kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отличия художественного стиля от других стилей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет                            Русский язык

Класс                                 10

Тема: Отличия художественного стиля от других стилей речи

Цели  урока:

Обучающая: знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств).

Развивающая:  пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;  закрепить умение определять стиль речи.
Воспитательная: воспитывать внимание, наблюдательность, точность.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая,  работа в парах

Методы и приемы  обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,                     

творческий, метод самопроверки, взаимопроверки

Оборудование урока: проектор, презентация, оценочные листы, раздаточный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отличия художественного стиля от других стилей речи»

Предмет Русский язык

Класс 10

Тема: Отличия художественного стиля от других стилей речи

Цели урока:

Обучающая: знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств).

Развивающая: пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи.
Воспитательная: воспитывать внимание, наблюдательность, точность.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

творческий, метод самопроверки, взаимопроверки

Оборудование урока: проектор, презентация, оценочные листы, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.

Эпиграф к уроку

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

  1. Актуализация

Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы из школы домой, а на столе – записка: «Первое блюдо, приготовленное из свёклы с добавлением моркови, картофеля и мяса, находится в холодильнике. Предназначено для употребления в пищу. Требует разогревания на медленном огне в течение 5-7 минут. Мама»

Как бы вы отнеслись к такой записке? Почему она кажется неуместной? (потому что отсутствует соответствие стиля и жанра текста речевой ситуации. Вместо разговорного стиля использован официально-деловой).

Таким образом, умение грамотно строить свою речь с учётом речевой ситуации – одно из необходимых условий успешной самореализации любого человека. И сегодня мы с вами повторим основные особенности функциональных стилей и ещё раз обратим внимание на то, как создавать текст, уместный в той или иной ситуации общения.



  1. Повторение изученного.

Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)

Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой



2. Разговорный



3. Публицистический



4. Научный



5. Художественный



Цели:

1 – Обмен мыслями, впечатлениями

2 – Обмен деловой информацией

3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований

4 - Воздействие и передача информации, идей

5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей

Сфера общения:

1 – Словесно-художественное творчество

2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями

3 – Общение в научной среде

4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту

5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио

Проверка: (Слайд с критериями оценок)

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2

2

2. Разговорный

1

4

3. Публицистический

4

5

4. Научный

3

3

5. Художественный

5

1


Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)

Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в тетрадь, только слова названия вашей группы:

Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.

Проверка:

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

лекция

доверенность

газетная статья

рассказ

бестолковщина

доклад

автобиография

репортаж

повесть

в голове у тебя каша

конспект

протокол

интервью

басня

баранка (руль автомобиля)

реферат

удостоверение

ораторская речь

роман

замызганный

энциклопедия

анкета

выступление по телевидению

трагедия

бабуля

  1. Объяснение нового материала.

  1. Защита учебных проектов. Выступление творческих групп

1 группа – «Особенности художественного стиля».

2 группа – «Отличие художественного стиля от разговорного»

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.

В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.

Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Признаки художественного стиля:

а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.

б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.

в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.

г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.

2. Работа с учебником. § 56

3. Самостоятельное заполнение таблицы

Заполнение графы в таблице «Художественный стиль»(коллективно вместе с учителем, письменно)

  1. Закрепление пройденного материала.

Задание 1

Укажите литературные приемы (тропы), используемые А. С. Пушкиным в данных строках поэмы

Слова для справок: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет


Литературные приемы

Горит восток зарею новой


Дым багровый


Как пахарь битва отдыхает


Бросая груды тел на груды

На холмах пушки, присмирев


Прервали свой голодный рев


Задание 2. Анализ стихотворений.

Работа в парах

1) Иван Бунин. Родник    (найти все тропы)

2) Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» найдите метафоры

3). И. А. Бунин «Неуловимый свет разлился над землёю» (эпитеты)

4) Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.(Метафоры и сравнения)
3. Творческое задание: Сказка про Репку в разных стилях (работа в парах)

4. Тестирование по теме «Стили речи».

  1. Рефлексия.

Я хочу задать вам вопрос:
Владеете ли вы русским языком?
Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Всё зави­сит от того, что понимать под "владением” языком.
Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Но если "мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. Например, А. С. Пушкин, к произве­дениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял "всего-навсего” 21 тысячу слов. 
Дело даже не в этом. Владеть языком — значит максималь­но использовать все выразительные возможности, скрытые в нём;
уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить;
уметь понять сказанное так, как оно было сказано. Всё это не так просто.

  1. Подведение итогов. Оценка работы всего класса и каждого ученика. Учащиеся подсчитывают количество баллов и выводят общую оценку

  2. Информация о домашнем задании

Написать текст о языке (по 5-7 предложений) в разных функциональных стилях.































Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)

Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой



2. Разговорный



3. Публицистический



4. Научный



5. Художественный



Цели:

1 – Обмен мыслями, впечатлениями

2 – Обмен деловой информацией

3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований

4 - Воздействие и передача информации, идей

5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей

Сфера общения:

1 – Словесно-художественное творчество

2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями

3 – Общение в научной среде

4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту

5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио

Проверка: (Слайд с критериями оценок)

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2

2

2. Разговорный

1

4

3. Публицистический

4

5

4. Научный

3

3

5. Художественный

5

1


Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)

Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в тетрадь, только слова названия вашей группы:

Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.

Проверка:

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

лекция

доверенность

газетная статья

рассказ

бестолковщина

доклад

автобиография

репортаж

повесть

в голове у тебя каша

конспект

протокол

интервью

басня

баранка (руль автомобиля)

реферат

удостоверение

ораторская речь

роман

замызганный

энциклопедия

анкета

выступление по телевидению

трагедия

бабуля




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Отличия художественного стиля от других стилей речи

Автор: Ким Евгения Феликсовна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок русского языка на тему: Стили речи"
    ["seo_title"] => string(43) "urok_russkogho_iazyka_na_tiemu_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "386471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485947132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(24) "poniatiieostiliakhriechi"
    ["file_id"] => string(6) "274365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452364055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Отличия художественного  и научного текста. Журавлик. "
    ["seo_title"] => string(61) "otlichiia-khudozhiestviennogho-i-nauchnogho-tieksta-zhuravlik"
    ["file_id"] => string(6) "207461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430487021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Развитие выразительной речи для детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(67) "razvitiie-vyrazitiel-noi-riechi-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197701"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428298668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства