kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительно - выразительные средства языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет разобраться в тропах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно - выразительные средства языка»

Изобразительно-выразительные средства языка Задание 3 теста ОГЭ

Изобразительно-выразительные средства языка

Задание 3 теста ОГЭ

Презентация учителя русского языка и литературы  МАОУ «СОШ №64» г. Перми  Нешта Розы Газизовны Материал , представленный в презентации очень важен для учащихся при изучении программного материала как при изучении родного языка, так и литературы . Учащиеся должны углубить свои знания в таких понятиях как «тропы» , стилистические фигуры» , четко разграничивать эти средства выразительности , уметь использовать их в своей речи , выполнять задание 3 тестовой технологии ОГЭ 9 класса.

Презентация учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №64» г. Перми Нешта Розы Газизовны

Материал , представленный в презентации очень важен для учащихся при изучении программного материала как при изучении родного языка, так и литературы . Учащиеся должны углубить свои знания в таких понятиях как «тропы» , стилистические фигуры» , четко разграничивать эти средства выразительности , уметь использовать их в своей речи , выполнять задание 3 тестовой технологии ОГЭ 9 класса.

Что должен знать ученик , выполняя задание Чтобы выбрать верный ответ ,необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка ( тропы, фигуры речи и звукопись). Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности . Лексические средства – это тропы , а синтаксические- фигуры речи.

Что должен знать ученик , выполняя задание

Чтобы выбрать верный ответ ,необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка ( тропы, фигуры речи и звукопись).

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности . Лексические средства – это тропы , а синтаксические- фигуры речи.

Тропы Тропы-слова и выражения , использованные автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств.

Тропы

Тропы-слова и выражения , использованные автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств.

тропы Что понимается под этим тропом Пример употребления Название тропа Свозь волнистые туманы пробирается луна , на печальные поляны льет печально свет она. Это образное определение, отвечающее на вопрос КАКОЙ ? КАКАЯ ? и т.д . Эпитет    Спит земля в сиянье голубом.   Одушевление неживых предметов олицетворение

тропы

Что понимается под этим тропом

Пример употребления

Название тропа

Свозь волнистые туманы пробирается луна , на печальные поляны льет печально свет она.

Это образное определение, отвечающее на вопрос КАКОЙ ? КАКАЯ ? и т.д .

Эпитет

Спит земля в сиянье голубом.

Одушевление неживых предметов

олицетворение

ТРОПЫ Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления сравнение Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК,СЛОВНО,БУДТО,ТОЧНО Лед неокрепший на речке студеной , словно как тающий сахар лежит.

ТРОПЫ

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Пример употребления

сравнение

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК,СЛОВНО,БУДТО,ТОЧНО

Лед неокрепший на речке студеной , словно как тающий сахар лежит.

Метафора Название тропа Что понимается Пример употребления Метафора Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства Багровый костер заката.  Замена одного понятия другим Подошва горы.   Метонимия Все флаги в гости будут к нам. Я три тарелки съел . Выпил всю бутылку.

Метафора

Название тропа

Что понимается

Пример употребления

Метафора

Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства

Багровый костер заката.

Замена одного понятия другим

Подошва горы.

Метонимия

Все флаги в гости будут к нам.

Я три тарелки съел . Выпил всю бутылку.

тропы Что понимается Пример употребления Название тропа И слышно было до рассвета , как ликовал француз. Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот Синекдоха   Мы все глядим в Наполеоны .  Излишнее преувеличение   В сто тысяч солнц закат пылал. гипербола Зевота шире Мексиканского залива.

тропы

Что понимается

Пример употребления

Название тропа

И слышно было до рассвета , как ликовал француз.

Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот

Синекдоха

Мы все глядим в Наполеоны .

Излишнее преувеличение

В сто тысяч солнц закат пылал.

гипербола

Зевота шире Мексиканского залива.

тропы Название тропа Что понимается Пример употребления Литота Чрезмерное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц , не более наперстка !     ирония Скрытая насмешка Отколе , умная, бредешь ты , голова?(обращение к ослу)

тропы

Название тропа

Что понимается

Пример употребления

Литота

Чрезмерное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц , не более наперстка !

ирония

Скрытая насмешка

Отколе , умная, бредешь ты , голова?(обращение к ослу)

тропы Название тропа Что понимается Пример употребления Перефраза Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков Царь зверей(вместо лев).  Братья наши меньшие(вместо животные)  Автор «Героя нашего времени».

тропы

Название тропа

Что понимается

Пример употребления

Перефраза

Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков

Царь зверей(вместо лев).

Братья наши меньшие(вместо животные)

Автор «Героя нашего времени».

Фигуры речи Фигуры речи-особые синтаксические конструкции , придающие речи выразительность.

Фигуры речи

Фигуры речи-особые синтаксические конструкции , придающие речи выразительность.

Фигуры речи Что понимается под фигурой Пример употребления Название фигуры речи Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , Матушка-Русь! Резкое противопоставление Антитеза      Досадно было , боя ждали.   инверсия Обратный порядок слов

Фигуры речи

Что понимается под фигурой

Пример употребления

Название фигуры речи

Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , Матушка-Русь!

Резкое противопоставление

Антитеза

Досадно было , боя ждали.

инверсия

Обратный порядок слов

фигуры речи Название фигуры Что понимается Пример употребления Градация Расположение слов по нарастанию или убыванию их значения Светились , горели , сияли огромные голубые глаза.  Контрастное расположение слов , противоположных по смыслу   Мертвые души , живой труп , грустная радость , сладкая горечь. оксюморон

фигуры речи

Название фигуры

Что понимается

Пример употребления

Градация

Расположение слов по нарастанию или убыванию их значения

Светились , горели , сияли огромные голубые глаза.

Контрастное расположение слов , противоположных по смыслу

Мертвые души , живой труп , грустная радость , сладкая горечь.

оксюморон

Фигуры речи Что понимается Пример употребления Название фигуры От шляпок их! Чепцов! И шпилек ! И булавок! Намеренное нарушение границ предложения , разделение одного предложения на несколько частей. Парцелляция     Единоначатие , повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.    Жди меня ,и я вернусь.  Только очень жди. Анафора Жди , когда наводят грусть желтые дожди..

Фигуры речи

Что понимается

Пример употребления

Название фигуры

От шляпок их! Чепцов! И шпилек ! И булавок!

Намеренное нарушение границ предложения , разделение одного предложения на несколько частей.

Парцелляция

Единоначатие , повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Жди меня ,и я вернусь.

Только очень жди.

Анафора

Жди , когда наводят грусть желтые дожди..

ФИГУРЫ РЕЧИ ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ НАЗВАНИЕ ФИГУРЫ Я НЕ ЗНАЮ,ГДЕ ГРАНИЦА ПОВТОРЕНИЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ В КОНЦЕ НЕСКОЛЬКИХ РЯДОМ СТОЯЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ЭПИФОРА   Между Севером и Югом,   Я не знаю ,где граница. Меж товарищем и другом!  Вопрос , на который не ожидается ответа . Привлечь внимание. Что день грядущий мне готовит?  Риторический вопрос

ФИГУРЫ РЕЧИ

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ

ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

НАЗВАНИЕ ФИГУРЫ

Я НЕ ЗНАЮ,ГДЕ ГРАНИЦА

ПОВТОРЕНИЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ В КОНЦЕ НЕСКОЛЬКИХ РЯДОМ СТОЯЩИХ КОНСТРУКЦИЙ

ЭПИФОРА

Между Севером и Югом,

Я не знаю ,где граница. Меж товарищем и другом!

Вопрос , на который не ожидается ответа . Привлечь внимание.

Что день грядущий мне готовит?

Риторический вопрос

Фигуры речи Что понимается Пример употребления Название фигуры речи Риторическое обращение Люди мира! Бережно относитесь к природе! Эмоциональное обращение    Эллипсис Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм Мы села- в пепел , грады -в прах!     Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания О , весна без конца и краю- без конца и без краю мечта! Лексический повтор

Фигуры речи

Что понимается

Пример употребления

Название фигуры речи

Риторическое обращение

Люди мира! Бережно относитесь к природе!

Эмоциональное обращение

Эллипсис

Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм

Мы села- в пепел , грады -в прах!

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания

О , весна без конца и краю- без конца и без краю мечта!

Лексический повтор

Фигуры речи название Что понимается примеры Вопросно-ответная форма изложения Форма изложения , когда чередуются вопросы и ответы Что делать? Не знаю . У кого спросить совета? Неизвестно .   Синтаксический параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской .

Фигуры речи

название

Что понимается

примеры

Вопросно-ответная форма изложения

Форма изложения , когда чередуются вопросы и ответы

Что делать? Не знаю . У кого спросить совета? Неизвестно .

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской .

Фигуры речи название Что понимается примеры Однородные члены предложения Перечисляемые действия , предметы, признаки Были это веселые , сильные и смелые люди.

Фигуры речи

название

Что понимается

примеры

Однородные члены предложения

Перечисляемые действия , предметы, признаки

Были это веселые , сильные и смелые люди.

Звукопись К изобразительно-выразительным средствам относится и ЗВУКОПИСЬ-игра звуками для усиления выразительности .

Звукопись

К изобразительно-выразительным средствам относится и ЗВУКОПИСЬ-игра звуками для усиления выразительности .

Звукопись Средство выразительности Что понимается пример Ассонанс Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным . Думаю думу свою.  Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных  Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки , как хрусталь. аллитерация

Звукопись

Средство выразительности

Что понимается

пример

Ассонанс

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков

Быстро лечу я по рельсам чугунным . Думаю думу свою.

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки , как хрусталь.

аллитерация

ПРИМЕЧАНИЕ К СРЕДСТВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТАКЖЕ ОТНОСЯТСЯ: СИНОНИМЫ,АНТОНИМЫ,ДИАЛЕКТИЗМЫ,ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СИНОНИМЫ – БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА. КОНТЕКСТНЫЕ (= ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ )СИНОНИМЫ-СЛОВА,СХОДНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ТОЛЬКО В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ. ГРУЗНОЕ ТЕЛО ЕГО ИСПОЛНЕНО ГИБКОЙ,ЗВЕРИНОЙ ГРАЦИИ. АНТОНИМЫ -СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Диалектизмы -слова , употребляемые только жителями той или иной местности.( рушник , бирюк) Фразеологизмы-устойчивые сочетания слов , понимаемые в переносном смысле: работать спустя рукава

ПРИМЕЧАНИЕ

  • К СРЕДСТВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТАКЖЕ ОТНОСЯТСЯ: СИНОНИМЫ,АНТОНИМЫ,ДИАЛЕКТИЗМЫ,ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
  • СИНОНИМЫ – БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА.
  • КОНТЕКСТНЫЕ (= ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ )СИНОНИМЫ-СЛОВА,СХОДНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ТОЛЬКО В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ.

ГРУЗНОЕ ТЕЛО ЕГО ИСПОЛНЕНО ГИБКОЙ,ЗВЕРИНОЙ ГРАЦИИ.

АНТОНИМЫ -СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Диалектизмы -слова , употребляемые только жителями той или иной местности.( рушник , бирюк)

Фразеологизмы-устойчивые сочетания слов , понимаемые в переносном смысле: работать спустя рукава


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изобразительно - выразительные средства языка

Автор: Нешта Роза Газизовна

Дата: 21.06.2020

Номер свидетельства: 553747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тема занятия "Изобразительно - выразительные средства языка" "
    ["seo_title"] => string(64) "tiema-zaniatiia-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "214859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432494193"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "План-конспект урока русского языка в 10 классе "Изобразительно - выразительные средства языка" "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-10-klassie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "129534"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415721457"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Электронное пособие. «Изобразительно-выразительные средства языка» "
    ["seo_title"] => string(71) "eliektronnoie-posobiie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "104793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402758184"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока: "Золотой запас русского языка (Изобразительно-выразительные средства языка. Систематизация знаний при подготовке к ГИА." "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-zolotoi-zapas-russkogho-iazyka-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-sistiematizatsiia-znanii-pri-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "100354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378273"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-po-litieraturie-na-tiemu-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182296"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425488021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства