Исследовательская работа "Учись говорить правильно".
Исследовательская работа "Учись говорить правильно".
Материал исследовательской работы "Учись говорить правильно" может быть использован учителем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, на классных часах, на внеурочных занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Учись говорить правильно".»
МБОУ « Пичаевская СОШ»Исследовательская работа«Учись говорить правильно»
Выполнили:
Чеверикина Ульяна
ученица 6 «А» класса;
Мусаева Н.М.
учитель русского языка и литературы
Тамбовская областьПичаевский районс.Пичаево2016
Цель работы:
определить правильное употребление выражений:
-«Садитесь» и «Присаживайтесь»;
-«Кто крайний?» и «Кто последний?»
Задачи :
1. Просмотреть имеющийся материал в Интернете.
2.Изучить статьи из следующих книг: Л.В.Успенский «Слово о словах», О.И.Северская «Говорим по – русски», С.И.Ожегов«Толковый словарь русского языка» , В.М. Мокиенко «Большой словарь русского жаргона».
3. Провести анкетирование и устный опрос среди учителей, учащихся 6-8 классов.
4. Понаблюдать за употреблением этих выражений.
Актуальность темы
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком!
С.Скачко
Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время и взрослые, и дети зачастую не задумываются о том, правильно ли они произнесли то или иное слово или выражение, каковы могут быть последствия беспечного обращения с русским языком.
Объект исследования:
Учителя, учащиеся 6- 8 классов МБОУ
« Пичаевская СОШ».
Предмет исследования:
Выражения:
«Кто крайний?» и «Кто последний?»
«Садитесь» и «Присаживайтесь»
Гипотеза
Нормы произношения и употребления слов и выражений мало интересуют современное общество. Именно поэтому и взрослые, и дети говорят так, как им кажется правильней, а не как трактуют словари.
Методы :
- изучение материалов;
-анкетирование;
-личные наблюдения
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов преподавателями гуманитарных дисциплин на уроках, внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях, элективных курсах; классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний.
"Русский язык такой трудный", - часто можно услышать от иностранцев. А мы сами правильно ли пишем и говорим по-русски?
ЭТИМОЛОГИЯ- раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.
ОРФОЭПИЯ- совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой сказано:
Последний:
1. Последний в ряду чего-нибудь.
2.По времени находящийся в конце.
3.Самый новый, только что появившийся.
В статье В.В.Колесова «Культура речи» мы читаем: «Тот, кто полагает, что слово «крайний» вежливее, чем «последний», ошибается». Он утверждает, что, называя человека крайним, вы обижаете его, так как говорите не по – русски.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова вообще нет слова «крайний», оно пришло к нам из украинского языка.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
Сесть:
1.Принять сидячее положение.
2. Поместиться где- нибудь.
3.Начать заниматься чем – либо(сесть за уроки).
4. Опуститься с высоты.
5.Оказаться в заключении по приговору суда.
Присесть:
1.Согнуть колени, опуститься.
2.Сесть на короткое время или в неудобной позе на время.
Приставка при- обозначает неполноту действия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В проведенном нами исследовании принимало участие 129 человек. Среди них 114 учащихся 6-8 классов,
15 учителей.
Результаты анкетирования
«Кто последний?» – 61
«Кто крайний?» – 48
Оба варианта верны- 20
«Садитесь» – 11
«Присаживайтесь» – 93
Оба варианта верны - 25
В первом случае в связи с употреблением фраз «Кто последний?» и «Кто крайний?» мнения разделились почти поровну: 61 человек дали правильный ответ, 68- неправильный.
В случае с употреблением фраз «Садитесь» и «Присаживайтесь» многие дали неправильный ответ – 118 человек из 129.
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
Изучив статьи и высказывания разных лингвистов, мы пришли к выводу, что не нужно думать о двусмысленности слов, а просто руководствоваться уже имеющимися правилами русского языка и значением слов.
Говорите всегда : «Садитесь!».
А в очереди всегда спрашивайте: «Кто последний?»
...Ему к лицу и термин узкий ,И междометный вздох , и клич, Гордись, что понимаешь русский,Старайся глубину постичь.
С.Скачко
…И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И.Бунин
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИИСПОЛЬЗОВАННЫХ WEB-ИСТОЧНИКОВ
Колесов В.В. «Культура речи». М., 2004г.
Кронгауз М . Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003г.
Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской.
М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 256 с.
Успенский Л. В.Слово о словах, М., 1989г.
Успенский Л. В. Почему не иначе?, М., 1997г.
Вопросы культуры речи. Русский язык в школе. Методический журнал. №3, №4, 2011г.
Вопросы анкеты:
1.Какое выражение вы чаще всего употребляете в речи: «Кто крайний?» или «Кто последний?»
2.Как правильно сказать: садитесь или присаживайтесь?