kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка, презентация для урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Учитель русского языка и литературы Перцева Татьяна Леонидовна.
 
Цель урока: 1)показать роль местоимений в речи, особенности употребления данной части речи, отличие ее от именных частей речи и наречий;        
                       2)научиться определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными и наречиями;
                        3) воспитывать любовь к родному языку, отечественной литературе.
Оборудование: мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, рисунок «Планета знаний», карточки, доска, мел.
Ход урока:
Организационный момент:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начнем изучать интересную тему по морфологии, а помогать в ее усвоении будут герои любимых мультфильмов. (Слайд 2)
 Одновременно звучит фонограмма песенки Винни – Пуха. ( Текст песни -   слайд 3).
- А вы поняли что – нибудь?
- В чем же ошибка Винни-Пуха, который, несмотря на эмоциональность, так и остался непонятным? (Содержание непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Винни – Пух, что происходило до того, что будет потом.)
- Он употреблял слова кое- кто, что, им, кого, о том о сем. Являются ли эти слова названиями предметов, или только указывают на предметы, признаки?
- Какова это часть речи?
II. «Открытие» темы урока.
- Записываем тему урока в тетрадь. (Учащиеся выдвигают свои версии происхождения термина местоимение. Обобщаем сказанное. Слайд 4)
- Мир местоимений обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Проведем небольшой лингвистический эксперимент. У каждого ученика карточка из 80 слов, (слайд 5). Подсчитаем общее количество существительных, существительных, глаголов, местоимений:
      Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни – Пухом? Книжка о его приключениях  называется «Винни – Пух и все – все – все». Ее написал английский писатель Алан Мили, и я научил Винни – Пуха и его друзей разговаривать по-русски.
       Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни - Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни – Пуха, прочли несколько песенок.
            (Б.Заходер)
(Слайд 6,7рассказываем кратко о Б.В.Заходере и его творчестве.)
-Продолжаем работать над текстом. (Местоимения необходимо в тексте подчеркнуть, т.к. разряды местоимений еще неизвестны детям). В результате эксперимента выясняется: существительных – 20, глаголов – 11, местоимений – 18. Кроме того, в тексте имеются повторяющиеся местоимения. Зачем же нам нужны так часто повторяющиеся местоимения?
Разве их нельзя заменить другими частями речи?
- Пробуем заменить подчеркнутые повторяющиеся местоимения   другими  словами. (Вывод: без местоимений обойтись нельзя. Местоимения создают нам речевые удобства, так как экономят время, пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них).
-  Обобщим сказанное о роли местоимений в нашей речи и запишем, что говорил о местоимении ученый – лингвист А.А.Реформатский, подчеркнув местоимения (слайд 8).
           Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета». Они, «как запасные игроки на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»
III. Выяснение морфологических признаков местоимения.
- Если местоимения – слова – «дублеры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные и указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова. (Совместно с учащимися составляем таблицу слайд 9).
IV. Рефлексия:
(музыкальная пауза. Звучат песни Винни – Пуха.)
  Учащимся  раздаются карточки с изображением  четырех  забавных смайликов.  Необходимо принять его, как самого себя здесь и сейчас. И затем разместить "себя" на планете, которая распечатана и прикреплена на доске.  Слайд 10.
V. Домашнее задание: (слайд 11)
1.Приготовить рассказ о местоимении в любой форме.
2. Найти и записать в тетрадь на выбор Шумелки или Ворчалки Винни – Пуха, подчеркнув местоимения.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 

 

 

 

 

  
  

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка, презентация для урока »

«Местоимение как часть речи» Выполнила:  учитель I категории Перцева Татьяна Леонидовна

«Местоимение как часть речи»

Выполнила: учитель I категории

Перцева Татьяна Леонидовна

На днях , не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сем.  Я рассказал им, что когда,  И почему, и отчего,  Сказал, откуда и куда,  И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему?  Когда мне не хватало слов,  Я добавлял то «ах»,то «эх»,  И «так сказать», и «будь здоров»,  И «ну и ну!», и «просто смех!». Когда ж закончил я рассказ, То Кое – кто спросил: «И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни се!»

На днях , не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что когда,

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах»,то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну!», и «просто смех!».

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое – кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни се!»

Местоимение   «вместо имени»  Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их

Местоимение

«вместо имени»

Самостоятельная часть речи,

которая указывает на предмет, признак, количество,

но не называет их

Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни – Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни – Пух и все – все – все». Ее написал английский писатель Алан Мили, и я научил Винни – Пуха и его друзей разговаривать по – русски.  Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни- Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни – Пуха, прочли несколько песенок.  (Б.Заходер)

Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни – Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни – Пух и все – все – все». Ее написал английский писатель Алан Мили, и я научил Винни – Пуха и его друзей разговаривать по – русски. Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни- Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни – Пуха, прочли несколько песенок. (Б.Заходер)

Русский поэт, прозаик и переводчик  БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР  (9 сентября 1918 г.- 7 ноября 2000 г.)

Русский поэт, прозаик и переводчик БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР (9 сентября 1918 г.- 7 ноября 2000 г.)

Про Винни-Пуха с Пятачком  Он сказку нам пересказал  И сам немало для ребят  Стихов отличных написал

Про Винни-Пуха с Пятачком Он сказку нам пересказал И сам немало для ребят Стихов отличных написал

Реформатский Александр Александрович  Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета». Они, «как запасные игроки на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»

Реформатский Александр Александрович

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета». Они, «как запасные игроки на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»

На какой вопрос отвечают М-С Кто? Что? Примеры Как изменяются? М-П Какой? Чей? я ,мы, ты, вы он, она, они Синтакс-ая роль  в предлож. По числам, падежам мой, твой наш, ваш М-Ч Сколько? Который? сколько, который М-Н Где? Куда? Откуда? Как?  По родам, числам, падежам где – нибудь, как – то, там, туда,сюда По падежам Не изменяются Это вопросительные местоимения

На какой

вопрос

отвечают

М-С

Кто?

Что?

Примеры

Как изменяются?

М-П

Какой?

Чей?

я ,мы,

ты, вы

он, она, они

Синтакс-ая

роль

в предлож.

По числам, падежам

мой, твой

наш, ваш

М-Ч

Сколько?

Который?

сколько, который

М-Н

Где? Куда?

Откуда? Как?

По родам, числам, падежам

где – нибудь,

как – то, там,

туда,сюда

По падежам

Не изменяются

Это вопросительные местоимения

Домашнее задание: 1.Приготовить рассказ о местоимении в любой форме.  2. Найти и записать в тетрадь на выбор Шумелку или Ворчалку Винни – Пуха, подчеркнув местоимения.

Домашнее задание:

1.Приготовить рассказ о местоимении в любой форме.

2. Найти и записать

в тетрадь на выбор Шумелку или Ворчалку Винни – Пуха, подчеркнув местоимения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка, презентация для урока

Автор: Перцева Татьяна Леонидовна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка, презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "111179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407167476"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока." "Своя игра""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_priezientatsiia_dlia_uroka_svoia_ighra"
    ["file_id"] => string(6) "382470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485099698"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока русского языка, презентация для урока  "Развитие умения определять склонение имен  существительных" "
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-razvitiie-umieniia-opriedieliat-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702697"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства