов" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "167957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423153630"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Словообразование имен существительных "
    ["seo_title"] => string(45) "slovoobrazovaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427730582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства