МКОУ ООШ д. Старокульчубаево
Подготовила Минушина Н.А.
Тема: Начальная форма глагола.
Класс: 4 класс
Тип урока: урок изучение нового материала с использованием ИКТ (презентации Power Point).
Вид урока: урок-путешествие
Цель: ознакомление с начальной формой глагола.
Задачи:
Образовательные: познакомить с начальной формой глагола;
развивать умение находить глаголы начальной формы;
развивать умение отличать глаголы совершенного и
несовершенного вида;
развивать умение различать начальную форму и личные
формы глаголов.
Развивающие: развивать приемы логического мышления;
формировать коммуникативные умения;
развивать умения анализировать языковой материал.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку,
любознательность,
стремление преодолевать препятствия.
Оборудование: проектор, компьютер, экран
Ход урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний уч-ся. Мотивация к действиям. Слайды 1-2
- Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в удивительную страну Глаголию. Сопровождает нас в этом путешествии добрый дядюшка Глагол. Чтобы благополучно добраться до страны Глаголии, мы должны помочь дядюшке справиться с разными препятствиями, которые устраивает на нашем пути Помеха - Неумеха. Добраться до страны Глаголии нам поможет карта. 3 слайд. Крестиками на ней указаны станции, которые нам предстоит пройти.
4 слайд. Станция 1 – «Обобщай».
- А вот и первое задание.
- Прочитайте слова, найдите в них общее. Высадил, уходил, заговорит, сбережёт, вытерпел, сбегут.
Ответы детей: все слова глаголы, у всех есть приставки, безударные гласные в корне слова.
- Какие можете назвать различия?
Ответы детей: глаголы высадил, уходил, заговорит, сбережет, вытерпел - единственного числа. Глагол сбегут - множественного числа. Глаголы прошедшего времени: высадил, уходил, вытерпел. Глаголы будущего времени: сбережет, заговорит, сбегут.
- Догадайтесь, какова тема нашего урока? Конечно же, глагол! Вспомните, что такое глагол. Назовите его грамматические признаки. Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с 1 заданием.
- Словарно-орфографическая работа. 9 слайд. Станция 2 – «Угадай»
-Новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если поможете дядюшке Глаголу разгадать ребус.
- Запишите это слово (сверкать), подчеркнем и запомним орфограмму - непроверяемую безударную гласную е. Подберите к глаголу синонимы.
Сверкать, сиять, блестеть.
- Изучение нового материала. Станция 3 – «Синонимы». Слайд 10
- Задайте вопросы к этим глаголам. (Что делать?)
- Образуйте от них новые глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
(Засверкать, засиять, заблестеть.)
- Давайте определим время и число этих глаголов.
(Определить время и число нельзя)
- Вывод (слайд 11): у глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? нельзя определить время, число, лицо. Такие глаголы называются неопределенной формой или начальной формой. Начальная форма глаголов не изменяется, у неё нет окончания.
Чтение правила.
Глагол имеет начальную форму. Начальная форма глагола не изменяется, у неё нет окончания. Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть, -ти,- чь. Глаголы в начальной или неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Привал. Физкультминутка (слайд 12).
- Все мы устали и больше всех дядюшка Глагол. Давайте отдохнем, чтобы с новыми силами двигаться дальше.
- Закрепление изученного материала (упр.2 стр.100) Работа в парах. Слайд 13. Станция 4 – «Глагол»
- Выпишите глаголы в начальной форме, отметьте суффиксы -ть, - ти, - чь.
Зовут, играют, ходить, выбежали, пойти, учить, плакать, пошел, проехать, обойти, отметили, зажечь, собираю, съесть, дует, прожить, открываешь, умывает, давать, упасть, исчезли, понять, замерзли, доказывать, сплю, спать, спал, лечь, увидели, терпеть, учить.
Проверка работы в парах.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Дядюшка Глагол вами доволен (слайд 14).
Станция 5 – «Раздели». Слайд 15.
- На следующем этапе нашего пути ждет нас такое задание.
- Разделите слова на 2 столбика.
Идти, стеречь, писать, пройти, думать, написать, придумать, учить, выучить, говорить, проговорить, посмотреть.
Проверка работы в парах.
- Дядюшка Глагол благодарит вас за помощь, и мы отправляемся дальше (слайд 16).
Станция 6 (упр.3 стр.101) – «Сообрази». Слайд 17.
- Запишите начальную форму глаголов, отметьте суффиксы.
Играют, играешь, играл -
Сидят, сидим, сидел -
Скажу, скажешь, сказал -
Начинаем, начинают, начинал -
Несу, несешь, несла -
Нарисую, нарисуют, нарисовал -
Проверка работы в парах.
- Дядюшка Глагол очень доволен вашей работой. Осталось последнее препятствие, и мы у цели.
Самостоятельная работа (Упр.1 стр.100) Станция 7 – «Лексика». Слайд 18 .
- Подумайте, в каких группах записаны слова, а в каких формы одного слова. Спишите и отметьте это кратко.
1) смотреть, смотрю, смотришь, смотрит, смотрел.
2) смотреть, посмотреть, пересмотреть, засмотреться.
3) листать, листаю, листаешь, листает, листал.
4) листать, полистать, перелистать, пролистать, пролистывать.
Проверка работы (слайд 19).
В 1 и 3 группах записаны формы одного и того же слова. Лексическое значение слов не изменяется. Во 2 и 4 группах записаны разные слова, т.к. меняется лексическое значение слов.
Слайд 20.
- Вот и осталось позади последнее препятствие (кликнуть на карте по стрелке «финиш»). Мы с вами помогли дядюшке Глаголу добраться до его родины - страны Глаголии. А коварная Помеха - Неумеха осталась с носом. Как вы понимаете это выражение
« остаться с носом »?
- Итог урока.
- Как образуется начальная форма глагола?
- На какие вопросы отвечает начальная форма?
- Почему начальную форму называют неопределенной формой?
7. Домашнее задание: с. 77 № 4