1. Русский язык
- 7Б , лингво-информационный
- Москвина Лариса Леонидовна
- Программа: базовый уровень; учебники: Русский язык: Практика. 7 кл.; Под редакцией С.Н. Пименовой – М.: Дрофа, 1999; Русский язык: Теория. 5-9 кл.; Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 1999.
- Тема урока: « Правописание не с причастиями»
- Цели урока:
Образовательные: усвоить орфограмму не с причастиями, тренироваться в применении алгоритма изучаемого правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие – причастный оборот» ;
Развивающие: развивать умение работать с теоретическим материалом, выбирать главное, лаконично объяснять написание не с причастиями;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, коллективизм, толерантность.
- Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).
Ход урока
- Организационный момент
-Тему сегодняшнего урока я не называю, вы чуть позже попробуете сами догадаться, что мы сегодня будем изучать (слайд 1).
Вначале вспомните какие-нибудь пословицы о труде (слайд 2).
Самой подходящей, на мой взгляд, будет такая – «Терпение и труд всё перетрут». А ещё – «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» (слайд 3). Пусть на сегодняшнем уроке труд, терпение, внимательность, любознательность, настойчивость будут вашими помощниками в самостоятельном освоении нового материала. Успехов вам!
- Актуализация знаний
- Первое задание будет таким: объясните написания, на основе примеров вспомните правописание различных частей речи с не (слайд 4). Сначала скажите, на какую тему подобраны данные слова. (Учение, труд, трудолюбие).
Невежда, невежественный, неряшливо.
Незнание, неграмотный, неаккуратно.
Не знание, а полная некомпетентность;
не аккуратно, а неряшливо.
Далеко не грамотный ученик; ничуть не аккуратно.
- Постановка учебной задачи и её решение
-Перед вами ещё одно сочетание, попробуйте объяснить правописание не здесь (слайд 5).
Не прочитанная до конца книга
- А если так? (слайд 6)
(Учащиеся высказывают свои предположения)
- Вы уже догадались, какая тема урока у нас сегодня? (слайд 7).
Запишите название темы в тетрадь.
- Каковы цели нашего урока?
- Как будем добиваться осуществления наших целей? (Обратимся за помощью к учебнику – п.140, стр.178)
- Что вы узнали? (по ходу ответов на слайдах появляются пункты правила – слайды 8,9)
- Первичное закрепление
- Интерактивное задание «Собери яблочки» (причастия, которые не употребляются без не) – (слайд 10).
- Раскрой скобки. Сделай вывод о написании данных причастий (слайды 11-13).
- (Слайд 14) Выберите из упр.100 необходимые примеры.
- (Слайд 15) Выполните задание по образцу (слайды 16 – 18).
- Выполните задание по образцу (слайды 19 – 20).
- Самостоятельная работа по вариантам ( в парах) с последующей проверкой в классе.
Выполните задание №1 «Четвёртое лишнее» на карточках. Выписать только «четвёртое лишнее», раскрыв скобки, обозначив орфограмму так, как она обозначена в опорном материале на стр. 39 сборника упражнений «Практика».
1 вариант
- Работа (не) выполнена; (не) возмутимый человек; (не) пролазный орешник; (не) доумевающий взгляд.
- (Не) пораненный ничуть лес; (не) скошенные луга; (не) выкопанный осенью картофель; (не) вспаханное вовремя поле.
- (Не) прочитанная книга; (не) тронутая природа; (не) рассеянные, а внимательные ученики; (не) засеянное поле.
2 вариант
- (Не) изгладимое впечатление; (не) выносимая обида; одежда (не) сложена; (не) навидящий взгляд.
- Ещё (не) выкрашенный подоконник; (не) вспаханное поле; никогда (не) наказывавший меня отец; никем (не) узнанный портрет.
- (Не) скошенный луг; (не) распускающийся цветок; (не) исследованные, а глухие места; (не) застроенный пустырь.
Ключи на слайде 21.
- Самоконтроль, самооценка.
- Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Кто допустил одну ошибку? Две? Больше? (слайд 22)
Объясните свои ошибки.
- Повторение и закрепление.
Выполните задание №2 на карточках.
- Распределительное письмо.
Раскрыть скобки и распределить слова на две колонки:
пишутся с не слитно; пишутся с не раздельно. Обозначить части речи.
1 вариант
- (Не) давно король пришёл в страшное (не) годование.
- Это была ничуть (не) приветливая особа.
- Никогда (не) испытанные чувства овладели мной.
- (Не) сделаны ещё первые шаги.
- Семеро одного (не) ждут.
- (Не) выполненное задание.
7) На столе лежало (не) отправленное письмо.
2 вариант
- (Не) благодарный ученик (не) уважительно отзывался о нормах правописания.
- Меня гложет (не) осознанный страх.
- Это было далеко (не) весёлое дело.
- Ничто (не) забыто.
- Не проверив слуха, (не) доноси до чужого уха.
- (Не) сомневающийся читатель.
7) В вазе стояли (не) увядшие, а свежие цветы
Проверка осуществляется после сдачи тетрадей.
- Итог урока.
Вопросы на «засыпку».
- Как пишется не в причастном обороте? Как пишется не в одиночных причастиях?
- Поистине «ученье – свет, а неученье – тьма» (слайд 23).