kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обращение и знаки препинания при нём

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: проведение текущего контроля знаний учащихся.

Средство обучения: Рабочая тетрадь «Контрольные тесты по русскому языку в 5 классе» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Д.Ш.Матроса.

Цели урока:1. Выработка навыков работы и умений с тестовыми заданиями.

2. Привитие навыка самоконтроля и обучение самопроверке.

3. Получение оперативной и прогнозной информации о качестве усвоения учащимися необходимого учебного материала по теме «Обращение».

Ход урока: 1.Организационный момент. Постановка цели урока.

2. Знакомство учащихся с инструкцией выполнения тестовых заданий

3. Выполнение тестовых заданий.

4. Проверка выполненных заданий.

5. Рекомендации по выполнению тестовых заданий.

1..Организационный момент.

Сегодня мы проверим свои знания, полученные при изучении темы «Обращение». Для этого выполним тестовые задания. Откройте, пожалуйста, Рабочие тетради на странице 17.

Обратите внимание на тестовые задания к параграфу № 22 по теме «Предложения с обращениями».

2. Знакомство учащихся с инструкцией выполнения тестовых заданий.

Задания 1,2,3,5- открытого типа. Ваша задача дописать правильный ответ.

В заданиях 4,6 нужно установить соответствие. На место прочерков вписываются соответствующие буквы.

В 7 задании нужно составить предложения по двум данным схемам: а) первое предложение по цели высказывания вопросительное. Обращение находится в начале предложения; б) во втором предложении обращение выделено восклицательным знаком и находится тоже в начале предложения.

8 задание – закрытого типа. Нужно выбрать номер, обозначающий предложения с обращениями только к неодушевленным предметам.

3. Выполнение тестовых заданий.

Предложения с обращениями.

1.Обращение-это слово или сочетание слов, которое___________________________

2.Роль обращения обычно выполняет ________________________________________

3.Обращение нужно отличать от ___________________________________________

4. Установите соответствие:

1.Подлежащее.

2.Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Ответ: 1_____ 2_____

5. Обращение может стоять в ______________________предложения. Обращение обычно выделяется _______________________________.

6. Установите соответствие:

1. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3. «Вот что, князь, тебя смущает?»

4. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

В. Князь - подлежащее.

С. Гости - обращение.

Д. Князь- обращение.

Ответ:1___2___3___4___.

7. Составьте предложения, используя слова космос, космонавт:

О, ? О!

Ответ:__________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

8.Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к неодушевленным предметам:

1. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Ну, гостья дорогая, подбрось и ты хворосту в огонь.

2. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Ну, гостья дорогая, подбрось и ты хворосту в огонь.

3. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!

Ну, гостья дорогая, подбрось и ты хворосту в огонь.

Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи!

4. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!

Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи!

5. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи!

6. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Ну, гостья дорогая, подбрось и ты хворосту в огонь.

Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи!

Ответ: ______.

4.Проверка выполненных заданий.

Виды проверок: а) по теоретическому материалу учебника;

б) сверка с ответом справившегося ученика;

в) установление соответствия с рассуждением ученика;

г) чтение составленных предложений;

д) сверка с ответом, данным учителем.

5.Подведение итогов урока. Рекомендации по выполнению тестовых заданий, повторению пройденного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обращение и знаки препинания при нём»

Класс- 10 Дата проведения: 20 января 2014 г.

Тема урока: «Правописание имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных».

Цели урока: 1. совершенствовать навыки правописания имён существительных;

2. закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи

Круг рассматриваемых вопросов:

- имя существительное как часть речи;- род и число имён существительных;- склонение;

- правописание падежных окончаний;- правописание суффиксов –ек/-ик;

-енк/-инк;-ец/-иц;-ичк/-ечк;-оньк/-еньк;-ышк/-юшк;- чик/- щик;

- слитные и дефисные написания сложных имён существительных;- стилистическая окрашенность (разговорный стиль, уменьшительно-ласкательные суффиксы, уничижительные суффиксы)

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

1.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи.

2.

Правописание суффиксов имён существительных.

Правильно писать суффиксы имён существительных.

3.

Правила написания сложных имён существительных.

Делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания имён существительных.

4.

Существительное как часть речи.

Определять признаки существительного как части речи (делать морфологический разбор).

Оборудование: тест, учебник.

Оформление доски: Морфемы записаны: 1) Многие суффиксы существительных имеютединообразное написание в соответствии с морфологическим принципом: -изн-; -ин-; -от-; -ость-; -есть-; -ность-;

-ик-; -отн- ; - ств- ; -оств-; -еств-; -ени- ; - тель.

2) По фонетическому принципу пишутся:

–ик-; -ник-; -чик-; -щик-; - ек-; – оньк-; -еньк-; -к-.

3) В зависимости от рода пишутся имени существительного:

– ец-; -иц-; -ичк-; -ечк-; -инк---енк-; -ышк---ишк-; -ушк—юшк-

Задание: 1.Определить морфемы и ответить на вопрос: с какой целью я их записала на доске? (Это суффиксы существительных, нужно знать их правописание, задания в ЕГЭ

А- 16; кроме того, их необходимо знать для выполнения задания В 1) .

2. С данными суффиксами придумайте существительные, определите их значение в слове, какой смысл они несут, какова их окрашенность? ( работают с одной группой суффиксов – на выбор; индивидуально, в парах).

1 группа (проверка, ключ)

Белизна, новизна, старина, вышина, мелкота, прямота, дикость, деловитость, свежесть, готовность, сущность, озорник, беготня, толкотня, воровство, жульничество, обобщение, гонение, строитель, водитель.

2 группа (проверка, ключ)

Краешек- краешка; кусочек- кусочка (Если при склонении существительного гласный звук выпадает, то пишется суффикс –ек-)

Ключик- ключика; чайник- чайника; костюмчик- костюмчика; обманщик- обманщика (Если при склонении существительного гласный звук сохраняется, то пишутся суффиксы – ик-, -ник-, -чик-, -щик-)

Шубонька, берёзонька, лисонька (Суффикс –оньк- пишется после корня, оканчивающегося на твёрдый согласный)

Петенька, тученька (Суффикс –еньк- пишется после корня, оканчивающегося на мягкий согласный или шипящий звук)

Запомнить: заинька, паинька, баиньки.

Примечание. В словах, образованных от существительных на –ня с помощью суффикса –к-, мягкий знак пишется в том случае, если он имеется в род. падеже мн.ч.:

Пашня- пашен- пашенка; песня- песен- песенка; деревня- деревень- деревенька.

Докладчик, попутчик, извозчик, переписчик, перебежчик, переносчик. (Суффикс –чик- пишется после согласных д. т, з, с, ж) Конечные к и ч основы могут заменяться на –т-, после которого пишется –чик- : добыча- добытчик; картотека- картотетчик.

Банщик, каменщик, пильщик, фрезеровщик ( Суффикс –щик- паишется после других согласных)

Примечание. В четырёх словах с иноязычными корнями после т пишется –щик-, если ему предшествуют два согласных: алиментщик, асфальтщик, флейтщик, бриллиантщик, ремонтщик.

3 группа

Гостиница, метелица, медведица, рожица ( В сущ. жен. рода пишется суффикс- иц-)

Хлебец, морозец, братец, омоновец (В сущ. муж. рода пишется суффикс- ец-)

В сущ. ср. рода пишется: -ец-, если ударение падает на окончание: пальтецо, письмецо, ружьецо.

В сущ. ср. рода пишется: -иц-, если ударение падает на основу: платьице, селеньице, растеньице.

Суффикс –ичк- пишется в сущ. жен. рода, образованных от основ на –иц-: умница- умничка; пуговица- пуговичка;

В остальных случаях пишется суффикс –ечк-: утречко (утро), ситечко(сито), семечко (семя)

Суффикс –инк- пишется в сущ. жен. рода, образованных от слов, оканчивающихся на –ин-

Телятина- телятинка; горошина- горошинка.

В остальных сущ. жен. рода пишется –енк- : француженка (француз), беженка (бежать)

Исключение: горлинка.

Суффикс –ышк- пишется в именах сущ. сред.рода : брёвнышко, пёрышко, донышко, гнёздышко, горлышко, крылышко.

Суффикс –ушк- пишется в сущ. муж. и жен. рода: соловушка, скворушка, зимушка, ловушка.

Суффиксы –юшк-, -ишк- пишутся в именах сущ. всех родов: волюшка, зятюшка, горюшко, мыслишка, шалунишка, здровьишко.

Следует запомнить написание слов катышек, клинышек, краешек, пупырышек, хлебушек.

Слова воробышек- воробушек, камешек- камушек имеют параллельные написания и стилистически не разграничиваются.

Ход урока.

1. Организационный момент 1 мин.

2. Мотивационный момент. 1 мин.

Обращение учителя к ученикам:

Накануне праздника 8 Марта девочкам хочу пожелать здоровья, счастья…

Мальчики должны продолжить поздравление, опираясь на часть речи существительное (успехов, удачи, терпения, настойчивости, трудолюбия, упорства, выносливости, находчивости, ловкости, смелости, упорства, приветливости…)

Вопросы: -С помощью какой части мы высказали свои пожелания нашим девочкам?

-О какой части речи пойдёт сегодня речь на уроке?

-Опираясь на задания ЕГЭ, определите круг вопросов, который вас будет

волновать сегодня на уроке?

(Формулируют круг вопросов: правописание имён существительных (окончаний, суффиксов, сложных существительных, написание дефиса в существительных)

Задания ЭГЭ А- 16; В- 1. Вопрос: С какой трудностью вы столкнулись?

Тест.

1.​ В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е ?

А. отверга…мый 1) Б, Г

Б. рассе…нный 2) А

В. отмет…вший 3) В

Г. ключ…к 4) А, Г

2.​ В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О ?

А. продолг…ватый 1) А, В

Б. развед…вал 2) Б, В, Г

В. кис…нька 3) Б, В

3.​  Г. приказ…вать 4) А, Б, В, Г

4.​  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е ?

А. плать…це 1) А, Б

Б. успока…ваться 2) В, Г

В. преодол…вать 3) А, В

Г. претерп…вать 4) Б, Г

3. Формулировка темы урока учащимися на основе круга вопросов, который определили, на основе записанных суффиксов на доске, подбора сущ. с данными суф. по группам суф. (3 группы-

принцип деления суф. ?) 5 мин.

4. Актуализация знаний.

Вопрос: Ч то нужно сделать первоначально, чтобы приступить к повторению темы? (Вспомнить то, что знаем, и то, что нам понадобится для освоения новых знаний по теме).

- Знать признаки имени сущ. как части речи, морфемы.



- Уметь отличать имя существительное от других частей речи, определять

морфемы и способ образования, определять, от какой части речи

образовано сущ.

Учитель: Вернёмся к началу урока, к образованию имён сущ. (В-1)

5.​ Конструируем урок вместе. Работа с учебникомПараграф 34 (35) Теория.

Составляют схемы , таблицы, делают выводы. Вопрос: Что узнали нового? Какие правила знали и помнили хорошо?

6. Практический этап: упр. 200, 202, 203, 205, 207, 208. Проверка, повторение правила, соотнесение с ЕГЭ

Полминутки на шутки.

Однажды Пушкин, гуляя по Тверскому бульвару, повстречался со своим знакомым, с которым был в ссоре.

Подгулявший Н., увидев Пушкина, идущего ему навстречу, громко крикнул:

- Прочь, шестёрка! Туз идёт!

Всегда находчивый Александр Сергеевич ничуть не смутился при восклицании своего знакомого.

- Козырная шестёрка и туза бьёт…- преспокойно ответил он и продолжал путь дальше.

7. Самоконтроль..

Словарный диктант (составить на основе упр. учебника);

- Тестовое задание составить.

- Написать сочинение-миниатюру в форме рассуждения, употребить сущ.

Тема. Моя будущая профессия.

8. Работа с текстом.

А) Найти имена сущ. , выделить суф., определить способ образования (В 1)

Б) Прочитайте текст. Напишите, согласны ли вы с В.М. Шукшиным, что человек сам хозяин своей судьбы.

Меньше обижайся на людей и отчаивайся. Ты сам хозяин своей судьбы, никто больше ( видишь, и у меня вышло красиво, к сожалению, красиво легче говорить). А кто больше? Ну, подумай, кто? Никто. Знай больше других, работай больше других – вот вся судьба. Это нелегко, это на всю жизнь, но ведь и помним-то мы, и благодарны – таким только. Кто бы ни был – комбайнёр, академик, художник, - живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным- это будет завидная судьба. А когда будешь таким, - помоги другим. Я знаю, как это нелегко, я, может быть, тоже размечтался… Очень хочется, чтобы это так и было. Завидую тебе, твоим шестнадцати годам, - ты начинаешь, может быть, начинаешь хорошо, по крайней мере есть возможность начать хорошо- а дальше вся жизнь. Много можно сделать!

( В.М. Шукшин. «Завидую тебе»)

9. Задайте себе домашнее задание.

1) Параграф 35 (знать суф.)

2) Упр. на закрепление 197, 198, 199, 204, 206 (на выбор, по заданию)

3) Сочинение- рассуждение о людях разных профессий, значимости профессии для человека.

4) Прорешать В1, А 16 по тестам (5-7 вариантов)

10. Итоги урока.

Подведём итог. Над чем работали? Что удалось? Что не удалось? Каковы затруднения?

Рефлексия.

1. Я всё понял.

2. Для меня было трудно…, но я справился.

3. Я ничего не понял.

4. Мне было непонятно…

Я хочу, чтобы мне объяснили…

Ключ к упр.

Упражнение 200.

Письмецо, платьице, креслице, зданьице, землица, рощица, лужица, характерец, вареньице,копьецо, ружьецо, метелица, именьице, маслице, сестрица, морозец, рассказец, учрежденьице, заведеньице, хлебец, растеньице, счастьице, жижица, водица.

Упражнение 202.

Черешен - черешенка, яблонь- яблонька, песен- песенка, басен- басенка, кухонь- кухонька, пашен- пашенка, умывален- умываленка, жаровен- жаровенка, колоколен- колоколенка, спален- спаленка, ставен-ставенка, наковален-наковаленка, боен- боенка, башен-башенка, барышень- барышенька, боярышень- боярышенька, дынь-дынька, милостынь- милостынька, сударынь-сударынька, монахинь-монахинька.

Упражнение 203

Семечко, Сенечка, Толечка, луковичка, страничка, фляжечка, Танечка, Майечка, блюдечко, Валечка, стружечка, плюшечка, лестничка, фуражечка, Сонечка, Софьечка.

Упражнение 205.

Крылышко, заборишка, зайчишка, бельишко, платьишко, топоришко, донышко, копьишко, солнышко, травушка, трусишка, людишки, умишко, краешек, воробьишка, бёдрышко, погодушка, сараюшка, барахлишко, соседушка, матушка, хвастунишка, вдовушка, пальтишко, головушка, кулачишка, зорюшка, голубушка, гнёздышко, пёрышко, сиротушка, лебёдушка, басишка.

Упражнение 207.

Домище, дождище, столбище, пылища, заборище, хвостище, лапища, туманище, ведрище, ногища, дверища, ветрище, градище, морозище, антеннища, толпища.

Упражнение 208.

Наладчик, извозчик, писчик, старьёвщик, зеленщик, краснодеревщик, подрядчик, резчик, вальцевщик, рассказчик, перебежчик, пулемётчик, барабанщик, гардеробщик, плавщик, баньщик, красильщик.

Тест.

5.​ В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е ?

А. отверга…мый 1) Б, Г

Б. рассе…нный 2) А

В. отмет…вший 3) В

Г. ключ…к 4) А, Г

6.​ В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О ?

А. продолг…ватый 1) А, В

Б. развед…вал 2) Б, В, Г

В. кис…нька 3) Б, В

Г. приказ…вать 4) А, Б, В, Г

7.​  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е ?

А. плать…це 1) А, Б

Б. успока…ваться 2) В, Г

В. преодол…вать 3) А, В

Г. претерп…вать 4) Б, Г

Теоретический этап. Работа с параграфом 34.

Практический этап: упр. 200, 202, 203, 205, 207, 208 (на выбор)

Самоконтроль. Задание на выбор.

Словарный диктант (составить на основе упр. учебника);

- Тестовое задание составить.

- Написать сочинение-миниатюру в форме рассуждения, употребить сущ.

Тема. Моя будущая профессия

Работа с текстом.

А) Найти имена сущ. , выделить суф., определить способ образования (В 1)

Б) Прочитайте текст. Напишите, согласны ли вы с В.М. Шукшиным, что человек сам хозяин своей судьбы.

Меньше обижайся на людей и отчаивайся. Ты сам хозяин своей судьбы, никто больше ( видишь, и у меня вышло красиво, к сожалению, красиво легче говорить). А кто больше? Ну, подумай, кто? Никто. Знай больше других, работай больше других – вот вся судьба. Это нелегко, это на всю жизнь, но ведь и помним-то мы, и благодарны – таким только. Кто бы ни был – комбайнёр, академик, художник, - живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным- это будет завидная судьба. А когда будешь таким, - помоги другим. Я знаю, как это нелегко, я, может быть, тоже размечтался… Очень хочется, чтобы это так и было. Завидую тебе, твоим шестнадцати годам, - ты начинаешь, может быть, начинаешь хорошо, по крайней мере есть возможность начать хорошо- а дальше вся жизнь. Много можно сделать!

( В.М. Шукшин)

Рефлексия.

1. Я всё понял.

2. Для меня было трудно…, но я справился.

3. Я ничего не понял.

4. Мне было непонятно…

Я хочу, чтобы мне объяснили…







































Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.) . Словосочетаниями не является: 

грамматическая основа 
однородные части речи 
служебная часть речи + существительное 
фразеологизм 

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова) . Существует три типа связи между словами в словосочетании: 

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. 
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. 
Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова. 
Примеры: ненависть к врагу, читать книгу. 
Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями. 
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал. 

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом: 

Глагольные 
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух. 
Именные 
Субстантивные (с существительным в роли главного слова) 
Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку. 
Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) 
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь. 
Количественные (с именем числительным в роли главного слова) 
Примеры: два карандаша, второй из претендентов. 
Местоименные (с местоимением в роли главного слова) 
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое. 
Наречные 
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.





































20 января 2014 г.

Урок русского языка  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс

 Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».

 Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.

 Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.

 Метод урока – словесный, частично-поисковой.

 Форма проведения урока – семинар.

 Продолжительность урока – 40 минут.

 Оборудование урока:  , заранее заготовленные тесты.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач.

  3. Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).

  4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

(слайд 1)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

  2. Постановка целей и задач.

(слайд 2)                                                    

Учитель: 

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар.  Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и  склонение имен существительных».

  1. Основной этап.

Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.

  1. Что такое имя существительное?    

(слайд 3)

Ученик:  Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет книгу.

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик:    Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

  1. Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

(слайд 4)

.

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.

Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

(слайд 5)

  1. Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.  (слайд 6)

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.

(слайд 7)

Ученик: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

Учитель: Как определить склонение существительного?

(слайд 8)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

  1. Определить род существительного.

  2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.

  3. По роду и окончанию определить склонение.

Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

Учитель: Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

(слайд 9)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

  • Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.

  • Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что?Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.

Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме Именительного падежа).

Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?

Ученик: Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных, успешно сдать экзамен.

Учитель: Правильно. Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться определять склонение  и род существительного.

Упр.195 на стр.133

Физ. минутка.

(слайд 10)

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Самопроверка выполнения упражнения

(слайд 11)

Задание. Найди лишнее существительное.

( На доске слова)

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

(слайд12)

Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)

Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?

Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.

Учитель: Запишите их в тетрадь.

 

Задание.

К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.

(слайд 13)

                                                                                                

Учитель: Прочитайте слова. Что такое антонимы?

Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению.

Проводится работа над лексическим значением слов.

Затем дети самостоятельно подбирают антонимы другого склонения и записывают в тетрадь. Проверка.

(слайд 14)

Задание. Восстановление текста.

Учитель: А вы знаете в каком романе описывается человек, который попал на необитаемый остров? ( Даниель Дефо « Робинзон Крузо»)  Советую прочитать.

Представьте, что к нам попало письмо с необитаемого острова, но оно наполовину размыто водой. Осталось только начало и некоторые слова. Давайте разберемся и восстановим письмо.

(слайд 15)

Ученики, которые раньше закончили писать текст, получают проверочный тест.

Когда все закончили работу, зачитываются несколько работ, обсуждаются и выбираются лучшие.

Учитель: Назовите существительные 1скл, которые вы использовали в своем тексте. (Затем 2,3скл)

Подведение итогов.

Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание.      

Тест по русскому языку. 10 класс. Имя существительное.

1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.

2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.

3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, КубГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.

4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.

5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.

6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн… 
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е; 
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.

7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.

8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.

9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик; 
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.

10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.




КУЛЬТУРА РЕЧИ Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа.
      При определении рода имен существительных нередко возникают трудности.
      Запомните:


мужской род 


женский род 


средний род 


зал


бандероль


повидло


погон


босоножка


контральто


рельс


вуаль


монисто


тюль


мозоль


чучело


шампунь


туфля


щупальце


      Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода (ставень — ставня, вольер — вольера).

Упр. 1. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.

      Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.

Род несклоняемых существительных

      Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.
      К мужскому роду относятся существительные, являющиеся:
      а) наименованиями лиц мужского пола (например, атташе, кутюрье, денди);
      б) названиями животных (например, пони, кенгуру, шимпанзе), искл.: цеце (ж. р.);
      в) существительное кофе (ср. р. сущ. кофе допустим только как разговорный вариант).
      К женскому роду относятся существительные — названия лиц женского пола (например, леди, фрау, мадам).
      К среднему роду относятся существительные — названия предметов (например, пальто, кино, меню, такси и т. д.).
      Род имен собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию. Например: Тбилиси (город) — м. р., Миссисипи (река) — ж. р., Онтарио (озеро) — ср. р., а также иваси (сельдь) — ж. р., салями (колбаса) — ж. р. Некоторые существительные употребляются только в форме множественного числа, в соответствии с чем согласование с другими словами осуществляется по форме числа. Например: жалюзи — горизонтальные, вертикальные жалюзи.
      Род сложносокращенных слов, как правило, определяется по роду ведущего слова. Например: СКВ (свободно конвертируемая валюта) — ж. р., роно (районный отдел народного образования) — м. р.

Упр. 2. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.

      1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.

Упр. 3. Подберите определение к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.

      Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.

§ 46. Употребление форм числа имен существительных

      Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-)юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-)дома, вечера.
      Запомните:


окончание -ы (-и)
имеют слова:
 


окончание -а (-я)
имеют слова: 


бухгалтеры


рапорты


адреса


округа


выборы


редакторы


векселя


ордера


договоры


ректоры


директора


отпуска


инженеры


секторы


доктора


паспорта


инструкторы


слесари


катера


повара


кондукторы


торты


кителя


погреба


конструкторы


фронты


колокола


профессора


лекторы


шоферы


кузова


сорта


офицеры


цехи


купола


штемпеля


      Между формами множественного числа существительных мужского рода могут также наблюдаться и смысловые различия:
      корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения);
      лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (спортивные, туристические, военные);
      поясы (географические) — пояса (части одежды);
      ордены (монашеские, рыцарские, масонские) — ордена (награды).
      Равноправных вариантов существительных мужского рода множественного числа в русском языке очень мало. К ним относятся, например, формы тракторы — трактора, прожекторы — прожектора, крейсеры — крейсера, годы — года и некоторые другие.

Упр. 4. От существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.

      Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

Упр. 5. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.

      1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.

Употребление падежных форм 
имен существительных


      Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
      Запомните: нормативными среди существительных мужского рода являются следующие формы:
      пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок,
      но (внимание!): пара носков
      купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов
      несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген
      несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров
      оказаться среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган
      отряд гусар, драгун, партизан, солдат
      оказаться среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
      отряд гардемаринов, минеров, саперов
      Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы:
      несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простЫнь (простыней), туфель
      несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей
      Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы:
      блюдец, полотенец, яблок, коленей
      Запомните: у существительных, которые употребляются только во множественном числе, нормативными являются следующие формы:
      нападок
      потемок
      будней
      заморозков
      граблей
      сумерек
      лохмотьев
      яслей

Упр. 6. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.

      Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.

Упр. 7. Выберите правильный вариант окончания существительного.

      1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).






















Тестовые задания «Уроки словесности» 9 класс

1. Какое существительное относится к мужскому роду?
      а) контральто       б) мышь       в) тюль       г) мозоль
2. Какое существительное относится к женскому роду?
      а) толь       б) бандероль       в) бра       г) лебедь
3. Какое существительное относится к среднему роду?
      а) кофе       б) конферансье       в) повидло       г) плакса
4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
      а) рельс — рельса      б) ставень — ставня      в) фильм — фильма      г) туфель — туфля
5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
      а) шимпанзе (м. р.)      б) ООН (м. р.)      в) кафе (ср. р.)      г) атташе (м. р.)
6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
      а) Осло (м. р.)      б) алиби (ср. р.)      в) кимоно (ж. р.)      г) вуаль (ж. р.)
7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?      а) договор...       б) вексель...       в) паспорт...       г) профессор...
8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?      а) бухгалтер...       б) округ...       в) парус...        г) отпуск...

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?      а) инженер...       б) приговор...      в) торт...       г) директор...
10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных?
      а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.
      б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.
      в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.
      г) В машине стучат клапана.
11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ?
      а) грузин...       б) армян...       в) солдат...       г) сапер...
12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?
      а) узбек...       б) татар...       в) монгол...       г) грамм...
13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?
      а) нет осенних туфлей      б) отряд партизан      в) десять килограммов яблок
      г) нет чистых блюдец
14. Какое из словосочетаний является неправильным?
      а) наше ПТУ      б) популярная БСЭ      в) Нововоронежская АЭС

      г) заводской КБ










Эти бедные селенья, 
Эта скудная природа - 
Край родной долготерпенья, 
Край ты русского народа! 

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный, 
Что сквозит и тайно светит 
В наготе твоей смиренной. 

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

13 августа 1855, Федор Тютчев.

Ф. Тютчев «Умом Россию не понять»

Благодаря своему великому художественному таланту, в кратком четверостишье Федору Тютчеву удалось полностью раскрыть уникальность России, то, чем он отличается от других государств.

Главная тема стихотворения – любовь к Родине, автор учит познавать Россию сердцем, а не разумом, верить в ее будущее. Мы привыкли воспринимать все государства одинаково, однако наша страна – особенная, в ней таиться сильный и могущественный дух, который не вписывается ни в какие обывательские критерии.

Тютчев Федор Иванович

Тютчев Федор Иванович (1803—1873) признан одним из крупнейших русских поэтов. Он родился в старинной, небогатой дворянской семье. Тютчев с юных лет много учился, получив также и литературное образование, сначала дома - под руководством Раича, а потом в Московском университете. Биография Тютчева наполнена зарубежными путешествиями: он прожил за границей 22 года, в том числе чиновником русского посольства в Мюнхене. Впрочем, Тютчев не был особенно усердным сотрудником, и его уволили за дисциплинарный проступок. С другой стороны, он был чрезвычайно образованным, остроумным человеком, а потому его с радостью принимали в аристократических кругах. Он дружил с Шеллингом и Гейне, которого, кстати, первым перевел на русский. В 1844 Тютчев приехал в Россию, его звания и права восстановили, и его биография до самого конца была связана со службой в цензурном ведомстве.

Несмотря на то, что Тютчев начал писать стихотворения с 16 лет, его полное наследие составляет только около 300 стихов. Впервые на его поэзию обратили внимание после публикации в пушкинском "Современнике" в 1836—1837. Впервые его произведения были напечатаны в сборнике в 1854, который выпустил Тургенев. При жизни стихи Тютчева знали лишь в кругу литераторов, но с конца XIX в.

Дежурные. Ваня и Коля дежурные .Они пришли в школу рано . В классе тихо. Коля полил на окне цветы .Ваня вынул из шкафа мел .Мальчики положили влажную тряпку в ящик под доску. К уроку всё готово Скоро ученики сядут за парты .Все ученики на месте . Можно начинать урок математики .Так хорошо сидеть в чистом классе!













Я тебя люблю дорогая мама! Как же я люблю те







































День православного Востока...

День православного Востока,

Святись, святись, великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом

Ее призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною

И ту долину захватя,

Где бьется с немощию злою

Мое родимое дитя, -

Тот светлый край, куда в изгнанье

Она судьбой увлечена,

Где неба южного дыханье

Как врачебство лишь пьет она...

О, дай болящей исцеленье,

Отрадой в душу ей повей,

Чтобы в Христово воскресенье

Всецело жизнь воскресла в ней...

по Из края в край, из града в град...



Из края в край, из града в град

Судьба, как вихрь, людей метет,

И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук на ветр принес:

Любви последнее прости...

За нами много, много слез,

Туман, безвестность впереди!..

"О, оглянися, о, постой,

Куда бежать, зачем бежать?..

Любовь осталась за тобой,

Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,

В слезах, с отчаяньем в груди...

О, сжалься над своей тоской,

Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней

Себе на память приведи...

Все милое душе твоей

Ты покидаешь на пути!.."

Не время выкликать теней:

И так уж этот мрачен час.

Усопших образ тем страшней.,

Чем в жизни был милей для нас.

Из края в край, из града в град

Могучий вихрь людей метет,

И рад ли ты, или не рад,

Не спросит он... Вперед, вперед!

по темепо автору

по темепо автору

Как океан объемлет шар земной...

Автор стиха: Тютчев Ф.И. (32)

  Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

по темепо автору

по темепо автору

темепо автору

по теКак тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной,-

И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день,-

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

На новый 1855 год

Автор стиха: Тютчев Ф.И. (32)

 

Тема стиха: Разное (5065)

 — Мне нравится

Стоим мы слепо пред Судьбою,

Не нам сорвать с нее покров...

Я не свое тебе открою,

Но бред пророческий духов...

Еще нам далеко до цели,

Гроза ревет, гроза растет,-

И вот - в железной колыбели,

В громах родится Новый год...

Черты его ужасно-строги,

Кровь на руках и на челе...

Но не одни войны тревоги

Несет он миру на земле!

Не просто будет он воитель,

Но исполнитель божьих кар,-

Он совершит, как поздний мститель,

Давно обдуманный удар...

Для битв он послан и расправы,

С собой несет он два меча:

Один - сражений меч кровавый,

Другой - секиру палача.

Но для кого?.. Одна ли выя,

Народ ли целый обречен?..

Слова неясны роковые,

И смутен замогильный сон...

по темепо автору

по темепо автору

Нам не дано предугадать...

Автор стиха: Тютчев Ф.И. (32)

 

Тема стиха: О жизни (257)

 — Мне нравится

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

мепо автору

Наш век

Автор стиха: Тютчев Ф.И. (32)

 

Тема стиха: Разное (5065)

 — Мне нравится

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

"Впусти меня! - я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.."

по темепо автору

по темепо автору































































Предложение, в котором грамматическая основа состоит только из одного главного члена называется односоставным предложением. Приведем пример: Темно.Темнеет.
Два главных члена, подлежащее и сказуемое, это двусоставное предложение.
Приведем пример: Он танцует. Она идет.

Приведем типы односоставных предложений:

1. Предложения с подлежащим, то есть с одним главным членом.
Назывные предложения.
Подлежащее – имя в именительном падеже.
Приведем пример:
Ночь. Весна.

2. Предложения с одним главным членом – сказуемым.

А) Определённо-личные предложения.
Глагол-сказуемое в форме первого или второго лица.
Приведем пример:
Люблю грозу в начале мая.

Б) Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).
Приведем пример:
Открывают окно.

В) Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению.
Приведем пример:
Без денег не купишь продукты в магазине.

Г) Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме.
2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием.
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием.
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).
Д) Инфинитивные предложения Сказуемое – независимый инфинитив. 
Приведем пример: Пойти бы к соседу!

Тест по творчеству Ф.И. Тютчева  и  А.А. Фета

  1. Учение какого немецкого философа лежит в основе пейзажной лирики Ф.И. Тютчева?

  2. Какой художественный прием помогает поэтам показать природу одухотворенной?

  3. В поэзии Тютчева у природы два лика. О каком «мире» можно сказать: это мир хаоса, где царствуют непознанные тайны, мир, где человек одинок и не защищен?

  4. Тютчев показывает природу в движении, в смене явлений, какое природное явления в связи с этим любил поэт?

  5. Как назывался цикл стихотворений Тютчева о любви, где это чувство показано как «поединок роковой»?

  6. К какому направлению в литературе можно отнести творчество А.А. Фета?

  7. В своих стихотворениях А.А. Фет не столько описывал природу и человеческие чувства, сколько выражал впечатление о них. Влияние какого направления в искусстве отражалось в этом?

  8. Какое стихотворение А.А. Фета можно считать манифестом «чистого искусства», произведение, в котором поэт не использует  ни одного глагола, но при этом природа показана в движении?

  9. В поэзии все границы между человеком и природой устранены. С помощью какого приема это показано в стихотворении?

  10. Что А.А. Фет считает вечным источником красоты?

  11. Напишите автора и название стихотворения.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

  1. Напишите автора и название стихотворения

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

  1. Напишите автора и название стихотворения 

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

  1. Напишите автора и название стихотворения

О, смертной мысли водомет,
О, водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя страшит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

  1. Напишите автора и название стихотворения

И всё таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную

И в небо просятся оне.

  1. Напишите автора и название стихотворения

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

  1. Напишите автора и название стихотворения

Но меркнет день — настала  ночь;
Пришла — и, с мира  рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает  прочь...
И бездна  нам обнажена
С своими страхами  и  мглами,
И  нет  преград меж ей  и  нами —
Вот отчего нам  ночь страшна!

  1. Напишите автора и название стихотворения

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

        Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

 Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

        Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

        Это все — весна.

  1. Напишите автора и название стихотворения

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

  1. Напишите автора и название стихотворения

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!








Ответы:

  1. Шеллинг

  2. Олицетворение

  3. Ночной

  4. Гроза

  5. Денисьевский

  6. Чистое искусство

  7. Импрессионизм

  8. «Шепот, легкое дыхание»

  9. Психологический параллелизм

  10. Природу

  11. «Я встретил вас» Тютчев

  12. «Silentium»

  13.  «Я пришел к тебе с приветом» Фет

  14. «Фонтан» Тютчев

  15. «Заря прощается с землею» Фет

  16. «Не то, что мните вы, природа» Тютчев

  17. «День и ночь» Тютчев

  18. «Это утро, радость эта» Фет

  19. «На стоге сена ночью южной» Фет

  20. «О как убийственно мы любим» Тютчев



































Урок по творчеству А.А.Фета в 10 классе

Тема: 
Своеобразие поэтического мира А.А.Фета. 
10 класс. 
Цели: 
- вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета; 
- помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета. 
- формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии; 
- развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли. 
- развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся; 
- развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем. 

Форма учебной работы: проектная. 
Оборудование: План. 
1. Этапы творческого пути А.А.Фета. 
2. Мотивы природы в поэзии А.А.Фета. 
3. Тема любви в лирике А.А.Фета. 
4. Своеобразие лирики А.А.Фета 

Ход урока. 
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы теме любви в творчестве поэта. Записываем тему урока, эпиграф и план урока. 

2.Выступление группы учащихся с домашним заданием. «Этапы творческого пути А.А.Фета» (Проект-презентация). 
5 декабря 2007 года в России праздновали 187-ю годовщину со дня рождения поэта А.А.Фета. А.П. Чехов называл его стихи "пленительными", Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика, отмечал, что его стихи дышат "самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия". 
Целый мир от красоты, 
От велика и до мала, 
И напрасно ищешь ты 
Отыскать его начало. 
Что такое день иль век 
Перед тем, что бесконечно? 
Хоть не вечен человек, 
То, что вечно, - человечно. 
Когда читаешь стихотворения Афанасия Фета, легче всего его представить романтическим юношей с нежными чертами лица. 
Мы одни; из сада в стекла окон 
Светит месяц… тусклы наши свечи; 
Твой душистый, твой послушный локон 
Развиваясь, падает на плечи… 
В действительности автор этих строк был весьма практичным молодым офицером, который отрекся от любви, чтобы заняться поиском богатой невесты. 
А вот стихотворение "На качелях". Кто он, его автор? 
И опять в полусвете ночном 
Средь веревок натянутых туго, 
На доске этой шаткой вдвоем 
Мы стоим и бросаем друг друга. 

И чем ближе к вершине лесной, 
Чем страшнее стоять и держаться, 
Тем отрадней взлетать над землей 
И одним к небесам приближаться… 
Опять воображение рисует портрет наивного восторженного юношу. А поэту, когда он написал это стихотворение, было 70 лет. 
А.Фет был одним в жизни и другим в стихах. Он жил параллельно - в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире, озаренной светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла. 
Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он еще в детстве унижен и озлоблен, может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты. Фет прожил 72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем, которое он для себя избрал, и все это время в его поэзии царили другие законы. 

3. Тест по биографии поэта 
4. Слово учителя. Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли и "вечные проблемы" человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии. 
Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить. При этом повод к написанию стихотворению, тема его поэтом объявляются неважным. Я.П.Полонский вспоминал: "Фет, бывало, говорил мне: "К чему искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу - брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет". 

5. Выступление группы учащихся. "Мотивы природы в поэзии Фета" 
Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в. П.И.Чайковский говорил о Фете: "Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область". В подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: "Меня всегда тянуло из определенной области слов в неопределенную область музыки". Фет всегда считал, что "поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны". Итак, музыкальность - важнейшая особенность фетовской лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на музыку, но и в самой структуре стихотворения. 

6. Прослушивание романса «На заре ты её не буди» 

7. Выступление группы учащихся с домашним заданием . «Тема любви в творчестве Фета». Любовь к Марии Лазич. Анализ стихотворения "На заре ты ее не буди". Анализ стихотворения "Я пришел к тебе с приветом…" 

8. Работа по анализу стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" Выразительное чтение стихотворения 
Шёпот, робкое дыханье… 
9. Вопросы классу 

1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста? ( Чувство любви, которое дано в развитии) 

2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное? (Отсутствие глаголов не делает миниатюру неподвижной, напротив, здесь все в действии все в движении, но движение это затаенное, едва заметное. Фрагментарность не указывает на случайность чувств лирических героев: они на протяжении стихотворения развиваются и достигают апофеоза). 

3) Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов). 

4) Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета? (Образ пурпурной розы придает стихотворению торжественность, звучность, является символом любви. "Отблеск янтаря" вмещает в себя всю картину утренней зари: янтарь - камень солнца). 

5) Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово заря повторяется дважды? (Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических героев и кульминация в природе) 

6) Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос? 

7) Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение? (Лаконизм, фрагментарность, безглагольность) 
Холод, грязные селенья, 
Лужи и туман, 
Крепостные разрушенья, 
Голос поселян, 
Топот, радостное ржанье, 
Стройный эскадрон, 
Трель горниста, полыханье 
Веющих знамен, 
…Амуниция в порядке, 
Отблеск серебра, - 
И марш - марш во все лопатки, 
И ура, ура! 
Стихотворение Фета строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов, в целом же получается правдивый поэтический рассказ и высокое признание. Любовь дается намеками, не заземлено, а высоко. Это не столько плотская, сколько духовная любовь, на что указывает финал стихотворения. Последние слова звучат не в ряду других, а выделено. Заря - это не очередное явление, а сильная метафора, высшее выражение чувства, свет любви. 
Таким образом, основные темы лирики Фета - природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. 

10. Выступление группы учащихся с домашним заданием. «Художественное своеобразие лирики Фета». 
Вывод урока формулируют учащиеся. 
Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Обратимся к эпиграфу. 

Домашнее задание: 
1. Выучить наизусть и подготовить устный анализ стихотворения Фета "На заре ты ее не буди…" 
2. Мини-сочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…"

























Контрольный тест по теме "Наречие". 7 класс.

I вариант

1. Укажите слово, называющее признак действия:

а) чтение вслух  б) читать вслух

2. Найдите слово, называющее признак признака:

а) совершенно тихий б) произведение совершенно

3. Какое слово предложения является наречием? а) 1 б) 2 в) 3  г) 4

Он быстро вскочил, пробежался…

4. Найдите наречия меры и степени

а) по-дружески, по-медвежьи, вчетвером б) очень, весьма, совсем.

5. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно

а) места б) времени  в) причины г) цели

6. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне

а) места б) времени  в) причины г) цели

7. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»  а) меры и степени  б) образа дейст.

8. К какой части речи принадлежат слова на – о в предложении:  «Он отвечал на мой вопрос тихо, невыразительно»? а) имя прил. б) наречие

9. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех»

а) наречие б) имя прилагательное

10. Укажите пример слитного написания НЕ с наречием

а) Яблоко от яблони (не)далеко падает.

б) (Не)мудрено взять, мудрено дать.

11. В данных наречиях в суффиксе пишется: а) О б) Ё:

горяч…; свеж…; хорош…

12. Укажите наречия с буквой О на конце:

а) направ…; запрост…; влев…   б) изжелт…; добел…; справ…

13. В какой цепочке слов пишется НН?

а) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о

б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о

14. Сколько Н нужно написать в наречиях, образованных от слов «искусн…ый, неизвестн…ый, прелестн…ый»?  а) 1  б) 2

15. Найдите случаи использования дефиса:

а) (по)больше   б) (по)царски   в) (по)моему мнению

16. Найдите случай слитного написания:

а) (в)крутую сваренные яйца  б) (в)крутую попал переделку

17. Найдите предложение с наречием, пишущимся слитно:

а) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

Б) Не разговаривай (во)время еды – наделаешь беды!





















Контрольный тест по теме "Наречие". 7 класс.



II вариант

1. Укажите слово, называющее признак действия:

а) подняться спозаранку б) подъем спозаранку

2. Найдите слово, называющее признак признака:

а) гармонично вписалось б) гармонично развитый

3. Какое слово предложения является наречием? а) 1 б) 2 в) 3  г) 4

Маша приблизилась, тихо улыбнулась.

4. Найдите наречия образа действия

а) по-приятельски, надвое, ласково б) чересчур, немало, втрое

5. Определите разряд наречий: влево, издалека, вниз

а) места б) времени  в) причины г) цели

6. Определите разряд наречий: сгоряча, поневоле, нечаянно

а) места б) времени  в) причины г) цели

7. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски»  а) меры и степени  б) образа дейст.

8. К какой части речи принадлежат слова на – о в предложении:  «А вверху все дышит, всё дивно, все торжественно»? а) имя прил. б) наречие

9. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказ интереснее всех других» а) наречие б) имя прилагательное

10. Укажите пример слитного написания НЕ с наречием

а) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет

б) (Не)в службу, а в дружбу

11. В данных наречиях в суффиксе пишется: а) О б) Ё:

певуч…; ещ…; негодующ…

12. Укажите наречия с буквой О на конце:

а) накрепк…; засветл…; насух…  б) издавн…; досыт…; справ…

13. В какой цепочке слов пишется одна Н?

а) нечаян…о, медлен…о, торжествен…о

б) безжалостн…о, сильн…о, трепетн…о.

14. Сколько Н нужно написать в наречиях, образованных от слов «чудесн…ый, несчастн…ый, опасн…ый»?  а) 1  б) 2

15. Найдите случаи использования дефиса:

а) (по)нашему  б) (по)короче   в) (по)твоему заданию

16. Найдите случай дефисного написания

а) (в)третьих, это неправильно  б) (в)третьих рядах засмеялись

17. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?  а) слитно  б) раздельно  в) через дефис






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обращение и знаки препинания при нём

Автор: Жлобицкая Ирина Владимировна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "117439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412786681"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема урока: "Обращение. Знаки препинания при обращении". "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-uroka-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "239634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444832916"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обращение.Знаки препинания при обращении. "
    ["seo_title"] => string(51) "obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "234894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443544322"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Обращение. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи. "
    ["seo_title"] => string(78) "obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii-rol-obrashchienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434117968"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта урока в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_v_5_klasse_obrashchenie_znaki_prepinaniia_pri_obr"
    ["file_id"] => string(6) "494828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547218085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства