ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
«Изобразительно-выразительные средства языка»
Щербакова Е. А.
Место работы: МБОУ СОШ № 2
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Золотой запас русского языка («Изобразительно-выразительные средства языка». Систематизация знаний при подготовке к ГИА).
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме; применить полученные знания на практике.
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению заданий ГИА;
- развивающие: отработать навыки решения заданий в тестах ГИА; развивать культуру устной и письменной речи; творческих способностей учащихся; монологическую речь учащихся; память; логическое мышление и образное мышление.
- воспитательные: воспитывать осознанное отношение к изучаемому, воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: коррекция, контроль, оценка знаний
Познавательные: универсальные логические действия, общеучебные
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества
Тип урока: обобщение и систематизация изученных знаний.
Необходимое техническое оборудование: оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания, памятки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Используемые технологии:
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Продолжительность | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемый образовательный результат |
1 | Организационный (Мотивация. Актуализация опорных знаний) | 3 мин. | Фронтальная беседа, формулирование темы и цели урока | Координирует ответы. Акцентирует внимание на имеющиеся знания учащихся | Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. |
2 | Повторение темы | 6 мин. | Словарная работа с последующей проверкой | Координирует действия учащихся | Контроль в форме результата с заданным эталоном. |
3 | Углубление темы | 20 | Фронтальная работа по определению тропов;
парная работа – анализ языкового материала.
| Координирует действий. Выводит работы групп в нужное русло. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученные в 5-9 классах по теме.
Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. Умение строить устное и письменное высказывание с учетом предложенной сферы и ситуации. |
4 | Физминутка | 2 | Выполнение зарядки для глаз | Разъясняет действия | Отдых |
5 | Контроль полученных знаний | 10 мин | Контрольное тестирование | Разъясняет действия. Контролирует выполнение работы | Контроль и коррекция. |
6 | Подведение итогов. Рефлексия. | 4 мин. | Фронтальная беседа | Анализирует результаты Задаёт домашнее задание Выставляет оценки | Умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. |
Сценарий урока
Мотивация. Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Слайд 1
Эпиграф к уроку:
Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
как сам жемчуг, и, право,
иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
Работа с эпиграфом к уроку.
- Как вы понимаете смысл высказывания?
( О богатстве, оригинальности, самобытности русского языка).
- Тема сегодняшнего урока «Золотой запас русского языка»
- О каком золотом запасе идёт речь?
(Об изобразительно-выразительных средствах)
Слайд 2
Тема урока, цели, задачи.
Слайд 3
Беседа
- Задайте вопрос к теме урока: «Что такое изобразительно-выразительные средства?
- Какие изобразительно-выразительные средства существуют в русском языке?»
- Вот вы и сформулировали цели урока.
-Давайте вспомним, необходимые теоретические знания по теме.
Слайд 4
Актуальность темы:
- Для чего нужны тропы?
(Я считаю…)
Создают новые сочетания слов с новым значением;
Обогащают речь новыми оттенками смысла;
Придают речи образность;
Придают речи выразительность.
Слайд 5
Актуальность темы
Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.
Сегодня на уроке мы не только повторим теоретический материал по теме, но и выполним образцы экзаменационных заданий, а также подробнее остановимся на малоизученных средствах выразительности.
Слайд 6
Теоретическая разминка
Класс делится на две группы: теоретиков и практиков
Теоретики составляют вопросы по теории, пользуясь карточками подсказками,
практики составляют примеры изобразительно-выразительных средств, пользуясь учебниками, раздаточным материалом.
Проверка задания.
Теоретики задают вопросы практикам, а практики теоретикам.
Теоретики комментируют схему.
Слайд 7
Уточнение теоретических понятий
Тропы и фигуры
Слайд 8 – 17
Повторение теории
Слайд 18-32
Экскурсия в литературно-художественную галерею Януса
Слайд 18
Учитель
— Слышали ли вы что-нибудь о литературно-художественной галерее Януса? Это уникальная галерея, в которой собраны произведения искусства, созданные на основе одного художественного приёма и часто связанные с художественной литературой, которая широко его использует с самых древних времен до наших дней. Дирекция литературно-художественной галереи считает своей главной задачей просветительскую работу, а потому часто устраивает передвижные выставки. И вот сегодня вы имеете редчайшую возможность увидеть одну из таких выставок.
Слайды 19-22
Учитель
Прежде всего нам предстоит узнать, что это за таинственный прием. А для этого попробуем разгадать одну литературно-художественную загадку. Вы увидите несколько пар репродукций, сгруппированных по одному принципу. Если мы правильно определим этот принцип, то перед нами откроется и древний прием, а вместе с ним и тема урока.
(Учитель показывает ученикам несколько пар репродукций: например, пейзажи на тему «Зима — лето» или «Весна – осень», изображения мальчика и девочки, старика и мальчика, дня и ночи и т.п. (использовались, к примеру, репродукции картин А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и «Днепр утром», В. И. Тропинина «Портрет С.К.Суханова» и «Голова мальчика», Г. И. Серебряковой «Женя» и «Катя с куклами», пейзажи Н. М. Ромадина) — и повторяет задание).
После того как учащиеся справятся с ним, задается вопрос:
- С каким же языковым явлением связана тема урока?
(Итак, сгруппированные по принципу противопоставления пары репродукций напоминают нам об антонимии. Вспомните, что такое антонимы. (Антонимы — слова с противоположным значением, об этом напоминает и дословный перевод с греческого языка этого термина: анти —против, оним – имя).
Слайд 23
Учитель
Но литературное явление, которое мы будем сейчас пристально рассматривать, гораздо шире и основано не просто на противоположном значении слов, а на развёрнутом противопоставлении явлений, характеров, свойств и т. д. Мы имеем дело с одним из самых древних литературных приемов — антитезой.
- Из каких корней состоит это слово-термин?
(Анти — против, тезис — положение. Значит, дословный перевод термина – противоположение).
Слайд 24
Учитель
Теперь перейдём к рассказу о возникновении антитезы.
Возникновение этого понятия связано с глубокой древностью — с тем временем, когда человек начинал осмысливать мир, упорядочивать его и осознавать себя в этом мире. Вероятно, именно тогда у него появились сначала понятия верха и низа, затем неба и земли, суши и воды, света и тьмы, дня и ночи, холода и жары, правого и левого, севера и юга, запада и востока, мужчины и женщины; потом молодости и старости, сна и яви, богов и людей и т.д. А затем эти пары пополнялись и пополнялись, пока не родилась первая концепция мира, выраженная в мифологии, а вместе с ней и первые антитезы в мифах творения. Вспомним хотя бы греческий миф о сотворении мира.
Неудивительно, что основателем нашей литературно-художественной галереи стал один из представителей древней мифологии, это римское божество, и настало время познакомить его с вами.
(Демонстрация изображения Януса)
- Знаете ли вы, кто это? И как вы думаете, почему именно ему принадлежит идея создания такой галереи?
(Янус – бог начала и конца, входа и выхода, восхода и заката, прошлого и будущего, сева и жатвы, молодости и старости. Именно поэтому он изображался двуликим (одно лицо принадлежало юноше, другое — старику), что напоминало о двойственности бытия, об одном из законов философии — о единстве и борьбе противоположностей. В некотором смысле Януса можно назвать прародителем антитезы. Потому-то он и стал основателем уникальной галереи.
Выражение «двуликий Янус» до сих пор в ходу и сейчас используется в отрицательной оценке людей неискренних, лицемерных и лживых, но для нас двуликий Янус -
олицетворение антитезы — литературного приема, на котором строились многие мифы).
Слайд 25
Кот Янус
Слайд 26
Учитель
«Антитезы греческой мифологии»
Вспомните греческую мифологию и тех героев, которые пытались достичь равенства с богами, посягнуть на их права и за это жестоко наказаны.
- Какая из этих антитез самая яркая и символичная?
(Зевс и Прометей.)
- Что олицетворяет собой Зевс, а что - Прометей?
(Зевс - эгоизм, равнодушие, тщеславие, жестокость: Прометей - человеколюбие, самоотверженность, мужество и героизм).
Слайд 27
Учитель
Фольклорные антитезы»
Из мифологии антитеза перешла в фольклор: сказки, былины, притчи, загадки, пословицы.
- Взгляните на следующий раздел экспозиции «Фольклорные антитезы».
Он поможет нам вспомнить широко известные русские народные сказки и былины, где этот прием использовался.
(Демонстрируются репродукции картины В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», «Бой Ивана-царевича с семиглавым змеем», «Несмеяна»; И. Я. Билибина «Морозко и падчерица», «Добрыня освобождает из плена Забаву Путятичну» и др.)
- Как проявляет себя антитеза в этих сказках и былинах?
(В сказке «Морозко» противопоставляются послушание и трудолюбие падчерицы и строптивость и лень дочерей мачехи, в «Царевне-лягушке» - талант и искусность царевны и бездарность её невесток; в былинах - мужество и самоотверженность Ильи Муромца, Добрыни Никитича коварству и жестокости врагов: Змея Горыныча, Соловья Разбойника и др.).
Слайд 28
На антитезе часто строятся пословицы и поговорки, многие из них вам хорошо известны.
- Попробуйте найти соответствия началу пословицы (пословицы могут быть заранее написаны на доске или еще лучше — на специальной таблице):
Злой плачет от зависти, а
Сладко естся,
Богу молись, а
Дружбу помни, а
Я одна шью, а
Хоть работа черна, да
Вора миловать –
денежка бела
все порют
доброго погубить
добрый от радости
чёрта не гневи
плохо спится
зло забывай
Слайд 29
Учитель
- Все эта антитезы выходят на главное философское противопоставление фольклора. Какое?
ДОБРО
Трудолюбие
Талант, мастерство
Благодарность
Отзывчивость
Самоотверженность
Скромность
Дружба
Мужество, героизм
Любовь к родине
ЗЛО
Лень
Бездарность
Неумелость
Неблагодарность
Равнодушие
Эгоизм
Хвастовство
Вражда
Трусость
предательство
Борьба добра и зла — главная тема фольклорных произведений.
Слайды 30
«Литературные антитезы»
Учитель
Трудно найти такой жанр в литературе, где бы не использовался этот прием. Часто уже в самих заглавиях литературных произведений присутствует антитеза. И вы мне сейчас подскажете такие произведения: я буду называть автора и первое слово заглавия, а вы – второе слово-антоним:
М.Твен. «Принц и (нищий)»;
И.А.Крылов. «Волк и (Ягненок)»;
А.С.Пушкин. «Моцарт и (Сальери)»;
Ф.М. Достоевский. «Преступление и (наказание)»;
А.Н.Островский. «Волки и (овцы)»;
Л.Н.Толстой. "Война и (мир);
А.П.Чехов. «Толстый и (тонкий)»;
И.С.Тургенев. «Отцы и (дети)».
Такие названия прямо или косвенно указывают на конфликты, лежащие в основе произведений.
Взгляните на самый обширный раздел выставки «Литературные антитезы».
- Какие из произведений вам знакомы? Как в них используется прием антитезы?
(В «Песне про купца Калашникова» противопоставлены честь и бесчестие; в «Сказке о мертвой царевне» - скромность и кротость царевны и самовлюбленность и гордыня царицы; в басне «Волк и Ягненок» — сила и слабость; в «Гадком утенке» Андерсена - доброта и бескорыстие утенка-лебедя и сварливость, корыстолюбие, примитивность всего птичьего двора; в «Алых парусах» Грина — богатый духовный мир Ассоль и внутренняя ограниченность, примитивизм жителей Каперны; в «Дон Кихоте» Сервантеса возвышенные устремления Дон Кихота и приземленность желаний Санчо Пансы).
Слайд 31
ОксЮморон
Учитель
На основе антитезы создан еще один интересный литературный прием — оксюморон, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Например,
«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг...» (М.Ю.Лермонтов) или
«Бушует снежная весна...», «Как трудно мертвецу среди людей / Ходить и притворяться непогибшим..." (А Блок).
- Как вы думаете, почему этот прием получил название «оксюморон"? И почему здесь можно говорить об антитезе?
(В нем соединены контрастные, несопоставимые явления и вещи, создающие в конечном итоге совершенно новое понятие: мертвец не может жить и ходить среди людей, но человек, потерявший интерес к жизни, выглядит в глазах других людей мертвецом; весна несет с собой цветение и жизнь — снег все погружает в глубокий сон, напоминающий смерть; понятие снежной весны ассоциируется с бурей человеческих чувств и страстей, спрятанных под маской холодности и равнодушия и т.д.)
Как и прямая антитеза, оксюморон иногда выносится в заглавие:
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина,
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя,
«Живой труп» Л. Н. Толстого,
«Живые мощи» И. С. Тургенева,
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.
- Какие контрастные понятия чаще всего соединяются в этих заглавиях?
(Жизнь и смерть).
Слайд 32
Учитель
Это неудивительно, так как спор жизни и смерти – одна из самых популярных антитез в мире в сюжетах литературы, живописи. Вспомните хотя бы многочисленные сказки разных народов о живой и мёртвой воде, о загробном (подземном) царстве и царстве живых, о том, как герои отвоёвывают своих любимых у смерти. С ними перекликаются и поэмы М. Горького «Девушка и смерть», А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Смерть и воин», часть «Тёркин на том свете»).
- Взгляните и на полотна, построенные на основе антитезы. В чём она выражается?
(«Невеста всех краше была...» и "Жених неприглядный такой...».)
Слайды 33
Оценочный лист
Слайды 34-42
Самостоятельная работа в парах и индивидуально.
Практические упражнения (работа с тестом и таблицей) и проверка.
Заполнение оценочного листа.
Слайд 43-45
Слайд 46
Слайд 47
Сочинение-рассуждение 6 на ГИА (согласно Проекту 2013 года)
Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.
Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.
В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!
Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека.
Слайд 48
Работа с текстом
Подобрать аргументы
1 вариант – по тесту 11
2 вариант – по тесту 18
3 вариант – по тесту 24
Время работы: 15 мин
Слайд 49
С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. | 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
Слайд 50
Оцени свои знания
Количество баллов | Оценка |
3 | «5» |
2 | «4» |
1 | «3» |
0 | «2» |
Слайд 51
Подведение итогов
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Над чем ещё надо поработать?
Слайд 52
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение:
1 вариант – по тесту 11
2 вариант – по тесту 18
3 вариант – по тесту 24
Слайд 53
Рефлексия
Вернёмся к эпиграфу нашего урока: (чтение учащимися выразительно)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В. Гоголь
- Согласны вы с мнением Н. В. Гоголя?
- Найдите тропы в эпиграфе.
(Ответы учащихся)
Слайд 54
Оценки за урок
Оценочный лист
Слайд 55
Оценка урока учащимися
Показать условный символ:
Понравился урок Не понравился урок
Слайды 56-57
Спасибо всем за урок!
Пожелание!
Пусть этот год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется – то и сбудется,
Что не ладится – позабудется,
Пусть хорошее приумножится
И удачно в дальнейшем сложится!
Раздаточный материал для практиков
1) Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым. (С. Есенин) (Градация)
2) В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.Есенин) (Сравнение)
3) И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок! (Н. Некрасов) (Литота)
4) Красною кистью рябина зажглась… (М.Цветаева) (Метафора)
5) Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана... (М. Лермонтов) (Синекдоха)
6) Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые? (А.Толстой) (Олицетворение)
7) Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин) (Эпитет)
Самостоятельная работа
Тест на проверку знаний.
1. Выберите правильное определение.
А. Троп – это образное выражение, содержащее преувеличение.
Б. Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.
В. Троп – это образное выражение, содержание преуменьшение.
2. Назовите тропы.
1). Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А.Фет)
А - эпитет; Б - олицетворение; В – сравнение.
2) Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин)
А – метафора; Б – эпитет; В – сравнение.
3). Жёлтыми мохнатыми шмелями вылупились вербные цветы. (В.Федоров)
А – эпитет; Б – метафора; В – сравнение.
4). Спит черёмуха в белой накидке.
А – эпитет; Б – метафора; В – сравнение.
Карточка-подсказка (для теоретиков)
Изобразительно-выразительные средства языка.
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).
АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой», «орёл», «мудрец»…).
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.
ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. («Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?» В.Маяковский.)
ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. («Слуга влиятельных господ, с какой отвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот» Ф.И. Тютчев)
ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).
МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.. («Поэзия – та же добыча радия… Тысячи тонн словесной руды». В. Маяковский)
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). («Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит...» А.С. Пушкин.)
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ – («Глаза у судьи словно пара жестянок»)
ОКСЮМОРОН (оксиморон) (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, мёртвые души, белая ворона, убогая роскошь…)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). («Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые?» А.К. Толстой)
ПЕРИФРАЗ(А) (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев», «город на Неве» - вместо «Петербург» и т.п).
САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. («Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» М. Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». (« Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…» А.С. Пушкин) Сравнения бывают прямые, отрицательные («Не ветер бушует над бором…»), развёрнутые («Я помню чудное мгновенье! Передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты» А.С. Пушкин.)
ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «мимолётное виденье»). («Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком» С.Есенин.) Эпитеты бывают постоянные (в фольклоре – добрый конь, красна девица, лебедь белая), изобразительные и лирические – содержащие авторскую оценку.
Звукопись
ЗВУКОПИСЬ – это художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.д.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн…»; «Полночной порою в болотной тиши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» К.Бальмонт.)
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков. («О весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!» А. Блок)
Стилистические фигуры
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.
АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).
АМПЛИФИКАЦИЯ - стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений с целью усиления выразительности высказывания («Берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую»).
АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. («Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!» Н.А. Некрасов.)
АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин). («Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен» А.С. Пушкин.)
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. («Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - всё будет так. Исхода нет» А. Блок.)
ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. («Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым.» С. Есенин.)
ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут» А. С. Пушкин.) Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
ПАРОНОМАЗИЯ (парономасия) - стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов («Леса — лысы, леса обезлосели, леса обезлисели», «он не глух, а глуп»).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).
ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце. («Выходит Пётр. Его глаза / Сияют. Лик его ужасен./ Движенья быстры. Он прекрасен, / Он весь, как божия гроза» А. С. Пушкин.)
ПЛЕОНАЗМ - стилистический прием, усиливающий смысл сказанного («грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву».)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур; такое построение речи, гл. обр. поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.В. не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. («Кто хоть раз не бранивал станционных смотрителей?» А.С.Пушкин)
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью: («Да, так любить, как любит наша кровь Никто из вас давно не любит!» А. Блок.)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, Р. о. носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. («А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов…» М. Лермонтов.)
СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).
ЭЛЛИПС(ИС) (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. («День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты?... Ты в меня!» Г. Гейне.)
ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. («Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в гости...» А. С. Пушкин)
Самоанализ урока
Класс: 9
Тема урока: «Золотой запас русского языка» (Изобразительно-выразительные средства)
Тип урока: урок-практикум.
Структура: повторение по теме теоретических сведений; практические упражнения; самостоятельная работа. (Структура урока выдержана).
Урок относится к разделу «Лексика и лексикология», по календарно-тематическому планированию (2 часа в неделю).
Тема урока непосредственно связана с предыдущими уроками общей тематикой и работает на последующие уроки не только русского языка, но и литературы.
Класс по типу темперамента – холерики; средний уровень обученности.
При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся. Уроки-практикумы приемлемы для старшеклассников, так как старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.
Цели: Образовательная:
Обобщение и углубление знаний по теме «Лексика», полученных в 5-9 классах.
Задачи: 1) Работать над лексическими средствами выразительности.
2) Учиться анализировать средства выразительности.
Развивающая:
Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ; развивать культуру устной и письменной речи; монологическую речь учащихся; память; логическое мышление и образное мышление.
Задачи:
развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
развивать навыки работы в парах;
содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитывающая:
Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
Задачи:
Цели и задачи урока реализовывались:
Образовательная осуществлялась через словарную и самостоятельную работы, практические упражнения.
Развивающая тоже через перечисленные виды работ, самоконтроль, через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала; корректировании ответов одноклассников.
Воспитательная через анализ языкового материала; высказывания о русском языке Н.В. Гоголя; анализ темы урока и постановки целей к теме урока.
Я думаю, что цели, поставленные к данному уроку, выполнены.
Как осуществлялась система моей работы на данном уроке?
В начале урока была чётко сформулирована тема; учащиеся самостоятельно определили цели; логика в построении заданий урока; подведение итогов; рефлексия.
Методы: использование на уроке репродуктивный при работе с карточками-подсказками и учебниками; словесный при ответе на вопросы; творческий – составление теоретических вопросов и примеров; аналитический – анализ текстов; наглядный – сопровождение всех этапов урока презентацией.
Формы работы: самостоятельная работа, работа в паре, словарная работа, фронтальная беседа.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами, для визуального восприятия информации (портреты, эпиграф, таблица-схема), для отработки практических навыков.
Приемы: был использован раздаточный материал по теме урока; задания, побуждающие к высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались карточкой – информатором, карточками с заданием при самостоятельной работе и работе в творческих парах.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:
Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстами художественного стиля.
Коммуникативно - деятельностный: работа над частичным комплексным анализом текста, с тестами.
Интегрированный подход. Связь с литературой через тексты художественного стиля поэтов-классиков; высказывание Н.В. Гоголя о русском языке.
Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания по теме урока.
Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
Цели урока ставились совместно с учащимися, использованы на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, парная работы.
Формы контроля: фронтальная проверка; самоконтроль.
На протяжении всего урока поддерживалась положительная атмосфера; отношение между учителем и учениками уважительное.
Домашнее задание: творческая работа и решение тестов. Такие виды работ соответсвуют уровню развития старшеклассников.
Урок направлен на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков учащихся. План урока был выполнен.
Недочеты в работе:
Подведение итогов и рефлексия проводились на перемене.
Над чем предстоит работать мне? Рационально использовать время на уроке.
Продолжать развивать навыки учащихся по определению изобразительно-выразительных средств.