kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект к уроку русского языка. Презентация к уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, представленный в презентации, может быть использован на уроках изучения лексики в пятом классе. Материал предназначен для применения на различных этапах освоения темы "Лексика".

Данная презентация даёт представление о лексическом значении слова, его многозначности, синонимии, антонимии, фразеологии и других явлений языка; развить интерес и любовь к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка. Презентация к уроку.»

Тема урока: «Лексика»

Тема урока: «Лексика»

Цели и задачи:  дать представление о лексическом значении слова, его многозначности, синонимии, антонимии, фразеологии и других явлениях языка; развивать интерес и любовь к родному языку. 2

Цели и задачи:

  • дать представление о лексическом значении слова, его многозначности, синонимии, антонимии, фразеологии и других явлениях языка; развивать интерес и любовь к родному языку.

2

Содержание

Содержание

  • 1. Понятие о лексике.
  • 2. Лексическое значение слова.
  • 3.Однозначные и многозначные слова.
  • 4. Омонимы.
  • 5. Синонимы.
  • 6. Антонимы.
  • 7. Кроссворд по теме «Лексика».
  • 8. Фразеология.
  • 9. Постоянные сравнения.
  • 10. Этимология.
  • 11. Происхождение слова панама.
  • 12. Контрольные вопросы.
Понятие о лексике Все слова языка образуют его словарный состав,или лексику. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, нет и быть не может, потому что наш язык постоянно развивается. Содержание

Понятие о лексике

  • Все слова языка образуют его словарный состав,или лексику.
  • Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, нет и быть не может, потому что наш язык постоянно развивается.

Содержание

Лексическое значение слова Каждое слово что-то обозначает. Например, слово лето обозначает « время года между весной и осенью». Это его лексическое значение.Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. Ложка- это ложка. Ложкой суп едят. Кошка- это кошка. У кошки семь котят. Тряпка- это тряпка. Тряпкой вытру стол. .Шапка- это шапка. Оделся и пошёл. Плим- это не слово, потому что оно ничего не обозначает. Значение- это важнейший признак слова, без него слова нет и не может быть! Стало быть, узнать новое слово- значит узнать, понять его лексическое значение. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.Слова в словарях располагаются по алфавиту. А я придумал слово. Смешное слово – плим. Я повторяю снова- Плим, плим, плим... Вот прыгает и скачет- Плим, плим, плим… Иничего не значит Плим, плим, плим… Содержание

Лексическое значение слова

  • Каждое слово что-то обозначает. Например, слово лето обозначает « время года между весной и осенью». Это его лексическое значение.Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
  • Ложка- это ложка.
  • Ложкой суп едят.
  • Кошка- это кошка.
  • У кошки семь котят.
  • Тряпка- это тряпка.
  • Тряпкой вытру стол.
  • .Шапка- это шапка.
  • Оделся и пошёл.
  • Плим- это не слово, потому что оно ничего не обозначает.
  • Значение- это важнейший признак слова, без него слова нет и не может быть! Стало быть, узнать новое слово- значит узнать, понять его лексическое значение.
  • Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.Слова в словарях располагаются по алфавиту.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова-

Плим, плим, плим...

Вот прыгает и скачет-

Плим, плим, плим…

Иничего не значит

Плим, плим, плим…

Содержание

Однозначные и многозначные слова Содержание

Однозначные и многозначные слова

Содержание

Омонимы Скажи «родник»- И вот возник, Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Мы и родник зовём ключом (Ключ от дверей тут ни при чём). Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию ,но разные по лексическому значению, называются омонимами. Содержание

Омонимы

Скажи «родник»-

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

Мы и родник зовём ключом

(Ключ от дверей тут ни при чём).

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию ,но разные по лексическому значению, называются омонимами.

Содержание

Синонимы Синонимы- слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию. Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-то-пама… Нет, ги-попо-тото-попама… Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоём Взглянуть на ги… на бегемота. Мы чаще так его зовём. Я думаю, гиппопотама Зовут так трудно для того, Чтоб сторож из глубокой ямы Пореже вызывал его. Содержание

Синонимы

Синонимы- слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию.

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-то-пама…

Нет, ги-попо-тото-попама…

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоём

Взглянуть на ги… на бегемота.

Мы чаще так его зовём.

Я думаю, гиппопотама

Зовут так трудно для того,

Чтоб сторож из глубокой ямы

Пореже вызывал его.

Содержание

Антонимы Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением Закончите предложения: Петя поднимается в гору, а Коля… У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли… Петя большой, а Коля… У Пети тёмные волосы, а Коли… Содержание

Антонимы

Антонимы – это слова одной и той же части речи с

противоположным значением

Закончите предложения:

Петя поднимается в гору, а Коля…

У Пети тяжёлый рюкзак, а у Коли…

Петя большой, а Коля…

У Пети тёмные волосы, а Коли…

Содержание

Кроссворд По горизонтали:  1.Искусственное русло. 4.Стадо лошадей или оленей.5. Наружный запёкшийся слой хлеба. По вертикали : 1. Площадка для катания на коньках. 2. Несколько инструментов, предназначенных для какой-либо работы, например, для выпиливания. 3. Узкая полоса ткани. ооо Содержание

Кроссворд

По горизонтали: 1.Искусственное русло. 4.Стадо лошадей или оленей.5. Наружный запёкшийся слой хлеба.

По вертикали : 1. Площадка для катания на коньках.

2. Несколько инструментов, предназначенных для какой-либо работы, например, для выпиливания. 3. Узкая полоса ткани.

ооо

Содержание

Фразеологизмы Загадки- складки 1.Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой………………… 2.Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо ! Ведь этим ты другу Окажешь…………………….. 3.Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес ,… Ребята слушать их не станут: От этой песни уши… Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Содержание

Фразеологизмы

Загадки- складки

1.Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой…………………

2.Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо ! Ведь этим ты другу

Окажешь……………………..

3.Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес ,…

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

  • Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Содержание

Постоянные сравнения Наша речь богата фразеологическими оборотами, которые представляют собой образные постоянные сравнения: «Молчит, словно в рот воды набрал»,- говорим мы. Или: будто язык проглотил. Назовите сравнения : Очень много людей в тесном помещении. 2.Хорошо, свободно себя чувствовать. 3. Быть в постоянных хлопотах, суетиться. 4. Проливной дождь, ливень. 5.Ничего не действует на кого- либо. 6. Появляться быстро, в большом количестве. 7. Всё видно очень ясно, отчётливо. 8. Тщательно, заботливо охранять что- либо. Содержание

Постоянные сравнения

  • Наша речь богата фразеологическими оборотами, которые представляют собой образные постоянные сравнения: «Молчит, словно в рот воды набрал»,- говорим мы. Или: будто язык проглотил.

Назовите сравнения :

  • Очень много людей в тесном помещении.

2.Хорошо, свободно себя чувствовать.

3. Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4. Проливной дождь, ливень.

5.Ничего не действует на кого- либо.

6. Появляться быстро, в большом количестве.

7. Всё видно очень ясно, отчётливо.

8. Тщательно, заботливо охранять что- либо.

Содержание

Этимология Этимология- это наука о происхождении слов. Историю слова можно узнать в этимологическом словаре. Содержание

Этимология

  • Этимология- это
  • наука о происхождении слов. Историю слова
  • можно узнать в этимологическом словаре.

Содержание

Происхождение слова «панама» Каждому малышу это название хорошо знакомо. Без этой широкополой летней шляпы не обойтись ни на даче, ни в городе. Но даже не все взрослые знают, что французское слово «панама» получило свое название от Панамы- республики в Центральной Америке. Содержание

Происхождение слова «панама»

  • Каждому малышу это название хорошо знакомо. Без этой широкополой летней шляпы не обойтись ни на даче, ни в городе. Но даже не все взрослые знают, что французское слово «панама» получило свое название от Панамы- республики в Центральной Америке.

Содержание

Контрольные вопросы 1.Что такое лексика? 2.Что такое лексическое значение слова? 3.Чем отличаются многозначные слова от однозначных? 4.Приведите примеры омонимов. 5.Что такое синонимы? 6.Что такое антонимы? 7.Приведите примеры фразеологизмов.8 8. Что называется этимологией? Содержание

Контрольные вопросы

1.Что такое лексика?

2.Что такое лексическое значение слова?

3.Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

4.Приведите примеры омонимов.

5.Что такое синонимы?

6.Что такое антонимы?

7.Приведите примеры фразеологизмов.8

8. Что называется этимологией?

Содержание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект к уроку русского языка. Презентация к уроку.

Автор: Акулова Галина Александровна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "125075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414894296"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока русского языка, презентация "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415741255"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства