kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Не с причастиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Русский язык

  1. 7Б , лингво-информационный
  2. Москвина Лариса Леонидовна
  3. Программа: базовый уровень; учебники: Русский язык: Практика. 7 кл.; Под редакцией С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 1999; Русский язык: Теория. 5-9 кл.; Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 1999.
  4. Тема урока: « Правописание не с причастиями»
  5. Цели урока:

 Образовательные: усвоить орфограмму не с причастиями, тренироваться в применении алгоритма изучаемого правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие – причастный оборот» ;

Развивающие: развивать умение работать с теоретическим материалом, выбирать главное, лаконично объяснять написание не с причастиями;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, коллективизм, толерантность.

  1. Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Ход урока

 

  1. Организационный момент

 

-Тему сегодняшнего урока я  не называю, вы чуть позже попробуете сами догадаться, что мы сегодня будем изучать (слайд 1).

Вначале  вспомните какие-нибудь пословицы о труде (слайд 2).

Самой подходящей, на мой взгляд, будет такая – «Терпение и труд всё перетрут». А ещё – «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» (слайд 3). Пусть на сегодняшнем уроке труд, терпение, внимательность, любознательность, настойчивость будут вашими помощниками в самостоятельном освоении нового материала. Успехов вам!

 

  1. Актуализация знаний

 

   - Первое задание будет таким: объясните написания, на основе примеров вспомните правописание различных частей речи с не (слайд 4). Сначала скажите, на какую тему подобраны данные слова. (Учение, труд, трудолюбие).

 

   Невежда, невежественный, неряшливо.

   Незнание, неграмотный, неаккуратно.

   Не знание, а полная некомпетентность;

        не аккуратно, а неряшливо.

        Далеко не грамотный ученик; ничуть не аккуратно.  

 

 

  1. Постановка учебной задачи и её решение

 

-Перед вами ещё одно сочетание, попробуйте объяснить правописание не здесь (слайд 5).

 

 Не  прочитанная до конца книга

- А если так? (слайд 6)

 

(Учащиеся высказывают свои предположения)

- Вы уже догадались, какая тема урока у нас сегодня? (слайд 7).

Запишите название темы в тетрадь.

- Каковы цели нашего урока?

- Как будем добиваться осуществления наших целей? (Обратимся за помощью к учебнику – п.140, стр.178)

- Что вы узнали? (по ходу ответов на слайдах появляются пункты правила  – слайды 8,9)

 

  1. Первичное закрепление
  1. Интерактивное задание «Собери яблочки» (причастия, которые не употребляются без не) – (слайд 10).
  2. Раскрой скобки. Сделай вывод о написании данных причастий (слайды 11-13).
  3. (Слайд 14) Выберите из упр.100 необходимые примеры.
  4. (Слайд 15) Выполните задание по образцу (слайды 16 – 18).
  5.  Выполните задание по образцу (слайды 19 – 20).

 

  1.     Самостоятельная работа по вариантам ( в парах) с последующей проверкой в классе.

Выполните задание №1 «Четвёртое лишнее» на карточках. Выписать только «четвёртое лишнее», раскрыв скобки, обозначив орфограмму так, как она обозначена в опорном материале на стр. 39 сборника упражнений «Практика».

                                     

                                         1 вариант

  1. Работа (не) выполнена; (не) возмутимый человек; (не) пролазный орешник; (не) доумевающий взгляд.
  2. (Не) пораненный ничуть лес; (не) скошенные луга; (не) выкопанный осенью картофель; (не) вспаханное вовремя поле.
  3. (Не) прочитанная книга; (не) тронутая природа; (не) рассеянные, а внимательные ученики; (не) засеянное поле.

2 вариант

  1. (Не) изгладимое впечатление; (не) выносимая обида; одежда (не) сложена; (не) навидящий взгляд.
  2. Ещё (не) выкрашенный подоконник; (не) вспаханное поле; никогда (не) наказывавший меня отец; никем (не) узнанный портрет.
  3. (Не) скошенный луг; (не) распускающийся цветок; (не) исследованные, а глухие места; (не) застроенный пустырь.

