Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе, может быть использована как при изучении художественного стиля речи, так и для уроков изучения лексики, а именно переносного значения слова и роли тропов. Урок строится на анализе стихотворения С.А.Есенина "Белая береза под моим окном", с которым работают обучающиеся после осложненного списывания и самопроверки. Проводимая работа предполагает в конечном итоге создание собственного текста - описания березы.
Просмотр содержимого документа
«Художественный стиль речи »
Роль тропов в художественном тексте урок русского языка 5 класс
Казанцева Наталия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея № 5
Г. Каменск-Шахтинский
Белая б..реза Под м..им окном Пр..накрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною к..ймой Ра..пустились кис(?)ти Белой бахр..мой. И стоит б..реза В сонной т..шине, И г..рят сн..жинки В золотом огне. А з..ря, лениво Обх..дя кругом, О..сыпает ветки Новым серебром. С.А.Есенин
Самопроверка
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. С.А.Есенин
Соотнесите название тропа с его определением
Метафора
перенос свойств одного предмета
Олицетворение
другой на основе сходства
наделение неживых предметов признаками и свойствами человека
Сравнение
сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания
Эпитет
образное определение предмета
Проверьте себя, найдите примеры тропов в записанном стихотворении С.А.Есенина
Метафора
наделение неживых предметов признаками и свойствами человека
Олицетворение
Сравнение
образное определение предмета
перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства
Эпитет
сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания
Сравнения
Принакрылась снегом, точно серебром Распустились кисти белой бахромой (творительный сравнения) – кисти похожи на бахрому
Эпитеты
Сонная тишина Пушистые ветки Золотой огонь
Олицетворения
Береза принакрылась Заря, лениво обходя кругом…
Метафоры
Горят снежинки Кисти распустились Обсыпает ветки новым серебром
Подберите эпитеты к словам:
Тонкий, гибкий, стройный, белоснежный с черными полосочками
Нежные, хрупкие, хрустальные,
Изумрудные, клейкие, трепещущие
Какие сравнения можно использовать при описании березки?
Березка, Ствол, Ветки, Сережки, Листики, как девушка, стройная и гибкая
как свеча
как руки
как девичье украшение
как кудри
Задание
Написать сочинение – миниатюру, используя художественные средства языка:
«Удивительное дерево – береза»
или
«Зимняя березка»
(на выбор)
Домашнее задание на выбор
1. Нарисовать березку такой, какой она будет в ваше любимое время года. Написать текст (5-7 предложений), описывающих вашу картину 2. Составить вопросы викторины по художественным средствам языка (с примерами) 3. Выполнить упр. (списать, подчеркнуть слова в переносном значении, определить вид тропов).