Задачи: актуализировать знания о предложениях с обобщающим словом при однородных членах; организовать деятельность по выбору постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х книгах.М: Мнемозина, 2010 г., мультимедийное оборудование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах»
Конспект урока
по русскому языку (ФГОС)
Обобщающие слова при однородных членах.
Автор: учитель русского языка и литературы Карпенко О.А.
МБОУ СОШ № 18, х.Первомайский, Мостовский район
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
-деятельностные : создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки;
- содержательные: формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём, уметь графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.
Задачи:
актуализировать знания о предложениях с обобщающим словом при однородных членах;
организовать деятельность по выбору постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
Материально-техническое обеспечение:
учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой:учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х кн.-М.:Мнемозина, 2010 г., мультимедийное оборудование .
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём;
- осознание практической важности постановки знаков препинания при однородных членах в предложениях с обобщающим словом;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по расстановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о предложениях с однородными членами;
умение расставлять знаки препинания .
1.Мотивация к учебной деятельности.Цель:включение учащихся в учебную деятельность.
Личностные УУД: самоопределение.
Метапредметные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Предметные УУД: повторить и углубить сведения о предложениях с однородными членами.
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация и пробное учебное действие:Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Предметные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.
Повторение знаний, закрепление умений.
-Найдите четвёртое лишнее слово в каждой группе.
Дуб, берёза, дерево, липа. Зима, весна, лето, время года. Стол, стул, мебель, шкаф.
3.Постановка учебной задачи. Цель: Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения, чего ещё не знаем?)
МетапредметныеУУД : планирование, прогнозирование, сотрудничество в поиске и выборе информации.
ПредметныеУУД : решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Понаблюдайте над материалом упр.432.
1.Прочитайте текст. Определите, на какой вопрос отвечают обобщающие слова и однородные члены предложения? Выпишите
ключевые слова текста, запишите однородные слова к ним.
Понаблюдайте над материалом упр.165.
-Преобразуйте данные предложения в предложения с обобщающим словом при однородных членах.
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
-Как в них используются знаки препинания?
-Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
(На основе материала учебника учащиеся делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом и составляют алгоритм:
1.Найду в предложении однородные члены.
2.Преобразую предложения.
3.Выберу нужный знак препинания.)
5. Первичное закрепление УУД Цель: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Личностные УУД :
уметь выбирать действия по достижению цели.
МетапредметныеУУД : контроль, оценка, коррекция, управление поведением партнёра, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
ПредметныеУУД : действие по аналогии, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
РАБОТА В ТЕТРАДИ
1.Учитель, разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
1.Работа с учебником(упр.434) в группе. Учащиеся находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют их.
-Ребята, в каком стиле могут использоваться данные предложения?
Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.
2.Работа в паре. Выполнение упр.435.Придумать и записать предложения с обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Личностные УУД:самоопределение.
Метапредметные:контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Предметные: развивать умения применять новые знания.
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений (по выбору-дифференцированная работа). 1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» Составить небольшой текст с использованием предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь,
игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах. Выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.
8. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Личностные УУД : самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
МетапредметныеУУД : умение выражать свои мысли;
ПредметныеУУД :рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Учащиеся соотносят цели и результаты.
Отвечают на вопросы.
-Какие цели ставили?
-Удалось достичь?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что вызвало особые затруднения?
-Где можно применить новые знания?
Учащиеся называют ключевые слова темы.
САМООЦЕНКА
УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание с учётом уровня подготовки учащихся (упр.426).
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все виды разбора.
2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить два вида разбора.
3. Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить один вид разбора на выбор.