                       Ключи на слайде 21.

 

  1. Самоконтроль, самооценка.

 

- Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Кто допустил одну ошибку? Две? Больше? (слайд 22)

Объясните свои ошибки.

 

  1. Повторение и закрепление.

 

Выполните задание №2 на карточках.

 

  1.  Распределительное письмо.

Раскрыть скобки и распределить слова на две колонки:

пишутся с не слитно; пишутся с не раздельно. Обозначить части речи.

                                             1 вариант

  1. (Не) давно король пришёл в страшное (не) годование.
  2. Это была ничуть (не) приветливая особа.
  3. Никогда (не) испытанные чувства овладели мной.
  4. (Не) сделаны ещё первые шаги.
  5. Семеро одного (не) ждут.
  6. (Не) выполненное задание.

7) На столе лежало (не) отправленное письмо.

 

                                            2 вариант

 

  1. (Не) благодарный ученик (не) уважительно отзывался о нормах правописания.
  2. Меня гложет (не) осознанный страх.
  3. Это было далеко (не) весёлое дело.
  4. Ничто (не) забыто.
  5. Не проверив слуха, (не) доноси до чужого уха.
  6. (Не) сомневающийся читатель.

7)  В вазе стояли (не) увядшие, а свежие цветы

 

               Проверка осуществляется после сдачи тетрадей.

 

  1. Итог урока.

            Вопросы на «засыпку».

           - Как пишется не в причастном обороте? Как пишется не в одиночных причастиях?

           - Поистине «ученье – свет, а неученье – тьма» (слайд 23).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Не с причастиями »

?

?

Терпение и труд всё перетрут.  Без труда не выловишь и рыбку из пруда.  Дерево славится плодами, а человек - трудами.  Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дерево славится плодами, а человек - трудами.

Труд человека кормит, а лень портит.

Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок. (порок – недостаток)

Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок. (порок – недостаток)

Объясните написания.  Невежда, невежественный, неряшливо. Незнание, неграмотный, неаккуратно. Не знание, а полная некомпетентность;  не аккуратно, а неряшливо. 4. Далеко не грамотный ученик; ничуть не аккуратно.

Объясните написания.

  • Невежда, невежественный, неряшливо.
  • Незнание, неграмотный, неаккуратно.
  • Не знание, а полная некомпетентность;

не аккуратно, а неряшливо.

4. Далеко не грамотный ученик; ничуть не аккуратно.

Объясните написание.  Не  прочитанная до конца книга

Объясните написание.

Не прочитанная до конца книга

Непрочитанная книга  Не  прочитанная до конца книга

Непрочитанная книга

Не прочитанная до конца книга

Правописание  не  с  причастиями

Правописание не с причастиями

Слитное написание не с причастиями  1. Если причастие не употребляется без не .  (негодующий, ненавидящий)  2. Если причастие не имеет зависимых слов (одиночное) и нет противопоставления .  ( непрочитанная книга, нерешённая задача)

Слитное написание не с причастиями

1. Если причастие не употребляется без не .

(негодующий, ненавидящий)

2. Если причастие не имеет зависимых слов (одиночное) и нет противопоставления .

( непрочитанная книга, нерешённая задача)

Раздельное написание не с причастиями   1. Есть противопоставление с союзом а .  (не  решённая, а списанная задача)   2. Есть зависимое слово, то есть образуется причастный оборот.  ( не  прочитанная до конца книга)   3. С краткими причастиями  ( книга не  прочитана, задача  не решена)

Раздельное написание не с причастиями

1. Есть противопоставление с союзом а .

(не решённая, а списанная задача)

2. Есть зависимое слово, то есть образуется причастный оборот.

( не прочитанная до конца книга)

3. С краткими причастиями

( книга не прочитана, задача не решена)

Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить. непогасший невзлюбивший негодующий незамерзающий нераспустившийся непроверяемые некрашеный нерассказанная недоумевающий ненавидевший

Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить.

