Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Учитель русского языка и литературы Перцева Татьяна Леонидовна.
Цель урока: 1)показать роль местоимений в речи, особенности употребления данной части речи, отличие ее от именных частей речи и наречий;
2)научиться определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными и наречиями;
3) воспитывать любовь к родному языку, отечественной литературе.
Оборудование: мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, рисунок «Планета знаний», карточки, доска, мел.
Ход урока:
Организационный момент:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начнем изучать интересную тему по морфологии, а помогать в ее усвоении будут герои любимых мультфильмов. (Слайд 2)
Одновременно звучит фонограмма песенки Винни – Пуха. ( Текст песни - слайд 3).
- А вы поняли что – нибудь?
- В чем же ошибка Винни-Пуха, который, несмотря на эмоциональность, так и остался непонятным? (Содержание непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Винни – Пух, что происходило до того, что будет потом.)
- Он употреблял слова кое- кто, что, им, кого, о том о сем. Являются ли эти слова названиями предметов, или только указывают на предметы, признаки?
- Какова это часть речи?
II. «Открытие» темы урока.
- Записываем тему урока в тетрадь. (Учащиеся выдвигают свои версии происхождения термина местоимение. Обобщаем сказанное. Слайд 4)
- Мир местоимений обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Проведем небольшой лингвистический эксперимент. У каждого ученика карточка из 80 слов, (слайд 5). Подсчитаем общее количество существительных, существительных, глаголов, местоимений:
Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни – Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни – Пух и все – все – все». Ее написал английский писатель Алан Мили, и я научил Винни – Пуха и его друзей разговаривать по-русски.
Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни - Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни – Пуха, прочли несколько песенок.
(Б.Заходер)
(Слайд 6,7рассказываем кратко о Б.В.Заходере и его творчестве.)
-Продолжаем работать над текстом. (Местоимения необходимо в тексте подчеркнуть, т.к. разряды местоимений еще неизвестны детям). В результате эксперимента выясняется: существительных – 20, глаголов – 11, местоимений – 18. Кроме того, в тексте имеются повторяющиеся местоимения. Зачем же нам нужны так часто повторяющиеся местоимения?
Разве их нельзя заменить другими частями речи?
- Пробуем заменить подчеркнутые повторяющиеся местоимения другими словами. (Вывод: без местоимений обойтись нельзя. Местоимения создают нам речевые удобства, так как экономят время, пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них).
- Обобщим сказанное о роли местоимений в нашей речи и запишем, что говорил о местоимении ученый – лингвист А.А.Реформатский, подчеркнув местоимения (слайд 8).
Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета». Они, «как запасные игроки на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»
III. Выяснение морфологических признаков местоимения.
- Если местоимения – слова – «дублеры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные и указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова. (Совместно с учащимися составляем таблицу слайд 9).
IV. Рефлексия:
(музыкальная пауза. Звучат песни Винни – Пуха.)
Учащимся раздаются карточки с изображением четырех забавных смайликов. Необходимо принять его, как самого себя здесь и сейчас. И затем разместить "себя" на планете, которая распечатана и прикреплена на доске. Слайд 10.
V. Домашнее задание: (слайд 11)
1.Приготовить рассказ о местоимении в любой форме.
2. Найти и записать в тетрадь на выбор Шумелки или Ворчалки Винни – Пуха, подчеркнув местоимения.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.