"Фразеологизм. Источник фразеологизма" та?ырыбында ?ткен ашы? саба? ?зірлемесі. О?ушыларды? о?у ж?не жазу сауаттылы?ымен ?атар, сын т?р?ысынан ойлау да?дыларын да арттыру ма?ызды. Сонымен ?атар, о?ушыны? ?здігінен білім алуы, шы?армашылы?пен ж?мыс жасауы да ма?ызды р?л ат?арады. Саба? барысында ба?алау ?дісін де шеберлікпен ?олдан?ан д?рыс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)
- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут,
устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погребена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II. Повторение темы «Синтаксис»
1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль.Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)
2. Конструирование словосочетаний.
- К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде лайте их схемы.
(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)
Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + существительное.
- Используя эти словосочетания, составьте два предложения:
простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте предложения по цели высказывания.
Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:
А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.
Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).
Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.
В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.
Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год начинается.
Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы:старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.
4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой. Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем словосочетания.
5. Объяснительный диктант.
Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.
1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом «и», запятая не ставится. Проникал — проник, разжигал - чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», норазжечь».)
2)Солние село, и тусклые тучи висели над темной степью. (Предложение сложное, запятая ставится. Солнце - непроизносимая согласная «л», висели - виснет.)