kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Учись говорить правильно".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал исследовательской работы "Учись говорить правильно" может быть использован учителем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, на классных часах, на внеурочных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Учись говорить правильно".»

МБОУ « Пичаевская СОШ»     Исследовательская работа    « Учись говорить правильно»   Выполнили: Чеверикина Ульяна ученица 6 «А» класса; Мусаева Н.М. учитель русского языка и литературы  Тамбовская область  Пичаевский район  с.Пичаево  2016

МБОУ « Пичаевская СОШ» Исследовательская работа « Учись говорить правильно»

Выполнили:

Чеверикина Ульяна

ученица 6 «А» класса;

Мусаева Н.М.

учитель русского языка и литературы

Тамбовская область Пичаевский район с.Пичаево 2016

Цель работы:    определить правильное употребление выражений:  -«Садитесь» и «Присаживайтесь»;  -«Кто крайний?» и «Кто последний?»

Цель работы:

определить правильное употребление выражений:

-«Садитесь» и «Присаживайтесь»;

-«Кто крайний?» и «Кто последний?»

Задачи :  1. Просмотреть имеющийся материал в Интернете.  2.Изучить статьи из следующих книг:  Л.В.Успенский «Слово о словах», О.И.Северская «Говорим по – русски»,  С.И.Ожегов«Толковый словарь русского языка» , В.М. Мокиенко «Большой словарь русского жаргона».  3. Провести анкетирование и устный опрос среди учителей, учащихся 6-8 классов. 

Задачи :

1. Просмотреть имеющийся материал в Интернете.

2.Изучить статьи из следующих книг:  Л.В.Успенский «Слово о словах», О.И.Северская «Говорим по – русски»,  С.И.Ожегов«Толковый словарь русского языка» , В.М. Мокиенко «Большой словарь русского жаргона».

3. Провести анкетирование и устный опрос среди учителей, учащихся 6-8 классов. 

  • 4.     Понаблюдать за употреблением этих выражений.
Актуальность темы С благоговеньем прикасайся   К тому, чем ты вооружён,   Твори светло и упивайся   Безбрежным русским языком! С.Скачко  Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время и взрослые, и дети зачастую не задумываются о том, правильно ли они произнесли то или иное слово или выражение, каковы могут быть последствия беспечного обращения с русским языком.

Актуальность темы

С благоговеньем прикасайся  К тому, чем ты вооружён,  Твори светло и упивайся  Безбрежным русским языком!

С.Скачко 

Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время и взрослые, и дети зачастую не задумываются о том, правильно ли они произнесли то или иное слово или выражение, каковы могут быть последствия беспечного обращения с русским языком.

Объект исследования:   Учителя, учащиеся 6- 8 классов МБОУ  « Пичаевская СОШ».

Объект исследования:

Учителя, учащиеся 6- 8 классов МБОУ

« Пичаевская СОШ».

Предмет исследования:   Выражения:

Предмет исследования:

Выражения:

  • «Кто крайний?» и «Кто последний?»
  • «Садитесь» и «Присаживайтесь»
Гипотеза   Нормы произношения и употребления слов и выражений мало интересуют современное общество. Именно поэтому и взрослые, и дети говорят так, как им кажется правильней, а не как трактуют словари.

Гипотеза

Нормы произношения и употребления слов и выражений мало интересуют современное общество. Именно поэтому и взрослые, и дети говорят так, как им кажется правильней, а не как трактуют словари.

Методы :     - изучение материалов;   -анкетирование;  -личные наблюдения

Методы :

  - изучение материалов;

  -анкетирование;

-личные наблюдения

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов преподавателями гуманитарных дисциплин на уроках, внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях, элективных курсах; классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов преподавателями гуманитарных дисциплин на уроках, внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях, элективных курсах; классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний.

"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски?

ЭТИМОЛОГИЯ - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.  ОРФОЭПИЯ - совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.

ЭТИМОЛОГИЯ - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.

ОРФОЭПИЯ - совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой сказано:  Последний: 1. Последний в ряду чего-нибудь. 2.По времени находящийся в конце.  3.Самый новый, только что появившийся.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой сказано:

Последний:

1. Последний в ряду чего-нибудь.

2.По времени находящийся в конце.

3.Самый новый, только что появившийся.

   В статье  В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово «крайний» вежливее, чем «последний», ошибается». Он утверждает, что, называя человека крайним, вы обижаете его, так как  говорите не по – русски.  В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка.

   В статье  В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово «крайний» вежливее, чем «последний», ошибается». Он утверждает, что, называя человека крайним, вы обижаете его, так как  говорите не по – русски.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка.

Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:  Сесть:    1.Принять сидячее положение. 2. Поместиться где- нибудь. 3.Начать заниматься чем – либо(сесть за уроки). 4. Опуститься с высоты.  5.Оказаться в заключении по приговору суда.

Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

Сесть:   

1.Принять сидячее положение.

2. Поместиться где- нибудь.

3.Начать заниматься чем – либо(сесть за уроки).

4. Опуститься с высоты.

5.Оказаться в заключении по приговору суда.

Присесть: 1.Согнуть колени, опуститься. 2.Сесть на короткое время или в неудобной позе на время.  Приставка при- обозначает неполноту действия. 

Присесть:

1.Согнуть колени, опуститься.

2.Сесть на короткое время или в неудобной позе на время.

Приставка при- обозначает неполноту действия. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  В проведенном нами исследовании принимало участие 129 человек. Среди них 114  учащихся 6-8 классов, 15  учителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В проведенном нами исследовании принимало участие 129 человек. Среди них 114 учащихся 6-8 классов,

15 учителей.

Результаты анкетирования      «Кто последний?» – 61  «Кто крайний?» – 48  Оба варианта верны- 20  «Садитесь» – 11  «Присаживайтесь» – 93  Оба варианта верны - 25

Результаты анкетирования

«Кто последний?» – 61

«Кто крайний?» – 48

Оба варианта верны- 20

«Садитесь» – 11

«Присаживайтесь» – 93

Оба варианта верны - 25

В первом случае в связи с употреблением фраз «Кто последний?» и «Кто крайний?» мнения разделились почти поровну: 61 человек дали правильный ответ, 68- неправильный.  В случае с употреблением фраз «Садитесь» и «Присаживайтесь» многие дали неправильный ответ – 118 человек из 129.

В первом случае в связи с употреблением фраз «Кто последний?» и «Кто крайний?» мнения разделились почти поровну: 61 человек дали правильный ответ, 68- неправильный.

В случае с употреблением фраз «Садитесь» и «Присаживайтесь» многие дали неправильный ответ – 118 человек из 129.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:    Изучив статьи и высказывания разных лингвистов, мы пришли к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющимися правилами русского языка и значением слов.  Говорите всегда : «Садитесь!».  А в очереди всегда спрашивайте: «Кто последний?»

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

Изучив статьи и высказывания разных лингвистов, мы пришли к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющимися правилами русского языка и значением слов.

Говорите всегда : «Садитесь!».

А в очереди всегда спрашивайте: «Кто последний?»

... Ему к лицу и термин узкий ,  И междометный вздох , и клич, Гордись, что понимаешь русский,  Старайся глубину постичь.  С.Скачко

... Ему к лицу и термин узкий , И междометный вздох , и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь.

С.Скачко

… И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.  И.Бунин

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И.Бунин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ WEB-ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ WEB-ИСТОЧНИКОВ

  • Колесов В.В. «Культура речи». М., 2004г.
  • Кронгауз  М . Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10. 
  • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.  М., 2003г.
  • Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. 
  • М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 256 с.
  • Успенский Л. В.Слово о словах, М., 1989г.
  • Успенский Л. В. Почему не иначе?, М., 1997г.
  • Вопросы культуры речи. Русский язык в школе. Методический журнал. №3, №4, 2011г.
  •  
Вопросы анкеты:  1.Какое выражение вы чаще всего употребляете в речи: «Кто крайний?» или «Кто последний?»  2.Как правильно сказать: садитесь или присаживайтесь?  3. Оба варианта верны.

Вопросы анкеты:

1.Какое выражение вы чаще всего употребляете в речи: «Кто крайний?» или «Кто последний?»

2.Как правильно сказать: садитесь или присаживайтесь?

3. Оба варианта верны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Учись говорить правильно".

Автор: Мусаева Нина Михайловна

Дата: 19.08.2020

Номер свидетельства: 556029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Исследовательская работа по окружающему миру "Перелётные птицы". Работа с научно-популярным текстом "
    ["seo_title"] => string(113) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-okruzhaiushchiemu-miru-pierieliotnyie-ptitsy-rabota-s-nauchno-populiarnym-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "110653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406373659"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек""
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-skazka-lozh-da-v-niei-namiek"
    ["file_id"] => string(6) "258823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448565645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роль исследовательских работ в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-issliedovatiel-skikh-rabot-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456157668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Проектно-исследовательская работа учащегося 6 класса: "Компьютер - источник увлекательных игр или помощник в учебе: что выбираете вы?" "
    ["seo_title"] => string(154) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-uchashchieghosia-6-klassa-komp-iutier-istochnik-uvliekatiel-nykh-ighr-ili-pomoshchnik-v-uchiebie-chto-vybiraietie-vy"
    ["file_id"] => string(6) "115427"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411986578"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Реферативно-исследовательская работа по теме: "Так ли важен завтрак"  (Здоровьесбережение) "
    ["seo_title"] => string(99) "riefierativno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-tak-li-vazhien-zavtrak-zdorov-iesbieriezhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "192485"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427463186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства