kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по окружающему миру "Перелётные птицы". Работа с научно-популярным текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока

 

 

Окружающий мир 3 класс (1 – 4)

Тема: Учебно – исследовательская работа «Перелётные птицы». Работа с научно-популярным текстом.

Программа «Гармония», Поглазова О.Т.

 Тип урока: Урок преобразования модели.

Форма урока: Групповая

 

Выполнил учитель начальных классов

                                     МБОУ СОШ № 3

                                   Города Семёнова

Арютова Валентина Александровна

Педагогический стаж: 24 года

Стаж работы учителем начальных классов: 24 года

                          Квалификационная категория – I

 

2014год

 

Цель: познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта исследовательской деятельности, учить ориентироваться в мире информации.

Задачи:

  • активизировать и актуализировать знания, полученные школьниками при изучении темы «Весна воды, тепла и света», систематизировать знания, познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы;
  • развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать;
  • учить делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования;
  • создание продукта, востребованного другими

Оборудование урока

Учитель:

  • Мультимедийная презентация
  • Карточки – названия групп
  • Листы бумаги для работы в группе
  • Картон для создания модели крыльев
  • Справочная литература:
  • Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка
  • Большая советская энциклопедия
  • «Солнышки» для шкалы настроения
  • Карточки с заданиями для групп
  • Памятка работы в группе (на листах)
  • Тема исследования «Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы беспорядочной стаей?»

Обучающиеся:

  • Конверты с цветными квадратами для рефлексии
  • Фломастеры, цветные карандаши
  • Ножницы, клей
  • Письменные принадлежности

План урока:

  1. Подготовка к выполнению группового задания
  • Мотивация (ситуация успеха)
  • Актуализация знаний
  • Целеполагание
  • Выявление места и причины затруднения (текст)
  • Построение проекта выхода из затруднения (инструктаж о последовательности работы, распределение задания по группам)
  • Планирование работы по группам
  1. Групповая работа (моделирование)
  • Распределение заданий внутри группы
  • Индивидуальное выполнение задания
  1. Заключительная часть (оценивание модели)
  • Сообщение о результатах работы  в группах
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия
  • Общий вывод о работе в группе

Ход урока:

  1. Подготовка к выполнению группового задания
  • Мотивация (ситуация успеха)

 - На части не делится

Солнце лучистое,

И вечную землю

Нельзя разделить,

Но искорку счастья

Луча золотистого

Ты в силах, ты можешь

Друзьям подарить!

Слайд 2: (3 солнышка – весёлое, грустное, сердитое) + у каждого ученика

- Какое солнышко вам больше нравится? Дорисуй.

- Я очень рада, что у вас отличное настроение.

  • Актуализация знаний

Слайд 3: игра «Найди лишнее – назови одним словом

- Назови лишнюю фразу…

- Оставшиеся фразы объедини одним словом-темой…

- Какой период в жизни птиц наступает с приходом весны?

- О чём мы сегодня будем говорить?

- На уроке мы будем работать с текстом в группах.

- Вспомните правила работы в группах.

Доска: правила работы в группах

  • Выявление места и причины затруднения

Слайд 4 - 5: (Чтение текста учителем под крик журавлей)

Слайд 6: - Прочитайте текст ещё раз.

- Найди в тексте вопрос

(На доске появляется -  Тема исследования: «Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы беспорядочной стаей?»

- Выдвинем ГИПОТЕЗУ

  • Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 7: Девиз урока

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю» (китайская мудрость)

- Китайская мудрость гласит…

- Чтобы найти ответ на данный вопрос, соберём различную информацию по группам (карточки – названия групп)

- Что необходимо изучить по данной теме?

           (ответы детей:

  • уточнить значение трудных слов;
  • узнать кто такие журавли и жаворонки;
  • выяснить, почему их полёт в воздухе разный;

!!!Учитель раздаёт карточки с заданиями

  • Планирование работы по группам

Слайд 8: Группы

  1. Придумайте название для текста.

    Выпишите незнакомые слова.

    Узнайте у взрослых, что они означают.

  1. Уточни значение трудных слов в словаре

Выполни рисунки клина (косяка) и стаи птиц

  1. Расскажите коротко о том, кто такие журавли.

     Составь презентацию.

  1. Узнай, почему журавли летят клином, а жаворонки стаей

Проведи опыт: изготовь и сравни 2 модели крыла – журавля и жаворонка

  1. Узнай, что говорили о журавлях в народе.

Попробуй объяснить народную примету.

Слайд 9: план работы группы

-Прежде чем приступить к заданиям, вы должны определить роль каждого в группе:

СПИКЕР

СЕКРЕТАРЬ

ДОКЛАДЧИК

ПОМОЩНИК

- Затем…

  1. Групповая работа
  • Распределение заданий внутри группы
  • Индивидуальное выполнение задания
  1. Заключительная часть
  • Сообщение о результатах работы в группах, рефлексия

- Вы славно потрудились. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за работу.

- Кто будет защищать модель?

- Каждая группа должна оценить выступление коллег.

Доска: памятка оценки

ДОКЛАДЫ - ЛИСТЫ

Слайд 10: Упражнение «Журавлик»

- Я тоже приготовила для вас информацию.

- Древние японцы считали, что уникальная поза журавля способствует правильному пищеварению, укрепляет  дыхательную и кровеносную системы.

- Встаньте так, чтобы ваши ступни были вместе, пятки и пальцы обеих ступней касались друг друга;

- Поставьте подошву одной ноги на икру другой, затем медленно подтяните ее к внутренней части бедра;

- поднимите обе руки над головой, делая при этом вдох;

- соедините ваши руки и сохраняйте эту позу как можно дольше;

  • Анализ познавательной задачи, рефлексия

- Все вместе мы постарались решить нашу проблему «ПОЧЕМУ ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ ПРАВИЛЬНЫМ СТРОЕМ, а ДРУГИЕ ПТИЦЫ БЕСПОРЯДОЧНОЙ СТАЕЙ?»

- Попробуем оценить нашу работу в целом. Начните свой ответ с выбранной фразы…

Доска:

фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я приобрел…
  7. я научился …
  8. у меня получилось…
  9.  я смог…
  10. я попробовал…
  11.  меня удивило…
  12. мне захотелось…
  • Общий вывод о работе в группе

Просмотр содержимого документа
«Научно-популярный текст»

С незапамятных времён люди наблюдали за стаями перелётных птиц.

Уже давно было замечено, что мелкие птицы:

ласточки, стрижи, жаворонки, даже галки — летят беспорядочными стаями.

Журавли и гуси всегда летят правильным строем:

клином, углом, косяком, или, как говорят в народе, «ключом».

Многие годы учёные ломали голову над тем, почему птицы выстраиваются именно таким образом. Это поистине удивительно, ведь природой придуман идеальный способ, который позволяет птицам преодолевать огромнейшие расстояния, при этом, не сбиваясь с курса.



Просмотр содержимого документа
«Проект урока окружающего мира 3 класс - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА - работа с научно-популярным текстом»





Проект урока








Окружающий мир 3 класс (1 – 4)

Тема: Учебно – исследовательская работа «Перелётные птицы». Работа с научно-популярным текстом.

Программа «Гармония», Поглазова О.Т.

Тип урока: Урок преобразования модели.

Форма урока: Групповая







Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3

Города Семёнова

Арютова Валентина Александровна

Педагогический стаж: 24 года

Стаж работы учителем начальных классов: 24 года

Квалификационная категория – I






2014год

Цель: познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта исследовательской деятельности, учить ориентироваться в мире информации.


Задачи:

  • активизировать и актуализировать знания, полученные школьниками при изучении темы «Весна воды, тепла и света», систематизировать знания, познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы;

  • развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать;

  • учить делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования;

  • создание продукта, востребованного другими


Оборудование урока


Учитель:

  • Мультимедийная презентация

  • Карточки – названия групп

  • Листы бумаги для работы в группе

  • Картон для создания модели крыльев

  • Справочная литература:

  • Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка

  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка

  • Большая советская энциклопедия

  • «Солнышки» для шкалы настроения

  • Карточки с заданиями для групп

  • Памятка работы в группе (на листах)

  • Тема исследования «Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы беспорядочной стаей?»



Обучающиеся:

  • Конверты с цветными квадратами для рефлексии

  • Фломастеры, цветные карандаши

  • Ножницы, клей

  • Письменные принадлежности




План урока:


Этапы

Процедуры и операции

Хронометраж

  1. Подготовка к выполнению группового задания

  • Мотивация (ситуация успеха)

1

  • Актуализация знаний

4

  • Целеполагание

  • Выявление места и причины затруднения (текст)

2

  • Построение проекта выхода из затруднения (инструктаж о последовательности работы, распределение задания по группам)

5

  • Планирование работы по группам

  1. Групповая работа (моделирование)

  • Распределение заданий внутри группы

25

  • Индивидуальное выполнение задания

  1. Заключительная часть (оценивание модели)

  • Сообщение о результатах работы в группах

5

  • Анализ познавательной задачи, рефлексия

3

  • Общий вывод о работе в группе






Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Подготовка к выполнению группового задания

  • Мотивация (ситуация успеха)

- На части не делится

Солнце лучистое,

И вечную землю

Нельзя разделить,

Но искорку счастья

Луча золотистого

Ты в силах, ты можешь

Друзьям подарить!


Слайд 2: (3 солнышка – весёлое, грустное, сердитое) + у каждого ученика


- Какое солнышко вам больше нравится? Дорисуй.


- Я очень рада, что у вас отличное настроение.


  • Актуализация знаний

Слайд 3: игра «Найди лишнее – назови одним словом


- Назови лишнюю фразу…

- Оставшиеся фразы объедини одним словом-темой…


- Какой период в жизни птиц наступает с приходом весны?


  • Целеполагание


- О чём мы сегодня будем говорить?


- На уроке мы будем работать с текстом в группах.


- Вспомните правила работы в группах.


Доска: правила работы в группах



  • Выявление места и причины затруднения


Слайд 4 - 5: (Чтение текста учителем под крик журавлей)

Слайд 6: - Прочитайте текст ещё раз.

- Найди в тексте вопрос

(На доске появляется - Тема исследования: «Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы беспорядочной стаей?»


- Выдвинем ГИПОТЕЗУ


  • Построение проекта выхода из затруднения


Слайд 7: Девиз урока

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю» (китайская мудрость)


- Китайская мудрость гласит…

- Чтобы найти ответ на данный вопрос, соберём различную информацию по группам (карточки – названия групп)


- Что необходимо изучить по данной теме?

(ответы детей:

  • уточнить значение трудных слов;

  • узнать кто такие журавли и жаворонки;

  • выяснить, почему их полёт в воздухе разный;


!!!Учитель раздаёт карточки с заданиями







  • Планирование работы по группам


Слайд 8: Группы

  1. Придумайте название для текста.

Выпишите незнакомые слова.

Узнайте у взрослых, что они означают.

  1. Уточни значение трудных слов в словаре

Выполни рисунки клина (косяка) и стаи птиц

  1. Расскажите коротко о том, кто такие журавли.

Составь презентацию.

  1. Узнай, почему журавли летят клином, а жаворонки стаей

Проведи опыт: изготовь и сравни 2 модели крыла – журавля и жаворонка

  1. Узнай, что говорили о журавлях в народе.

Попробуй объяснить народную примету.


Слайд 9: план работы группы


-Прежде чем приступить к заданиям, вы должны определить роль каждого в группе:

СПИКЕР

СЕКРЕТАРЬ

ДОКЛАДЧИК

ПОМОЩНИК


- Затем…








Слова поддержки, одобрения, настрой на УД







Шкала настроения













Классификация и обобщение




ВЕСНА и ПТИЦЫ




МАССОВЫЕ ПЕРЕЛЁТЫ И ГНЕЗДОВАНИЯ




Ответы детей






Называют правила по памятке с доски




Чтение текста детьми про себя + чтение учителем с экрана





ПОЧЕМУ ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ ПРАВИЛЬНЫМ СТРОЕМ, а ДРУГИЕ ПТИЦЫ БЕСПОРЯДОЧНОЙ СТАЕЙ?






































Анализ, но зафиксированный в виде модели;

Каждая группа получает листочек с текстом и заданием к нему.







5 человека

(Романов, Комаров М, Карпова, Комарова Т,)

Чусов)






5 человек

(Градов, Саечников, Толкушина, Кудряшов)




4 человека

(Капустин, Кузнецова Р, Соколов, Яшин,


8 человек

(Городецкий, Горев, Напылова, Молодцов, Булатов, Шевякова, Полунина, Князева)




5 человека

(Кузнецова Э, Скворцов, Абдуллин, Базаркина, Маркелова)




Коммуникативная задача (группой или индивидуально);

1- определить роль каждого в группе;

2 – выполнить свою часть работы, собрать материал;

3 – объединить работу каждого в целое;

4 – защитить работу группы. Сделать сообщение.







Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.




Личностные: построение «Я -концепции» - самоотношение и самооценка






Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение.








Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные: нравственно-этическое оценивание событий



Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение.






























Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия


  1. Групповая работа


  • Распределение заданий внутри группы


  • Индивидуальное выполнение задания

Работа с различными видами информации








Познавательные: анализ объекта с -выделением существенных и несущественных признаков

понимать читаемое, находить нужную информацию и использовать её;

пользоваться информацией, представленной в модельной форме



Коммуникативные: принимать участие в работе группы

Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

умение удерживать учебную задачу; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; приобретение способа действий по достижению целей.

 

  1. Заключительная часть

  • Сообщение о результатах работы в группах, рефлексия


- Вы славно потрудились. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за работу.


- Кто будет защищать модель?

- Каждая группа должна оценить выступление коллег.


Доска: памятка оценки



ДОКЛАДЫ - ЛИСТЫ



Слайд 10: Упражнение «Журавлик»

- Я тоже приготовила для вас информацию.

- Древние японцы считали, что уникальная поза журавля способствует правильному пищеварению, укрепляет дыхательную и кровеносную системы.

- Встаньте так, чтобы ваши ступни были вместе, пятки и пальцы обеих ступней касались друг друга;

- Поставьте подошву одной ноги на икру другой, затем медленно подтяните ее к внутренней части бедра;

- поднимите обе руки над головой, делая при этом вдох;

- соедините ваши руки и сохраняйте эту позу как можно дольше;


  • Анализ познавательной задачи, рефлексия


- Все вместе мы постарались решить нашу проблему «ПОЧЕМУ ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ ПРАВИЛЬНЫМ СТРОЕМ, а ДРУГИЕ ПТИЦЫ БЕСПОРЯДОЧНОЙ СТАЕЙ?»


- Попробуем оценить нашу работу в целом. Начните свой ответ с выбранной фразы…


Доска:

фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я понял, что…

  5. теперь я могу…

  6. я приобрел…

  7. я научился …

  8. у меня получилось…

  9. я смог…

  10. я попробовал…

  11. меня удивило…

  12. мне захотелось…


  • Общий вывод о работе в группе



Рефлексия: Каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом:



Зеленый - Я уже об этом знал(а), но было интересно.

Синий - Я узнал(а) много нового интересного.

Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.




Сообщения по группам


















































Рефлексия

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.


Познавательные: выяснение практического назначения этого умения;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для окружающих высказывания.




Литература:

  • Делавина О.Урок с научно-популярным текстом

  • Савенков А.Методика исследовательской деятельности

  • МОУ СОШ с.Лейпциг.   Исследовательская и проектная деятельность младших школьников




























6


Просмотр содержимого презентации
«Учебно - исследовательская работа ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ 3 класс»

Перелётные птицы Учебно – исследовательская работа по окружающему миру УМК «Гармония» 3 класс Выполнила: Арютова Валентина Александровна,  учитель начальных классов  I категории МБОУ СОШ № 3  Города Семёнова  Нижегородской области

Перелётные птицы

Учебно – исследовательская работа

по окружающему миру

УМК «Гармония» 3 класс

Выполнила: Арютова Валентина Александровна,

учитель начальных классов

I категории МБОУ СОШ № 3

Города Семёнова

Нижегородской области

Весна пробуждаются почки зацветают первоцветы созревают плоды вскрываются реки Птицы детёныши появляются из яиц тело покрыто перьями детёнышей вскармливают молоком уничтожают вредных насекомых

Весна

пробуждаются почки

зацветают первоцветы

созревают плоды

вскрываются реки

Птицы

детёныши появляются из яиц

тело покрыто перьями

детёнышей вскармливают молоком

уничтожают вредных насекомых

С незапамятных времён люди наблюдали за стаями перелётных птиц.   Уже давно было замечено, что мелкие птицы: ласточки, стрижи, жаворонки, даже галки — летят беспорядочными стаями.   Журавли и гуси всегда летят правильным строем: клином, углом, косяком, или, как говорят в народе, «ключом».   Многие годы учёные ломали голову над тем, почему птицы выстраиваются именно таким образом. Это поистине удивительно, ведь природой придуман идеальный способ, который позволяет птицам преодолевать огромнейшие расстояния, при этом, не сбиваясь с курса.

С незапамятных времён люди наблюдали за стаями перелётных птиц.

Уже давно было замечено, что мелкие птицы:

ласточки, стрижи, жаворонки, даже галки — летят беспорядочными стаями.

Журавли и гуси всегда летят правильным строем:

клином, углом, косяком, или, как говорят в народе, «ключом».

Многие годы учёные ломали голову над тем, почему птицы выстраиваются именно таким образом. Это поистине удивительно, ведь природой придуман идеальный способ, который позволяет птицам преодолевать огромнейшие расстояния, при этом, не сбиваясь с курса.

  • Найди в тексте вопрос
« Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю »   (китайская мудрость)

« Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю »

(китайская мудрость)

Придумайте название для текста.  Выпишите незнакомые слова.  Узнайте у взрослых, что они означают. Уточни значение трудных слов в словаре  Выполни рисунки клина (косяка) и стаи птиц Расскажите коротко о том, кто такие журавли и жаворонки.  Составь презентацию. Узнай, почему журавли летят клином, а жаворонки стаей  Проведи опыт:
  • Придумайте название для текста.

Выпишите незнакомые слова.

Узнайте у взрослых, что они означают.

  • Уточни значение трудных слов в словаре

Выполни рисунки клина (косяка) и стаи птиц

  • Расскажите коротко о том, кто такие журавли и жаворонки.

Составь презентацию.

  • Узнай, почему журавли летят клином, а жаворонки стаей

Проведи опыт: изготовь и сравни 2 модели крыла – журавля и жаворонка

  • Узнай, что говорили о журавлях в народе.

Попробуй объяснить народную примету.

План работы в группе 1- определить роль каждого в группе; 2 – выполнить свою часть работы, собрать материал; 3 – объединить работу каждого в целое; 4 – защитить работу группы. Сделать сообщение.

План работы в группе

1- определить роль каждого в группе;

2 – выполнить свою часть работы, собрать материал;

3 – объединить работу каждого в целое;

4 – защитить работу группы. Сделать сообщение.

Упражнение «Журавлик»

Упражнение «Журавлик»

Источники:

Источники:

  • http://s019.radikal.ru/i614/1203/49/8c02def0d0d8.png
  • http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/tc/tcvet/roz/tcvet254.png
  • http:// lenagold.narod.ru/fon/clipart/tc/tcvet/roz/tcvet316.png
  • http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F6%2F91%2F375%2F91375871_397614_html_m5879cf6.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=47&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1024-sh-768-ww-1007-wh-642-pd-1-wp-4x3_1024x768
  • http://muzofon.com/search/%D0%9F%D0%95%D0%A1%D0%9D%D0%AF%20%D0%96%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9B%D0%95%D0%99


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Арютова Валентина Александровна

Дата: 26.07.2014

Номер свидетельства: 110653

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства