kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разносклоняемые существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Разносклоняемые существительные"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разносклоняемые существительные»

Седьмое декабря.  Классная работа.

Седьмое декабря. Классная работа.

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

  • С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке?
  • Разносклоняемые существительные – те, которые …
  • В чем особенность их склонения?
Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые имена существительные

Толкование слов БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя . Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля) ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Толкование слов

БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя . Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Цель ЗНАТЬ: разносклоняемые существительные суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ УМЕТЬ: склонять существительные на -МЯ обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных

Цель

ЗНАТЬ:

  • разносклоняемые существительные
  • суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ

УМЕТЬ:

  • склонять существительные на -МЯ
  • обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных

Прочитайте стихотворение. Найдите разносклоняемые существительные. Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять  - бремя. У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на стремя, Над собою поднял знамя, Раздувая распри пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.

Прочитайте стихотворение.

Найдите разносклоняемые существительные.

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на стремя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Синтаксическая пятиминутка 1 вариант 2 вариант  Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы  Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы   Давайте же мыт(?)ся, плескат(?)ся, У леса на опуш(?)ке Жила Зима в избуш(?)ке. Купат(?)ся, нырять, кувыркат(?)ся, Она снеж(?)ки солила В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане. В березовой кадуш(?)ке  (К.Чуковский)  (С.Островой)

Синтаксическая пятиминутка

1 вариант

2 вариант

Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы

Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы

Давайте же мыт(?)ся, плескат(?)ся,

У леса на опуш(?)ке

Жила Зима в избуш(?)ке.

Купат(?)ся, нырять, кувыркат(?)ся,

Она снеж(?)ки солила

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане.

В березовой кадуш(?)ке

(К.Чуковский)

(С.Островой)

Словарный диктант  Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.  На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари…  Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.

Словарный диктант

Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.

На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари…

Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.

Разносклоняемые существительные  Бре мя  Вре мя  Вы мя  Зна мя  И мя ср.р.  Пла мя  Пле мя  Се мя  Стре мя  Те мя  Путь м.р.

Разносклоняемые существительные

Бре мя

Вре мя

Вы мя

Зна мя

И мя ср.р.

Пла мя

Пле мя

Се мя

Стре мя

Те мя

Путь м.р.

Разносклоняемые существительные Р.п.  Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)  П.п.  Т.п.  ЕМ (по 2 скл.)  Р.п. мн.ч. семя , стремя  -ЯН-

Разносклоняемые существительные

Р.п.

Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)

П.п.

Т.п. ЕМ (по 2 скл.)

Р.п. мн.ч. семя , стремя -ЯН-

Синтаксическая пятиминутка  Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.   Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.

Синтаксическая пятиминутка

Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.

Объяснительный диктант  Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.  Потерянного врем…н… (не) воротишь. Большого плам…н… (не) задуешь. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .

Объяснительный диктант

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

  • Потерянного врем…н… (не) воротишь.
  • Большого плам…н… (не) задуешь.
  • Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
  • От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .

«Проверь себя»  Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.   Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение.  Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц.  По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.

«Проверь себя»

Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.

Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение.

Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц.

По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.

Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Составить предложения с фразеологизмами:

стремя в стремя,

называть вещи своими именами,

до поры до времени.

С писать; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. 1.Я должен быть дома к своему врем…н… 2.Мы своих домашних животных зовем по им…н… 3.По вечерам меня мучает боль в тем…н… 4.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .

С писать; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.

1.Я должен быть дома к своему врем…н…

2.Мы своих домашних животных зовем по им…н…

3.По вечерам меня мучает боль в тем…н…

4.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.   1.Синим плам..нем пылают стаи туч... над бездной моря. 2. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… . 3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье. 4.Я должен быть дома к своему врем…н… 5.Мы своих домашних животных зовем по им…н… 6.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

1.Синим плам..нем пылают стаи туч... над бездной моря.

2. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .

3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.

4.Я должен быть дома к своему врем…н…

5.Мы своих домашних животных зовем по им…н…

6.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. 

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание. 

  • Идти по алле…,шагать к станци.., бежать по дорог.., идти по насып.., отдыхать на взморь.., быть на лекци.., отметить  в доклад.., писать в объяснени.., говорить о создани.., отдыхал в санатори.. .
Спишите, вставьте пропущенные буквы

Спишите, вставьте пропущенные буквы

  • Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости мастер.., напр..вляться по дорог.. к станци.., разв..вать способности в ребёнк.., появляться в распол..жени.. лагеря, разд..ваться в здани.., посадить сем..на.
Проверь себя! ТЕСТ 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а  2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа  3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе.

Проверь себя!

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.

Ключ к тесту 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: «Нет ошибок» - Молодец! «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее! «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать! 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе

Ключ к тесту

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

  • «Нет ошибок» - Молодец!
  • «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
  • «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе

Домашнее задание Сочинить сказку про разносклоняемые существительные или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.   Удачи!

Домашнее задание

Сочинить сказку про разносклоняемые существительные или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.  

Удачи!

Опорный конспект

Опорный конспект


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разносклоняемые существительные

Автор: Ярославцева Анастасия Демьяновна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные""
    ["seo_title"] => string(67) "urokotkrytiieporusskomuiazykuraznoskloniaiemyiesushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "304271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457693788"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разносклоняемые существительные для 6 класса"
    ["seo_title"] => string(54) "raznoskloniaiemyie-sushchiestvitiel-nyie-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "317894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460460568"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Разносклоняемые существительные "
    ["seo_title"] => string(40) "raznoskloniaiemyie-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "143482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418550129"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок "Разносклоняемые существительные""
    ["seo_title"] => string(43) "urokraznoskloniaiemmyiesushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "311788"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459255061"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "«РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ» "
    ["seo_title"] => string(42) "raznoskloniaiemyie-sushchiestvitiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "159355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421882122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства