Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Организационный момент. | 1мин | Звонкий прозвенел звонок, Начинается урок, Ты сиди за партой скромно И веди себя достойно. | Создание ситуации на успех | | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Готовность к уроку | Личностные УУД Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Чистописание. | 5 мин | б/п в/ф _н________ - Установите закономерность и продолжите строку. (парные согласные) - Какая буква среди написанных по какому-то признаку «лишняя»? (Н) Почему? (не парная согласная) - Тогда почему я её написала? Как она относится к парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н). - Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от других по какому-то признаку? (Ж/Ш) Почему? (звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые звуки). - Так как же проверяется парный согласный на конце или в середине слова? | Словесный иллюстративный исследовательский | фронтальная | Показывает написания правильных соединений букв Задает вопросы, на развитие логического мышления Учит обобщать знания | Учащиеся анализируют буквы и отвечают на вопрос учителя Учащиеся обобщают знания | Регулятивные УУД Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Познавательные УУД Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. |
Орфографическая минутка. Актуализация опорных знаний и умений учащихся | 5 мин 2 мин | Есть одна игра для вас, Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте Хором дружно добавляйте. А)Она нас всех встречает, серёжки надевает. А платьице в полоску. Ты узнаёшь … (берёзку). Б) Сладкие крошки На короткой ножке. Кто проходит близко, Кланяется низко. (ягодка). В) Быть должны всегда в порядке твои школьные … (тетрадки). В) Хлоп – и конфета стреляет, как пушка! Каждому ясно: это … (хлопушка). - Что общего у всех этих слов? (одинаковые части слова: корень, суффикс, окончание) - Какое слово «лишнее» по какому-то признаку? (ягодка – в нём два слога) - Какие слова на эту же орфограмму вы услышали в текстах загадок? показ веерами необходимых букв | словесный иллюстративный словесный частично-поисковый | фронтальная | Загадывает загадки, показывает предметные картинки (Задание на развитие логического мышления. Работа со словарными словами) Проводит параллель с ранее изученным материалом Учит анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | Дети называют слова, показывают веером нужную согласную . Один ученик работает у доски с комментированием, остальные работают в тетрадях | Познавательные УУД Логические - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные УУД Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
Индивидуальная работа Подготовка к введению новой темы урока | 3 мин | Индивидуальное задание: Вставить пропущенные буквы в словах: Гла…кая обло…ка Лё…кая вя…ка Бли…кие заморо…ки Кре…кая дру…ба Ро…кая бере…ка 2) Разобрать слова по составу: Избу…ка Зам…ро..ки Закла…ка Электр…во… К…рму…ка 3, 4, 5 ученики работают по индивидуальным карточкам. - Какие же правила русской орфографии учат нас писать корень слова правильно? (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова…) На экране слайд №1 (постепенно в схеме появляются названия орфограмм по мере того, как ученики их называют. При этом третье окошко не заполнено пока). | Иллюстративный | фронтальная индивидуальная самостоятельная | Даёт инструкцию по выполнению заданий (Индивидуально – дифференцированные задания на повторение материала) | Дети работают у доски | Познавательные: Навыки самостоятельной работы Познавательные УУД Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. |
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Работа по теме. | 20 мин | -А как вы думаете, всё ли мы с вами знаем о правописании корня слова? Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать корень слова Составьте из данных слов предложение: (слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их переставлять на новые места) ПРИНОСИТ, ТОТ, ДРУГИМ, КТО, СЧАСТЛИВ, СЧАСТЬЕ - Запишите это предложение. - К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (пословица) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим). - Назовите в этой пословице однокоренные слова. | словесный исследовательский Иллюстративный | самостоятельная групповая | Создает проблемную ситуацию Даёт инструкцию по выполнению заданий | Формулируют тему урока Учащиеся работают с деформированным предложением, рассуждают о смысле о пословицы, приводят примеры из жизни | Регулятивные УУД Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные УУД Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков. |
| | -В каком слове согласный звук не произносится, но буква, обозначающая этот согласный звук пишется? (СЧАСТЛИВ). - Как вы думаете, как называется эта новая орфограмма, с которой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (непроизносимая согласная). - Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (СЧАСТЬЕ). - Кто же сможет сформулировать правило проверки непроизносимых согласных в корне слова? Чтение правила на странице 115 учебника. На экране слайд №2 (четверостишье о способе проверки непроизносимых согласных): | словесный частично-поисковый иллюстративный | фронтальная | Подводит учащихся к формулировке темы урока Работа с компьютером | Учащиеся сами формулируют учебную задачу урока Учащиеся формулируют правило о правописании непроизносимой согласной в корне слова, а затем читают его в учебнике Чтение четверостишья и его запоминание | Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Логические познавательные УУД Синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). |
Ознакомление учеников с инструкцией | | Выполнение упражнения №226 на странице 115 учебника. - В каких же сочетаниях вам встретились непроизносимые согласные в словах? На экране слайд №3. (опорная схема с сочетаниями букв, в которых пишутся непроизносимые согласные): (сочетания появляются постепенно). Эти сочетания – это орфограмма, где пишутся непроизносимые согласные. - А какое интересное сочетание вы заметили в схеме? (СН) - Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т. И опять на помощь нам придут проверочные слова. О таких словах мы будем говорить позже, будем учиться проверять их и правильно писать. | словесный иллюстративный частично-поисковый | самостоятельная | Проверка работы ( выявляет сочетания согласных, в которых пишется непроизносимая согласная) Работа с компьютерной презентацией | Прописывают сочетания с непроизносимыми согласными Учащиеся выявляют сочетание, где не всегда пишется непроизносимая согласная Чтение стихотворения о написании непроизносимых согласных | Регулятивные УУД Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. Познавательные УУД Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). |
Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя | | – А теперь внимание на экран. Перед вами задание по вариантам: (дифференцированное задание) На экране слайд №4. (На экране слова с пропущенными непроизносимыми согласными). Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. Можешь ты проверить сам Своё внимание к словам. 1 группа записывает слова с сочетаниями – сТн -, 2 группа – слова с сочетаниями – зДн – и приписывают проверочные слова, орфограммы подчёркиваем. 3 группа учеников составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными: | иллюстративный | групповая | Инструкция по выполнению самостоятельной работы Нацеливает учащихся на необходимость грамотного письма При необходимости учитель оказывает помощь Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. | Читают стихотворения о необходимости грамотного письма Дети самостоятельно выполняют задания по группам, после чего следует самопроверка по компьютерной презентации Слушают мини-сочинения, делятся впечатлениями | Коммуникативные УУД Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группах. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
| | ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО Затем самопроверка: Раз, два, три, четыре Начинается игра. Вы теперь не просто дети, Вы теперь – учителя! Начинает Вы теперь не просто дети. Вы теперь – учителя Вы теперь – учителя. На экране слайд №5. На экране слайд №6. На экране слайд №7. - Посмотрите на экран, прочтите слова, в которых в сочетании – СН не надо писать букву Т, так как её нет в проверочных словах. Проверим эти слова. Об этих словах мы ещё будем говорить на следующих уроках русского языка. | словесный иллюстративный | | Работа с компьютерной презентацией | Дети доказывают, почему они написали такую согласную. Ученики из третьей группы читают получившиеся мини-сочинения по данной теме. | Регулятивные УУД Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Коммуникативные УУД Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное |
Выполнение работы учащимися под руководством учителя | | – Отгадайте загадку: Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене, Найдётся сразу дело мне. (лестница) - Есть ли непроизносимая согласная в этом слове? - Подберите проверочное слово. - Это слово словарное, эту букву в слове нужно запомнить, её проверить нельзя. Также, как и в слове чувство нужно запомнить согласную букву В. (записать слова в словарики). - А какие лестницы вы знаете? (каменные, деревянные, верёвочные, железные) - Составьте предложение с этим словом. - А теперь письмо по памяти (четверостишье о лестнице). | словесный частично-поисковый | фронтальная | Загадывает загадку Беседа о том, какие виды лестниц бывают, показ необходимых иллюстраций | Учащиеся пробуют подобрать проверочное слово и выясняется, что слово это - словарное Запись словарных слов в словарики Учащиеся составляют предложение со словарными словами Письмо четверостишья по памяти | Познавательные УУД Логические - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Закрепление урока. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий | 7 мин | На экране слайд №8. - О какой же лестнице здесь идёт речь? (лестница – эскалатор(картинка)). Запись и взаимопроверка. - С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? (с непроизносимой согласной) - Как же проверить непроизносимую согласную? - В каких сочетаниях пишется непроизносимая согласная? - А в каких не пишется? - Какие словарные слова вы запомнили? - Назовите «золотые правила русской орфографии»? - Почему их назвали «золотыми»? | иллюстративный словесный | фронтальная | Работа по иллюстрации Подводит обучающихся к выводу о том, с какой орфограммой познакомились на уроке | Учащиеся рассказывают, что это за лестница и где её можно встретить Проверка выполненной работы друг у друга (взаимопроверка) Формулируют выводы наблюдений. | Личностные УУД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Коммуникативные УУД Умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать Познавательные: общеучебные Структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов действия -навык самоконтроля |
Итог урока. Домашнее задание | 2 мин | ИГРА «Забей мяч в ворота». Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов. ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ - Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему? (интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной) - -Что вам больше всего понравилось на уроке? -Над чем необходимо работать ещё? стр.117.,упр.230 (правило, словарные слова повторить). | иллюстративный частично-поисковый словесный | фронтальная | Объясняет правила игры Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Учащиеся прикрепляют мячики с написанными на них словами в нужные ворота Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Познавательные: общеучебные - анализ объектов с целью распределения по признакам Коммуникативные УУД Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Познавательные УУД Выполнять задания по аналогии Регулятивные УУД Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. |