Обобщающие слова при
однородных членах и знаки
препинания при них
Цели урока:
- Отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах;
2. Формировать умение правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
3. Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Пунктуационная разминка
Расставьте знаки препинания, объясните их
постановку.
- В лесу и на лугу пахло мокрой травой.
- По каме…ой белой ограде разросся плющ..
- И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпа…ый аул.
- Мал золотник да дорог.
- У самого родника р…сли не только дубы но и ели.
- Им приходилось как землю рыть так и камни обтёсывать.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ
ПОСЛЕ ОДНОРОДНЫХ
ЧЛЕНАМИ
ЧЛЕНОВ
Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.
- Теплоход остановился в крупных волжских городах Ярославле Самаре Саратове.
2. Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
- На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь.
Проверь себя
3. [ , , - ].
Вставьте в предложения однородные члены, расставьте знаки препинания.
Весной в лесах поют мастера птичьих песен…
Туман накрыл всё…
Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены.
Луговые цветы … пахнут (по)особенному .
Осенью деревья…одеваются в разноцветный наряд.
Вставить в предложения обобщающие слова ( знаки препинания не расставлены )
Луг поле деревья…покрыто снегом
Снег лежал …на склонах горы на ветвях деревьев.
Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:
- из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места;
- добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева ;
- добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце;
В лесу поражает всё: …
Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову
В лесу поражает всё: …
В лесу
Используйте слова: всё, везде,
отовсюду, ничего.
Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания.
- Удочки черви подкормка спички для костра всё было готово для рыбалки.
: , , , .
2. Всюду мох и внизу под ногами и на
камнях и на ветках деревьев.
, , - .
3. Осины берёзы ольхи ещё голы.
: , , - .
Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае?
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях , укажите на их особенности.
- Ягодные кустарники а именно крыжовник смородина в этом году обильно плодоносили.
- На баяне исполняют разную музыку например народную и классическую.
Расставьте знаки препинания в этом предложении
Снег идёт снег идёт
Снег идёт и всё в смятеньи
Убелённый пешеход
Удивлённые растенья
Перекрёстка поворот.
( Б.Пастернак )
Запишите предложения, проанализируйте их , составьте схемы.
Широкие поля бе…крайние леса несущие людям радость и здоровье наше национальное богатство.
Наше национальное богатство леса земля залежи полезных ископаемых охраняется законом.
Подведём итоги
Обобщающие слова – это _______________________________
Обобщающие слова являются теми же членами предложения , что и __________________________
Обобщающие слова в предложении могут стоять _________
Тире ставится, если __________________________________
Двоеточие ставится, если _______________________________
Двоеточие и тире ставится, если ____________________
Домашнее задание
§ 26-28; упражнение- 289
Спасибо
за работу !
Учитель русского языка и литературы
Лящук Надежда Герасимовна
Лицей 179