непогасший

невзлюбивший

негодующий

незамерзающий

нераспустившийся

непроверяемые

некрашеный

нерассказанная

недоумевающий

ненавидевший

(не) скошенные травы (не) написанная сказка (не) распаханный луг (не) слыханная тишина (не) изученный параграф (не) обработанное поле

(не) скошенные травы

(не) написанная сказка

(не) распаханный луг

(не) слыханная тишина

(не) изученный параграф

(не) обработанное поле

нескошенные травы ненаписанная сказка нераспаханный луг неслыханная тишина неизученный параграф необработанное поле

нескошенные травы

ненаписанная сказка

нераспаханный луг

неслыханная тишина

неизученный параграф

необработанное поле

причастие Зависимое слово

причастие

Зависимое слово

краткое  причастие

краткое

причастие

Спишите, изменяя словосочетания по образцу. Образец X Непрочитанная книга —  книга не прочитана

Спишите, изменяя словосочетания по образцу.

Образец

X

Непрочитанная книга

книга

не

прочитана

(не) скошенные травы — (не) написанная сказка — (не) распаханный луг — (не) слыханная тишина — (не) созданный прибор — (не) изученный параграф — (не) вырытая яма — (не) посеянные цветы — (не) обработанное поле —

(не) скошенные травы

(не) написанная сказка

(не) распаханный луг

(не) слыханная тишина

(не) созданный прибор

(не) изученный параграф

(не) вырытая яма

(не) посеянные цветы

(не) обработанное поле

X нескошенные травы — ненаписанная сказка — нераспаханный луг — неслыханная тишина — несозданный прибор — неизученный параграф — невырытая яма — непосеянные цветы — необработанное поле — травы не скошены сказка не написана луг не распаханы тишина не слыхана прибор не созданы параграф не изучены яма не вырыта цветы не посеяны поле не обработано X X X X X X X X

X

нескошенные травы

ненаписанная сказка

нераспаханный луг

неслыханная тишина

несозданный прибор

неизученный параграф

невырытая яма

непосеянные цветы

необработанное поле

травы не скошены

сказка не написана

луг не распаханы

тишина не слыхана

прибор не созданы

параграф не изучены

яма не вырыта

цветы не посеяны

поле не обработано

X

X

X

X

X

X

X

X

Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы. Образец ) поднимающийся, Не ( а лифт. спускающийся *****

Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец

)

поднимающийся,

Не

(

а лифт.

спускающийся

*****

)  (  Не расцветающие, а растения.  Не уменьшенный, а числа.  Не собранные, а игрушки.  Не затемнённая, а сцена.  Не удаляющийся, а поезд. ***** увядающие ( )  ***** увеличенные )  ( разбросанные ***** (  )  освещённая ***** ( )  приближающийся *****

)

(

Не расцветающие, а растения.

Не уменьшенный, а числа.

Не собранные, а игрушки.

Не затемнённая, а сцена.

Не удаляющийся, а поезд.

*****

увядающие

(

)

*****

увеличенные

)

(

разбросанные

*****

(

)

освещённая

*****

(

)

приближающийся

*****

Ключи   1 вариант Работа не  выполнена ( кр. прич.) Не ск ошенные луга ( одиночн .) Не  рассеянные, а внимательные ученики   2 вариант Одежда не  сложена ( кр. прич .) Н ев спаханное поле (одиночн.) Не  исследованные, а глухие места

Ключи

1 вариант

Работа не выполнена ( кр. прич.)

Не ск ошенные луга ( одиночн .)

Не рассеянные, а внимательные ученики

2 вариант

Одежда не сложена ( кр. прич .)

Н ев спаханное поле (одиночн.)

Не исследованные, а глухие места

Рефлексия  Молодцы   Хорошо   Старайтесь

Рефлексия

Молодцы

Хорошо

Старайтесь

Ученье – свет, а неученье – тьма .

Ученье – свет, а неученье – тьма .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Не с причастиями

Автор: Москвина Лариса Леонидовна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "307742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458413661"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "100889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402398209"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "«Причастие»"
    ["seo_title"] => string(13) "prichastiie_1"
    ["file_id"] => string(6) "390891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903083"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Урок -игра  " Причастие""
    ["seo_title"] => string(20) "urokighraprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "300812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456805906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства