1.Выпишите сначала сложносочинённое предложение, потом сложноподчинённое, составьте схемы предложений Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий.(А.Пушкин)
2.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.Пушкин)
3.Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. (А.Пушкин)
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Сложные предложения" »
Сложные
предложения
Бессоюзные сложные
Сложные предложения
C
Сложноподчинённые
Выпишите сначала сложносочинённое предложение, потом сложноподчинённое, составьте схемы предложений
- Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий..(А.Пушкин)
- Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.Пушкин)
- Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. (А.Пушкин)
Соедините два простых предложения в одно, подобрав нужный союз. Запишите, правильно ставя знаки препинания и выделяя грамматическую основу предложения
- Мальчик спокойно стоял на льдине. Льдина кружилась и покачивалась.
- Куранты бьют двенадцать часов. Наступает Новый год.
- Взошло солнце. Его сияние причудливо расцветило лес
Мини-текст
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки
препинания. Объясните свой выбор орфограммы и
пунктограммы.
Снег ложит(?)ся на поля
К нам опять пришла Зима!
Прин..сла в котомке*
В…юги да позёмки
Х..лода сугробы лёд
И конечно Новый Год!
(М.Дружинина)
Объясните значение слова котомка.
Спишите, расставляя знаки препинания
и подчёркивая грамматическую основу
предложения
- Скоро выпал первый снег а река всё ещё не поддавалась холоду.
- Бурлившая днём горная река присмирела и к ней тихо-тихо подкрался холод.
- Но Лиса не могла подобраться к самой воде потому что там лёд был ещё очень тонок.
- Лёд был крепок и Лиса садилась на самом краю.
(Д. Мамин-Сибиряк)
2
Задание
- Спишите предложение, вставьте пропущенные
буквы и расставьте знаки препинания.
- выполните синтаксический разбор простого
предложения.
Ёлка плакала сначал..
От домашн… тепла
Утром плакать перестала
Задышала ож…ла.
Задание
Спишите, выполнив задания.
(1) Белый, вкусный снег идёт,
Попадает прямо в рот.
(2) Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
(3) И тогда что будет, братцы!
(4) На санях не покататься,
И сугробов не видать,
И в снежки не поиграть,
И на лыжах не побегать,
Плохо будет всем без снега!
(5) Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я.
М. Дружинина
- Укажите номер сложноподчинённого предложения.
- Назовите номера предложений с обращением.
- Назовите предложение с вводным словом.
Ответ:
1 - 2
2 - 3,5
3 - 5
сравнение
олицетворение
Задание
- Спишите, расставьте знаки препинания.
- Начертите схему предложения.
- Какие художественно-выразительные средства
использует автор, создавая образ ЗИМЫ?
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною
Лес притих глядит тоскливо
Птиц не слышно хлопотливых.
Я.Купала
метафора
эпитет
Задание
- Выполните пунктуационный разбор предложения.
- Начертите его схему.
- Объясните смысл этого предложения.
Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.