2.2.Выводы. Как устранить выявленные проблемы?....8
Список использованной литературы………………………………………10
Введение
Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак, и бабушка задает постоянный вопрос, позавтракал ли я?! Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут…
Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему? Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решил провести исследование «Так ли важен завтрак?» и разобраться в этом вопросе.
Думаю, что работа моя актуальна. Ведь со своими наблюдениями я могу поделиться с одноклассниками, и они тоже узнают: нужно ли завтракать.
Цель, которую я перед собой поставил в исследовании – определить значение завтрака.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- выяснить, что такое завтрак, и каким он должен быть;
- завтракают ли дома ученики нашего класса;
- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;
Гипотеза исследования: допустим, завтрак, также как обед и ужин, выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
- собеседование.
Предмет исследования: значение завтрака в дневном рационе
Объект исследования: продукты, употребляемые на завтрак
Основная часть
1.1 Что такое завтрак?
Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда.
Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:
В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.
В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат)- «утренний обед».
В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан)- «утренний рис».
А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».
В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».
Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу!
1.2. Зачем нужен завтрак
Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают- восстанавливаются, рождают новые клетки.
Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый.
Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами- белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!
Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда - редение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!
Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.
Школьники, получающие правильное питание – ежедневный полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
Первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы – рукой подать. Кроме того, не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от домашнего завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше иммунитет, они реже пропускают занятия.
Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
1.3. Каким должен быть завтрак?
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
Диетологи советуют:
Колбаса, яйца, ветчина имеют в своем составе высокое содержание холестерина и жира. Эти вещества перевариваются медленно и вызывают сильный отток крови от мозга. Это приводит к замедлению мыслительных процессов.
В результате приема сладостей по утрам мы не достигаем бодрого состояния, а, наоборот, активность организма снижается.
«Жаворонкам»- людям, любящим вставать рано, нужно отказаться во время завтрака от кофе. А вот зеленый чай- то, что надо. И главное, не забыть плотно позавтракать.
У «сов»- людей, любящих вставать поздно, всё совсем наоборот. Утром им просто не обойтись без чашечки кофе. Он помогает им взбодриться. У «совы» в ранний час аппетит еще спит, поэтому завтрак должен быть легким. Зато через час, два - самое время подкрепиться!
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши северные ягоды.
Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.
Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнал, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.
2.1 Исследование данного вопроса
По данной теме мы провели анкетирование учащихся. Были опрошены 70 человек.
Ученики считают:
Завтрак необходим – 60 учащихся (85%)
Завтрак не обязателен – 10 учащихся (15%)
Всегда завтракают дома и в школе – 52 учащихся (74%)
Не успевают завтракать каждый день – 8 учащихся (12%)
Отказываются от завтрака – 10 учащихся (14%)
3. Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?
В школе едят всё – 33учащихся (47%)
В школе едят то, что нравится – 37 учащихся (53%)
Дома едят всё – 61 учащихся (87%)
Дома едят то, что нравится – 9 учащихся (13%)
По данным анкетирования, можно сделать вывод:
Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам (спешат в школу; не желают завтракать – отсутствует аппетит).
Ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а спешат в буфет за булочкой или шоколадкой.
Из беседы с классным руководителем я узнал, что дети, которые не завтракают, чувствуют себя хуже тех, кто завтракает; они чаще испытывают чувство голода, более нервозны, быстрее устают, им тяжелей сконцентрировать внимание на уроке, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе. Соответственно, снижается успеваемость.
Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.
2.2.Как устранить выявленные проблемы?
Я считаю, что необходимо:
Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
Медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака.
Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?»
Заключение
Проведя исследования по теме и возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования.
Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимают значение горячего завтрака и стараются поддерживать его полноценность.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.
Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
В результате своего исследования мы пришли к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Мы затронули пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой следующего исследования.
Исследовательская работа может быть использована на уроках окружающего мира и для проведения бесед на классном часе.
Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992год.
2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986 год.
3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989 год.
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008 год.
2.2.Выводы. Как устранить выявленные проблемы?......................8
Заключение…………………………………………………………………...9
Список использованной литературы………………………………………10
Приложение…………………………………………………………………11-13
Введение
Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак, и бабушка задает постоянный вопрос, позавтракал ли я?! Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут…
Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему??? Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решил провести исследование «Так ли важен завтрак?» и разобраться в этом вопросе.
Думаю, что работа моя актуальна. Ведь со своими наблюдениями я могу поделиться с одноклассниками, и они тоже узнают: нужно ли завтракать.
Цель, которую я перед собой поставил в исследовании – определить значение завтрака.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- выяснить, что такое завтрак, и каким он должен быть;
- завтракают ли дома ученики нашего класса;
- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;
Гипотеза исследования: допустим, завтрак, также как обед и ужин, выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
- собеседование.
Предмет исследования: значение завтрака в дневном рационе
Объект исследования: продукты, употребляемые на завтрак
Основная часть
1.1 Что такое завтрак?
Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда.
Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:
В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.
В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат)- «утренний обед».
В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан)- «утренний рис».
А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».
В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».
Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу!
1.2. Зачем нужен завтрак
Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают- восстанавливаются, рождают новые клетки.
Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый.
Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами- белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!
Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда - редение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!
Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.
Школьники, получающие правильное питание – ежедневный полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
Первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы – рукой подать. Кроме того, не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от домашнего завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше иммунитет, они реже пропускают занятия.
Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
1.3. Каким должен быть завтрак?
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
Диетологи советуют:
Колбаса, яйца, ветчина имеют в своем составе высокое содержание холестерина и жира. Эти вещества перевариваются медленно и вызывают сильный отток крови от мозга. Это приводит к замедлению мыслительных процессов.
В результате приема сладостей по утрам мы не достигаем бодрого состояния, а, наоборот, активность организма снижается.
«Жаворонкам»- людям, любящим вставать рано, нужно отказаться во время завтрака от кофе. А вот зеленый чай- то, что надо. И главное, не забыть плотно позавтракать.
У «сов»- людей, любящих вставать поздно, всё совсем наоборот. Утром им просто не обойтись без чашечки кофе. Он помогает им взбодриться. У «совы» в ранний час аппетит еще спит, поэтому завтрак должен быть легким. Зато через час, два - самое время подкрепиться!
Фрукты.Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши северные ягоды.
Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.
Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнал, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.
Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников
Продукты
Возраст школьника
7 – 10 лет
11 – 13 лет
Хлеб пшеничный
150 гр
200 гр
Хлеб ржаной
70 гр
100 гр
Крупы, бобовые, макаронные изделия
45 гр
50 гр
Картофель
200 гр
250 гр
Овощи разные
275 гр
300 гр
Фрукты свежие
150 – 300 гр
150 – 300 гр
Сахар
60 гр
65 гр
Кондитерские изделия
10 гр
15 гр
Масло сливочное
25 гр
30 гр
Масло растительное
10 гр
15 гр
Яйцо
1 шт
1 шт
Творог
40 гр
45 гр
Сметана
10 гр
10 гр
Сыр
10 гр
10 гр
Мясо, птица, колбасы
140 гр
170 гр
Рыба
40 гр
50 гр
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.
2.1 Исследование данного вопроса (Приложение 1)
По данной теме мы провели анкетирование учащихся. Были опрошены 70 человек.
Ученики считают:
Завтрак необходим – 60 учащихся (85%)
Завтрак не обязателен – 10 учащихся (15%)
Всегда завтракают дома и в школе – 52 учащихся (74%)
Не успевают завтракать каждый день – 8 учащихся (12%)
Отказываются от завтрака – 10 учащихся (14%)
3. Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?
В школе едят всё – 33учащихся (47%)
В школе едят то, что нравится – 37 учащихся (53%)
Дома едят всё – 61 учащихся (87%)
Дома едят то, что нравится – 9 учащихся (13%)
По данным анкетирования, можно сделать вывод:
Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам (спешат в школу; не желают завтракать – отсутствует аппетит).
Ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а спешат в буфет за булочкой или шоколадкой.
Из беседы с классным руководителем я узнал, что дети, которые не завтракают, чувствуют себя хуже тех, кто завтракает; они чаще испытывают чувство голода, более нервозны, быстрее устают, им тяжелей сконцентрировать внимание на уроке, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе. Соответственно, снижается успеваемость.
Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.
2.2.Как устранить выявленные проблемы?
Я считаю, что необходимо:
Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
Медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака.
Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?».
Заключение
Проведя исследования по теме и возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования.
Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимают значение горячего завтрака и стараются поддерживать его полноценность.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.
Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
В результате своего исследования мы пришли к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Мы затронули пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой следующего исследования.
Исследовательская работа может быть использована на уроках окружающего мира и для проведения бесед на классном часе.
Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992год.
2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986 год.
3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989 год.
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008 год.