Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бичурга-Баишевская СОШ»
Шемуршинского района Чувашской Республики
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Автор:
Ученики 2 класса
Руководитель:
учитель начальных классов
Угарина Е.В
с. Бичурга-Баишево-2013г.
Здравствуйте. Мы, второклассники, провели исследовательскую работу по теме «Сказка-ложь. да в ней намёк…»
Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.
Древние традиции нашего народа заложены в русских и чувашских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка - это чудо!
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык:
Мне мил и дорог простодушный
Животворящий их язык
Актуальность
Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. А может быть сказки научат нас правилам поведения?
Цель нашего исследования: проследить как русский и чувашский народ через сказки учил детей относиться к старшим.
Чтобы выполнить цель, мы поставили задачи:
- изучить русские и чувашские народные сказки;
- выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
- проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
- привлечь внимание учащихся к этой проблеме.
Обьектом исследования выступают герои русских и чувашских народных сказок
Предметом исследования являются русские и чувашские народные сказки.
Гипотеза:
Мы предположили, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, хорошо учиться в школе, а народные сказки могут научить нас отношению к старшим.
Методы работы: изучение литературы, анализ, практическое исследование, обобщение, вывод.
Основное содержание работы
Теоретическое
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.
Изучив разную литературу по данной теме, мы узнали, как возникло слово «сказка».
«Скоро сказка сказывается…»? отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.
Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка — сказывать — рассказывать. То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Сказки бывают литературные (авторские) и народные.
В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра.
Сказки литературные – сказки, которые написал отдельный автор, а не народ. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки.
По своему характеру и видам сказки тоже отличаются.
Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп разделил сказки на:
& волшебные
& авантюрные
& бытовые
& сказки о животных
Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад). Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.
Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Практическое.
Мы провели практическое исследование по русским и чувашским народным сказкам. Читали их, обсуждали, находили главную мысль сказок, находили ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона.
Русская народная сказка «Колобок»
Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса.
Непослушание Колобка привело его к гибели.
Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
Непослушание родительскому наказу, привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…»
В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие, вежливое обращение и помощь другим.
Русская народная сказка «Морозко»
За свое трудолюбие и ответственность, за уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»
«И стал ворочать старушку:
-Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое. Ведь я с досады вымолвил.»
Такое поведение помогло Царевичу в поисках.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Смекалка Маши, позволила ей обхитрить медведя и вернуться домой.
Чувашская народная сказка «Хитрая лиса»
Дед сжёг свою старую ушанку в печке, и новая в лес убежала. Хитрая лиса обманула старика со старухой.
Нельзя быть слишком доверчивым.
Чувашская народная сказка «Пукане»
Пукане искала себе няньку и не смогла никого найти. Никто ей не смог угодить. Пукане попала в беду. Хитрая лиса украла все её украшения. Пукане домой вернулась ни с чем.
Если долго выбирать, ничего тебе не достанется. Невежливым обращением друзей не найдёшь.
В результате исследования мы выяснили:
- в большинстве русских и чувашских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;
- В народных сказках непослушание родителям или взрослым, глупость и наивность наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;
- герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался ;
- обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;
- главным в сказках был труд и ум с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
Всё-таки наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся за нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад помогают нам это понять.
Мы познакомили учащихся с нашим исследованием и продолжаем изучать русские и чувашские народные сказки.
Как хорошо, что есть на Земле
Сказки чудесные эти!
Сказку возьмём, вместе прочтём
И про неё пропоём!
Пусть живут вечно сказки,
Пусть они дарят людям
Волшебство, справедливость,
Красоту и добро!
Информационные ресурсы:
- В.И.Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» Издательство «Астрель»,2005 г.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г.
- Отечественная литературная сказка Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г.
- «Обо всём на свете» Большая детская энциклопедия «Астрель»
- «Русский фольклор» Москва,2002 г.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.
- http://writerstob.narod.ru Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.