Урок русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы» .
Подготовила:
Хот Саида Хазретовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 имени А.В.Суворова.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Цели:
1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.
3 Уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.
Задачи:
1.Научить распознавать фразеологические обороты
2 Выявить их эмоционально – выразительные достоинства.
3 Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи .
Фразеологический зверинец .
- Хитёр как
- Труслив как
- Голоден как
- Здоров как
- Изворотлив как
- Надут как
- Нем как
- Грязный как
- Упрям как
- Болтлив как
- Колючий как
- Лиса
- Заяц
- Волк
- Бык
- Уж
- Индюк
- Рыба
- Свинья
- Осёл
- Сорока
- Ёж
Загадки складки.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге, что еле
Волочили ноги.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо ведь этим ты другу окажешь
Медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес,
Кто по дрова.
Ребята слушать их не станут: от этой песни уши
Вянут.
http://fxstock.ru/uploads/2014-09/1409897643_Svoim-mirnym-planom-Putin.jpg
Кто пишет лапой?
Что бьют бездельники?
Кого тянут за хвост?
Когда цыплят считают?
Собери фразеологизм
- Кататься как куры не клюют
- Как кот зимуют
- Денег назубок
- После дождичка наплакал
- Где раки сыр в масле
- Знать в четверг
В.Суслов «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Замените выделенные слова фразеологизмами
- Друзья работали рядом.
- Опаздывая, мы мчались быстро.
- Что вы здесь бездельничаете ?
- Потерпев неудачу, он совсем приуныл.
- Они работали не отдыхая .
С головы до ног.
Голова Глаз Ноги
Человек с головой мозолить глаза со всех ног
Морочить голову хлопать глазами встать на ноги
Вскружить голову говорить в глаза встать с левой ноги
Потерять голову пускать пыль в глаза падать с ног
Не сносить головы глазом не моргнуть потерять почву под ногами
Отвечать головой с глазу на глаз сбиться с ног
Как снег на голову хоть глаз выколи идти в ногу
Голова идёт кругом открыть глаза путаться под ногами
Сломя голову как бельмо в глазу ног под собой не чуять
- Подобрать к фразеологизмам антонимы.
- По горизонтали:
- 1Повесить нос.
- 3 Капля в море.
- 4 Без сучка без задоринки.
- 6Лицом к лицу.
- 7 Зарубить на носу.
- 8 Вставлять палки в колёса.
- 10 Бить баклуши
- 16 Яблоку негде упасть.
- По вертикали.
- 1.На ночь глядя.
- 2.Как тёмный лес
- 3.Вдва счёта.
- 5.Выбиваться из сил
- 9.Семи пядей во лбу.
- 11.Как по маслу.
- 13.Как кошка с собакой
- 15 Сколько лет, сколько зим