kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль исследовательских работ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Роль исследовательских работ в начальной школе»

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя так же должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых учебных компетенций? Вот вопросы, которые сегодня стоят перед учителем. Именно, поэтому ведущей тенденцией современной педагогической теории  и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте.

Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Формирование компетентности идет не только через изучение учебных предметов, но и через другие формы организации школьной деятельности. В формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения.

В нашей работе рассматривается возможность организации учебно-исследовательской деятельности всех без исключения младших школьников с помощью исследовательского метода. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. 

В  основе метода исследований лежит:

- развитие познавательных умений и навыков;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умения интегрировать знания из различных наук;

- умение критически мыслить.

Опишем наш опыт организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников:

Исследовательской деятельностью с детьми в начальной школе мы занимаемся четыре года, не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе. Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Большое значение в подобной деятельности школьников имеют программы и учебники, по которым занимается класс, технологии используемые  учителем. Умелое и последовательное применение учителем данной технологии позволит развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения.  

Учебно-исследовательский процесс необходимо строить, следуя определенной методологии. Первым этапом  в нашей работе стало анкетирование  учащихся. В результате анкетирования детей выявилось их понимание значения слова «исследование». Мы установили исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определили 7 направлений: животные, растения, полезные ископаемые, механизмы, история, речь и язык. Проблематику исследовательских работ определили интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по – своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало вторым этапом в работе над исследованием.

Отдельным направлением стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности детей.

Третьим этапом стало проведение цикла занятий  с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни каждого человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательской работы. Организованная работа  по направлениям, позволила на данном этапе обсудить значимые вопросы  и каждому определить  для себя план действий, поставить задачи. На этом этапе планирование учебно–исследовательской деятельности осуществлялось при помощи педагога.

  Отдельное время, а это четвертый этап выделяется для посещения библиотек и изучения литературных источников. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок начинает действовать самостоятельно, задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект и сделать сообщение по результатам исследования. Сегодня в своем арсенале дети с помощью взрослых активно используют Интернет. Возраст первоклассников не позволяет им самостоятельно справиться с исследованием, потому родители участвуют в работе, но к 4 классу учащиеся способны уже самостоятельно проводить исследование. Большая роль отводится  получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям.

 Подобрав достаточно литературы, дети детально изучают объект исследования, ведут дневники, составляют и проводят анкетирование детей в классе.Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети с удовольствием показывают свои наблюдения с помощью красочных рисунков,  схем, диаграмм, дают образные сравнения, делают выводы, составляют рукописные книги, памятки, альбомы и журналы по своей теме, презентации к работе (памятка по уходу за растениями, книги рецептов,  и т.д.)

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Информация получена в результате практического участия в опытах. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Пятый этап работы. В работу подключаются родители, учитель  и совместно с первоклассниками создают презентации своих работ.

Для этого требуется:

- дать определение основным понятиям;

- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

- выявить и обозначить все известные парадоксы;

- ранжировать свои идеи;

- предложить метафоры и сравнения;

- выработать метафоры и умозаключения;

- сделать выводы;

- указать  пути дальнейшего изучения явления;

- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;

- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Школьники оформили результаты работы исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков,  видеофрагментов, сочинений-сказок, фотоотчетов и другие форм.

Результат работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Конференция младших школьников имела положительные отзывы, как специалистов области образования, так и родителей. Были высказаны рекомендации о продолжении исследовательской работы в начальной школе. Каждый школьник также собрал свои исследовательские работы в портфолио.

Исследовательская деятельность с позиции компетентностного подхода способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток прочных знаний по выбранной теме порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь помощь педагога необходима  не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжить исследование. Наша практика работы над исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Радость, интерес, творческий поиск, споры -  вот составляющие исследовательской деятельности.

Основным принципом в исследовательской деятельности для меня являются строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

Однажды дети принесли в класс емкость для мыльных пузырей, купленную в магазине.

Все смогли играть все перемены, а когда жидкость закончилась, я предложила самим узнать состав этого вещества и принести рецепт в класс. Один мальчик «загорелся» этой идеей – так получилась исследовательская работа на тему: «Тайна мыльных пузырей»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль исследовательских работ в начальной школе»


 «Роль исследовательских работ в начальной школе»


 

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя так же должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых учебных компетенций? Вот вопросы, которые сегодня стоят перед учителем. Именно, поэтому ведущей тенденцией современной педагогической теории  и практики является компетентностный подход, согласно которому под компетентностью понимают качество личности, проявляющейся в деятельности, основанной на знании и опыте.

Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно. Вот почему говорить о компетентности можно только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Формирование компетентности идет не только через изучение учебных предметов, но и через другие формы организации школьной деятельности. В формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения.

В нашей работе рассматривается возможность организации учебно-исследовательской деятельности всех без исключения младших школьников с помощью исследовательского метода. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. 

В  основе метода исследований лежит:

- развитие познавательных умений и навыков;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умения интегрировать знания из различных наук;

- умение критически мыслить.

Опишем наш опыт организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников:

Исследовательской деятельностью с детьми в начальной школе мы занимаемся четыре года, не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе. Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Большое значение в подобной деятельности школьников имеют программы и учебники, по которым занимается класс, технологии используемые  учителем. В рамках образовательной системы «ШколаРоссии» тщательно разработана проблемно-диологическая технология. Умелое и последовательное применение учителем данной технологии позволит развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивать творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения.  

Учебно-исследовательский процесс необходимо строить, следуя определенной методологии. Первым этапом  в нашей работе стало анкетирование  учащихся. В результате анкетирования детей выявилось их понимание значения слова «исследование». Мы установили исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определили 7 направлений: животные, растения, полезные ископаемые, механизмы, история, речь и язык. Проблематику исследовательских работ определили интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по – своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало вторым этапом в работе над исследованием.

Отдельным направлением стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности детей.

Третьим этапом стало проведение цикла занятий  с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни каждого человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательской работы. Организованная работа  по направлениям, позволила на данном этапе обсудить значимые вопросы  и каждому определить  для себя план действий, поставить задачи. На этом этапе планирование учебно–исследовательской деятельности осуществлялось при помощи педагога.

  Отдельное время, а это четвертый этап выделяется для посещения библиотек и изучения литературных источников. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок начинает действовать самостоятельно, задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект и сделать сообщение по результатам исследования. Сегодня в своем арсенале дети с помощью взрослых активно используют Интернет. Возраст первоклассников не позволяет им самостоятельно справиться с исследованием, потому родители участвуют в работе, но к 4 классу учащиеся способны уже самостоятельно проводить исследование. Большая роль отводится  получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям.

 Подобрав достаточно литературы, дети детально изучают объект исследования, ведут дневники, составляют и проводят анкетирование детей в классе .Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети с удовольствием показывают свои наблюдения с помощью красочных рисунков,  схем, диаграмм, дают образные сравнения, делают выводы, составляют рукописные книги, памятки, альбомы и журналы по своей теме, презентации к работе (памятка по уходу за растениями, книги рецептов,  и т.д.)

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Информация получена в результате практического участия в опытах. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Пятый этап работы. В работу подключаются родители, учитель  и совместно с первоклассниками создают презентации своих работ.

Для этого требуется:

- дать определение основным понятиям;

- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

- выявить и обозначить все известные парадоксы;

- ранжировать свои идеи;

- предложить метафоры и сравнения;

- выработать метафоры и умозаключения;

- сделать выводы;

- указать  пути дальнейшего изучения явления;

- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;

- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Школьники оформили результаты работы исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков,  видеофрагментов, сочинений-сказок, фотоотчетов и другие форм.

Результат работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

 

Конференция младших школьников имела положительные отзывы, как специалистов области образования, так и родителей. Были высказаны рекомендации о продолжении исследовательской работы в начальной школе. Каждый школьник также собрал свои исследовательские работы в портфолио.

Исследовательская деятельность с позиции компетентностного подхода способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток прочных знаний по выбранной теме порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь помощь педагога необходима  не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжить исследование. Наша практика работы над исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Радость, интерес, творческий поиск, споры -  вот составляющие исследовательской деятельности.

Основным принципом в исследовательской деятельности для меня являются строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

Однажды дети принесли в класс емкость для мыльных пузырей, купленную в магазине.

Все смогли играть все перемены, а когда жидкость закончилась, я предложила самим узнать состав этого вещества и принести рецепт в класс. Один мальчик «загорелся» этой идеей – так получилась исследовательская работа на тему: «Тайна мыльных пузырей»

Литература:

  1. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы».- М.: «Сентябрь», 2002, №2

  2. Дереклеева Н. И. Научно - исследовательская работа в школе.- М.: Вербум-М.,2001

  3. Леонтьев А. А. Социальная психология.- М., МГУ, 1988

  4. Савенков А. И. путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.,2004

  5. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».- М.: «Сентябрь»,2003, №8

  6. Сергеев Н. К.тОсобенности организации и содержания научно – исследовательской деятельности. М.- 1993




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Роль исследовательских работ в начальной школе

Автор: Азнакулиева Шерингуль Жамаловна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "132985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416428995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО" "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "212515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431864875"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Взаимодействие родителей и педагогических коллективов как предмет договора о формировании новой модели выпускников начальной школы"
    ["seo_title"] => string(147) "vzaimodieistviie-roditieliei-i-piedaghoghichieskikh-kolliektivov-kak-priedmiet-doghovora-o-formirovanii-novoi-modieli-vypusknikov-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "311275"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459177959"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-pri-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "320630"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461120571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства