kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурга-Баишевская СОШ»

Шемуршинского района Чувашской Республики

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Сказка- ложь, да в ней намёк…»

Автор:

Ученики 2 класса

Руководитель:

 учитель начальных классов

                                                                                Угарина Е.В

с. Бичурга-Баишево-2013г.

Здравствуйте. Мы, второклассники, провели исследовательскую работу по теме «Сказка-ложь. да в ней намёк…»

Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.

Древние традиции нашего народа заложены в русских и чувашских  народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка - это чудо!

 Прекрасен сказок мир воздушный,

К нему с младенчества привык:

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык

Актуальность

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. А может быть сказки научат нас правилам  поведения?

 Цель нашего исследования: проследить как русский и чувашский  народ через сказки учил детей относиться к старшим.

Чтобы выполнить цель, мы поставили задачи:

  • изучить русские и чувашские  народные сказки;
  • выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
  • проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
  • привлечь внимание учащихся  к этой проблеме.

Обьектом исследования выступают герои русских  и чувашских народных сказок

Предметом  исследования являются  русские и чувашские  народные сказки.

Гипотеза:

    Мы предположили, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, хорошо учиться в школе, а народные сказки могут научить нас отношению к старшим.

Методы работы: изучение литературы, анализ, практическое исследование, обобщение, вывод.

Основное содержание работы

Теоретическое

Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

Изучив разную литературу по данной теме, мы узнали, как возникло слово «сказка».

«Скоро сказка сказывается…»? отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.

Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка — сказывать — рассказывать. То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

Сказки  бывают литературные (авторские) и народные.

В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра.

Сказки литературные – сказки, которые написал отдельный автор, а не народ. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки.

По своему характеру и видам сказки тоже отличаются.

Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп разделил сказки на:

& волшебные

& авантюрные

& бытовые

& сказки о животных

Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад). Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.

Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Практическое.

Мы провели практическое исследование по русским и чувашским народным сказкам. Читали их, обсуждали, находили главную мысль сказок, находили  ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона.

Русская народная сказка «Колобок»

    Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса.

Непослушание Колобка привело его к гибели.

 

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

Непослушание родительскому наказу, привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…»

В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие,  вежливое обращение и помощь другим.

Русская народная сказка «Морозко»

За свое трудолюбие и ответственность, за уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

«И стал ворочать старушку:

-Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое. Ведь я с досады вымолвил.»

Такое поведение помогло Царевичу в поисках.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Смекалка Маши, позволила ей обхитрить медведя и вернуться домой.

Чувашская народная сказка «Хитрая лиса»

Дед сжёг свою старую ушанку в печке, и новая в лес убежала. Хитрая лиса обманула старика со старухой.

Нельзя быть слишком  доверчивым.

Чувашская народная сказка «Пукане»

Пукане искала себе няньку  и не смогла никого найти. Никто ей не смог угодить.  Пукане попала в беду. Хитрая лиса украла все её украшения.  Пукане  домой вернулась ни с чем.

Если долго выбирать, ничего тебе не достанется. Невежливым обращением друзей не найдёшь.

В результате исследования мы выяснили:

  • в большинстве русских  и чувашских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;
  • В  народных сказках непослушание родителям или взрослым, глупость и наивность  наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;
  • герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался ;
  • обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;
  • главным в сказках был труд и ум с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
  •  

Всё-таки наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся за нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки,  написанные много-много лет назад помогают нам это понять.

    Мы познакомили учащихся с  нашим исследованием и продолжаем изучать русские и чувашские  народные сказки.

 

 Как хорошо, что есть на Земле

Сказки чудесные эти! 

Сказку возьмём, вместе прочтём

И про неё пропоём!

Пусть живут вечно сказки,

Пусть они дарят людям

Волшебство, справедливость,

Красоту и добро!

Информационные ресурсы:

  1. В.И.Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» Издательство «Астрель»,2005 г.
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г.
  3. Отечественная литературная сказка  Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г.
  4.  «Обо всём на свете» Большая детская энциклопедия «Астрель»
  5. «Русский фольклор» Москва,2002 г.
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.
  2. http://writerstob.narod.ru Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурга-Баишевская СОШ»

Шемуршинского района Чувашской Республики

















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:


«Сказка- ложь, да в ней намёк…»










Автор:

Ученики 2 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Угарина Е.В



с. Бичурга-Баишево-2013г.







Здравствуйте. Мы, второклассники, провели исследовательскую работу по теме «Сказка-ложь. да в ней намёк…»

Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.

Древние традиции нашего народа заложены в русских и чувашских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.


Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!


Прекрасен сказок мир воздушный,

К нему с младенчества привык:

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык

Актуальность

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. А может быть сказки научат нас правилам поведения?

Цель нашего исследования: проследить как русский и чувашский народ через сказки учил детей относиться к старшим.

Чтобы выполнить цель, мы поставили задачи:

  • изучить русские и чувашские народные сказки;

  • выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;

  • проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;

  • привлечь внимание учащихся к этой проблеме.

Обьектом исследования выступают герои русских и чувашских народных сказок

Предметом исследования являются русские и чувашские народные сказки.

Гипотеза:

Мы предположили, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, хорошо учиться в школе, а народные сказки могут научить нас отношению к старшим.

Методы работы: изучение литературы, анализ, практическое исследование, обобщение, вывод.


Основное содержание работы

Теоретическое


Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.


Изучив разную литературу по данной теме, мы узнали, как возникло слово «сказка».

«Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.

Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка — сказывать — рассказывать. То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.


Сказки бывают литературные (авторские) и народные.

В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра.

Сказки литературные – сказки, которые написал отдельный автор, а не народ. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки.


По своему характеру и видам сказки тоже отличаются.

Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп разделил сказки на:

& волшебные

& авантюрные

& бытовые

& сказки о животных



Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад). Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.


Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.


Практическое.


Мы провели практическое исследование по русским и чувашским народным сказкам. Читали их, обсуждали, находили главную мысль сказок, находили ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона.


Русская народная сказка «Колобок»

Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса.

Непослушание Колобка привело его к гибели.


Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

Непослушание родительскому наказу, привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…»

В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие, вежливое обращение и помощь другим.


Русская народная сказка «Морозко»

За свое трудолюбие и ответственность, за уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.


Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

«И стал ворочать старушку:

-Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое. Ведь я с досады вымолвил.»

Такое поведение помогло Царевичу в поисках.


Русская народная сказка «Маша и медведь»

Смекалка Маши, позволила ей обхитрить медведя и вернуться домой.


Чувашская народная сказка «Хитрая лиса»

Дед сжёг свою старую ушанку в печке, и новая в лес убежала. Хитрая лиса обманула старика со старухой.

Нельзя быть слишком доверчивым.


Чувашская народная сказка «Пукане»

Пукане искала себе няньку и не смогла никого найти. Никто ей не смог угодить. Пукане попала в беду. Хитрая лиса украла все её украшения. Пукане домой вернулась ни с чем.

Если долго выбирать, ничего тебе не достанется. Невежливым обращением друзей не найдёшь.

В результате исследования мы выяснили:

  • в большинстве русских и чувашских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;

  • В народных сказках непослушание родителям или взрослым, глупость и наивность наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;

  • герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался ;

  • обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;

  • главным в сказках был труд и ум с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Заключение:

Всё-таки наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся за нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад помогают нам это понять.

Мы познакомили учащихся с нашим исследованием и продолжаем изучать русские и чувашские народные сказки.


Как хорошо, что есть на Земле

Сказки чудесные эти! 

Сказку возьмём, вместе прочтём

И про неё пропоём!

Пусть живут вечно сказки,

Пусть они дарят людям

Волшебство, справедливость,

Красоту и добро!



Информационные ресурсы:

  1. В.И.Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» Издательство «Астрель»,2005 г.

  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г.

  3. Отечественная литературная сказка Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г.

  4. «Обо всём на свете» Большая детская энциклопедия «Астрель»

  5. «Русский фольклор» Москва,2002 г.


  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.

  2. http://writerstob.narod.ru Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек"

Автор: Угарина Елена Васильевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства