 
 Урок русского языка в 6 классе  на тему:  «Фразеологизмы» . 
Подготовила: 
Хот Саида Хазретовна, 
учитель русского языка и литературы 
МБОУ СОШ №1 имени А.В.Суворова. 
     
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 
 Цели: 
 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 
 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 
 3 Уметь употреблять их в речи с целью её обогащения. 
 Задачи: 
 1.Научить распознавать фразеологические обороты 
 2 Выявить их эмоционально – выразительные достоинства. 
 3 Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи . 
     
Фразеологический зверинец . 
- Хитёр как 
- Труслив как 
- Голоден как 
- Здоров как 
- Изворотлив как 
- Надут как 
- Нем как 
- Грязный как 
- Упрям как 
- Болтлив как 
- Колючий как 
- Лиса 
- Заяц 
- Волк 
- Бык 
- Уж 
- Индюк 
- Рыба 
- Свинья 
- Осёл 
- Сорока 
- Ёж 
 
Загадки складки. 
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. 
О них обычно говорят: 
 Водой не разольёшь. 
Мы исходили городок 
Буквально вдоль и поперёк 
И так устали мы в дороге, что еле 
Волочили ноги. 
Товарищ твой просит украдкой 
Ответы списать из тетрадки. 
Не надо ведь этим ты другу окажешь 
Медвежью услугу. 
Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес, 
Кто по дрова. 
Ребята слушать их не станут: от этой песни уши 
Вянут. 
  
     
http://fxstock.ru/uploads/2014-09/1409897643_Svoim-mirnym-planom-Putin.jpg 
     
     
     
     
     
Кто пишет лапой? 
     
Что бьют бездельники?   
     
Кого тянут за хвост? 
     
Когда цыплят считают?   
     
Собери фразеологизм 
- Кататься как  куры не клюют 
- Как кот  зимуют  
- Денег  назубок  
- После дождичка  наплакал 
- Где раки  сыр в масле  
- Знать в четверг  
 
В.Суслов «Как работает слово».   
Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмём хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство прошло. 
С тех пор уж немало воды утекло. 
О смелом мы вправе сказать наперёд: 
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» 
А гуси и утки-сухие всегда. 
Заметили люди: «Как с гуся вода». 
Случилось с тобою: ты правил не знал, 
Молчал при опросе! Воды в рот набрал! 
Лентяй отдыхает, а время идёт- 
Под камень лежачий вода не течёт. 
Сказать болтуну мы порою не прочь: 
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! 
Не прочь и другому сказать невзначай: 
«Довольно лить воду! Ты дело давай!» 
Работать впустую!... Что скажут потом? 
На дело, мол, воду носить решетом! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода». 
     
Замените выделенные слова фразеологизмами 
- Друзья работали рядом. 
- Опаздывая, мы мчались быстро. 
- Что вы здесь бездельничаете ? 
- Потерпев неудачу, он совсем  приуныл. 
- Они работали не отдыхая . 
 
С головы до ног. 
 Голова Глаз Ноги 
Человек с головой мозолить глаза со всех ног 
Морочить голову хлопать глазами встать на ноги 
Вскружить голову говорить в глаза встать с левой ноги 
Потерять голову пускать пыль в глаза падать с ног 
Не сносить головы глазом не моргнуть потерять почву под ногами 
Отвечать головой с глазу на глаз сбиться с ног 
Как снег на голову хоть глаз выколи идти в ногу 
Голова идёт кругом открыть глаза путаться под ногами 
Сломя голову как бельмо в глазу ног под собой не чуять 
     
 
 
 
- Подобрать к фразеологизмам антонимы. 
- По горизонтали: 
- 1Повесить нос. 
- 3 Капля в море. 
- 4 Без сучка без задоринки. 
- 6Лицом к лицу. 
- 7 Зарубить на носу. 
- 8 Вставлять палки в колёса. 
- 10 Бить баклуши 
- 16 Яблоку негде упасть. 
- По вертикали. 
- 1.На ночь глядя. 
- 2.Как тёмный лес 
- 3.Вдва счёта. 
- 5.Выбиваться из сил 
- 9.Семи пядей во лбу. 
- 11.Как по маслу. 
- 13.Как кошка с собакой 
- 15 Сколько лет, сколько зим