развивать познавательные и творческие способности, умение работать в паре и индивидуально;
повышать культуру речи;
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
формировать интерес к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Оборудование: мультимедийный проектор;
геометрические фигуры;
карточки для самостоятельной работы;
Ход урока:
I Организационный момент:
- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Проверьте, не мешаете ли вы друг другу, удобно ли вам?
- На урок я пригласила человечка по имени ПКЧАГ (Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно). Выполняя это «золотое правило» грамматики, учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро.
Слайд 1:ПКЧАГ
II Минутка чистописания:
(на доске) рдст
- Назовите буквы. Попробуйте назвать слово по этим буквам, добавив гласные. Правильно, это слово радость.
- А от чего мы испытываем радость?
- Испытать чувство радости можно от хорошего настроения, от результатов своей работы. Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Спишите также красиво и чисто, чтобы испытать радость от своего труда.
- Подберите однокоренные слова к слову радость.
Слайд 2: радостный, радостно, радовать
- Определим части речи, воспользовавшись этой графической иллюстрацией:
Слайд 3: имя прилагательное
имя существительное
глагол
наречие
- Определите части речи и покажите соответствующую фигуру, взяв на парте. - Докажите правильность своего ответа: поставьте вопрос, что обозначает?
- Работаем со словом «радовать». Как мы называем форму глагола, когда он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
III Постановка цели урока. Работа над новым материалом:
- Поставьте цели и задачи на сегодняшний урок.
-Сегодня на уроке мы поговорим о начальной форме глагола, узнаем новое о глаголе. Что вы уже знаете о глаголе?
Актуализация знаний.
- Помогите «говорящей» букве Г, которой мы обозначаем глагол (игра «Подскажите словечко»):
Слайд 4: Г - отвечает на вопросы: ….;
Г - обозначает … ;
Г - изменяется по … ;
- Определим число и время у глагола радовать.
- Проблема: можем ли мы это сделать?
- Делаем вывод: ни время, ни число, ни лицо, ни род у начальной формы глагола нельзя определить. Ученые назвали неопределенная форма глагола.
Работа по учебнику: знакомство с правилом на стр. 88.
- Учимся находить глаголы неопределенной формы.
Словарно-орфографическая работа.
- Составьте рассыпанное слово:
Слайд 5: а е ж ь т л
- Подберите синоним к слову желать (хотеть).
Работа с орфографическим словарем – стр. 126.
- Что можете сказать о написании?
- Запишем слова в тетрадь: желать – хотеть
- Прочитайте пословицы:
Слайд 6: Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать – последнее потерять.
- Как понимаете смысл?
- В них говорится о человеческой жадности, о том, как она влияет на жизнь человека.
- Запишем первую пословицу в тетрадь с комментированием.
- Назовите глаголы, поставьте к ним вопрос. Определите время и число.
- Из второй пословицы выпишем только глаголы.
Запись: пожелать –
потерять –
- Поставьте вопросы. Определим время и число. Как называем такие глаголы? От данных глаголов образуем новые так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? Запишем рядом (желать, терять).
- Как оканчиваются глаголы неопределенной формы? ( на –ть)
- Чем различаются? (есть приставка в вопросе и слове)
Работа над правилом в учебнике – стр. 89
Физминутка
- Буду называть глаголы. Если услышите глаголы в неопределенной форме, встаете: гудеть, бегает, шумят, бежать, прибежать, шью, шить, учат, выучить.
IV Закрепление изученного:
1). Самостоятельная работа в парах.
- На партах лежат карточки с «секретом». Запишите данные глаголы в две группы. Можно посоветоваться, как выполнять работу.
Самопроверка (ответы с обратной стороны карточки)
Оценивание своей работы.
2). Тест «Верные, неверные высказывания»
- Обобщим всё, что узнали о неопределенной форме глагола. Читаем высказывание, если с ним согласны - хлопаем в ладоши, если нет - молчим.
3) В тексте есть ошибки. Найдите их и исправьте.
Слайд 7: - Н. ф. глагола отвечает на один из вопросов: что делать? что сделать?
- В н.ф. глагола можно определить время, лицо, число.
- В н.ф. глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число.
- Глаголы н. ф. оканчиваются на –ть, -ти
- Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? считаются разными словами.
V Итог урока:
- Какие открытия для себя сделали?
- Оцените свою работу. Как работали? Кто выполнял правила нашего гостя?
Домашнее задание: упр. 270, 272 (устно)
Список использованной литературы
Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. – М: «Аквариум» ГИППВ, 1998
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы -М.: «ВАКО», 2004
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. – ЗАО «Книга» «Учитель», 2008
Соловейчик М.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 3 класс - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г